МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА С НАРУШЕНИЕМ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА С НАРУШЕНИЕМ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ

Ибе Л.А. 1
1Сахалинский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования состоит в том, что воспитание и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из важнейших задач целого ряда специалистов: социальных педагогов, социальных работников, психологов, воспитателей. Не секрет, что негативные обстоятельства, в результате которых произошли серьезные изменения в судьбе детей, и они остались без попечения семьи, часто ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности, затрудняют своевременное формирование и развитие системы ценностей, принятых в обществе.

Заметим, что успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных социальных навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Но их полноценное формирование, как правило, затруднено в условиях государственного попечения, в результате чего дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и имеют искаженные представления о себе и своих возможностях, системе ценностей как основы мотивации сознательного поведения.

Мы полагаем, что для успешной социализации и социальной адаптации воспитанников детского дома очень важно сформировать у воспитанников ценностно-нормативные основы в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому нами была разработана модель психосоциальной деятельности специалистов детского дома, направленная на развитие социально адаптивного поведения воспитанников и представленная ниже.

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

I.Диагностический этап

1.Работа с подростками

 

Методы педагогической диагностики

  • наблюдение за поведением воспитанников

  • беседа с воспитанниками об отношении к жизни, другим людям, себе

  • психолог,

  • воспитатель,

  • социальный педагог

  • составление представления об особенностях личности воспитанников

 

2.Методы психологической диагностики

  • тестирование (методика "Ценностные ориентации", автор М. Рокич)

  • анкетирование (методика диагностики социально-психологической адаптации, аторы К. Роджерс и Р. Даймонд)

  • психолог

  • получение объективной информации об особенностях социально-психологической адаптации и ценностных ориентациях воспитанников

 

3.Методы социальной работы

  • биографический метод

  • анализ документов

  • социальный работник,

  • получение информации об истории жизни воспитанников

2.Работа с педагогами

 
  • беседа с педагогами о личностных и поведенческих особенностях восптанников

  • социальный работник

  • получение информации о личностных и поведенческих особенностях восптанников

II.Аналитический этап

Наличие информации, требующей обобщения

  • анализ результатов

  • обобщение результатов

  • конкретизация результатов

  • социальный педагог

  • психолог

  • социальный работник

  • воспитатели

  • постановка социально-педагогического диагноза: адаптация/неполная адаптация/дезадаптация

  • выявление сложившихся ценностных ориентаций

  • разработка индивидуальной программы коррекции

III.Коррекционно-профилактический этап

1.Работа с подростками

Неполная адаптация или дезадаптация,

трудности

формирования системы ценностных ориентаций

  • создание условий для расширения кругозора воспитанников посредством приобщения к литературному чтению

  • совместное обсуждение произведений

  • анализ конфликтных ситуаций

  • индивидуальные беседы

  • разработка и проведение воспитательных мероприятий

  • социальный педагог

  • приобщение воспитанников к культурному наследию, традициям, нормам поведения, принятым в обществе

  • воспитание привычек нравственного поведения

  • развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности и др.

  • разработка и проведение тренингов, адаптирующих воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, направленных на форомирование умений оплачивать платежи, делать покупки и др.

  • социальный работник

  • формирование навыков адаптивного поведения

  • формирование готовности соблюдать принятые в обществе нормы и ценности

  • индивидуальные беседы и консультации

  • тренинг общения

  • поведенческий тренинг

  • психолог

  • обучение воспитанников устойчивым навыкам позитивного взаимодействия с окружающими людьми,

  • обучение социально приемлемому поведению

  • формирование устойчивой социально направленной системы ценностей

2.Работа с педагогами

Разрозненные действия специалистов

  • проведение социально-психолого-педагогических консилиумов

  • социальный педагог

  • социальный работник

  • психолог

  • систематический и последовательный и согласованный характер деятельности всех специалистов при работе над решением проблемы

IV.Заключительный этап

Мониторинг результатов

Таким образом, процесс формирования ценностно – нормативных основ, лежащих в основе социально адаптивного поведения личности воспитанников детских социальных учреждений, имеет ряд особенностей, которые складываются под воздействием специфических условий организации их жизнедеятельности и устранения последствий нарушений первичной социализации.

Список использованной литературы

  1. Психологическая лаборатория: описания психологических тестов [Электронный ресурс] // Vch.narod.ru: [сайт]. [2013]. URL: http://vch.narod.ru/file.htm (дата обращения: 18.11.2013).

Просмотров работы: 1608