МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ НАД ПРОБЛЕМОЙ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАБОТЕ НАД ПРОБЛЕМОЙ ДЕВИАНТНОГО МАТЕРИНСТВА

Хромова М.А. 1, Киле В.С. 1, Черная Е.В. 1
1Сахалинский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Материнство - это сложный феномен, который базируется на физиологических механизмах, имеет свою эволюционную историю, культурные традиции и индивидуальные особенности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что в основе материнства лежат социально-психологические установки, определяющие менталитет и жизненные ориентиры женщины в конкретный период. Поэтому говорить о проблеме в плоскости реализации женщиной только лишь биологического инстинкта, мы полагаем, не корректно. Поэтому мы рассматриваем проблему с позиций психосоциального подхода.

Заметим, что в наши дни, вследствие целого комплекса причин, готовность стать матерью утратила лидирующие позиции в иерархии ценностей женщины. В результате этого острой проблемой стало появление такой формы, как девиантное материнство (отклоняющееся от нормы).

Как известно, естественным считается поведение матери по отношению к ребенку, которое способствует сохранению и развитию его здоровья: психического, физического и духовного. С этой точки зрения девиантное материнство можно рассматривать, как такое поведение матери, которое не способствует сохранению здоровья ребенка, а, напротив, нарушает и затрудняет нормальный процесс его развития.

Выделяют два основных вида девиантного материнского поведения, а именно:

  1. подростковое материнство вследствие ранней беременности и неготовности принять ребенка;

  2. материнское отказничество от ребенка взрослой женщины вследствие нежеланной беременности.

Наряду с имеющимися сегодня вариантами, решение указанной проблемы, мы полагаем, возможно при тесном взаимодействии медицинских работников и специалистов по социальной работе. Большое значение в этом процессе, на наш взгляд, отводится специалистам, работающим в женской консультации. В этой связи нами была разработана модель медико-социальной профилактики девиантного материнства, представленная ниже:

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемый результат

Диагностический этап

1.Работа с женщиной

Готовность женщины отказаться от ребенка при рождении (по информации врача-гинеколога)

Психодиагностика

Психолог

  1. Получение первичной информации о личности посредством визуальной диагностики

  1. Наблюдение за поведением подростка/женщины в процессе консультации

  1. Беседа с подростком/ женщиной

Психолог

  1. Выявление существующих личностных установок у подростка/женщины

  1. Психологическое тестирование с использованием методик:

  • «Незаконченные предложения» (модифицированный вариант методики Сакса и Леви),

  • методика PARI (Е. Шеффер, Р. Белла),

  • анкета "Супос-8",

  • метод ассоциаций

Психолог

  1. Получение объективной информации о выраженности того или иного признака в результате тестирования и анкетирования

 

Социальная диагностика

  1. Социальный патронат (составление социального паспорта семьи, акта посещения семьи и др.)

Социальный работник

  1. Получение объективной информации о социально-бытовых условиях жизни подростка/женщины.

  2. Выявление факторов социального риска у подростка/женщины

2.Работа с родственниками

 
  1. Беседа о сложившейся ситуации с родственниками подростка/женщины

Социальный работник

  1. Получение объективной информации об отношениях с родственниками и готовность оказать посильную помощь в судьбе женщины

Аналитический этап

Наличие необработанной информации, полученной в ходе диагностики

  1. Анализ документов

  2. Обобщение итогов

  3. Разработка индивидуальной коррекционно-профилактической программы

Психолог

Социальный работник

  1. Подтверждение или опровержение факта девиантного поведения подростка/женщины

  2. Разработка индивидуальной программы социально-психологической помощи

Коррекционно-профилактический этап

1.Работа с подростком/женщиной

Страх и тревога из-за неизвестности в будущем

  1. Психологическая подготовка к родам

Психолог

  1. Снижение или устранение тревожности

  1. Консультация по вопросам социального обеспечения

Социальный работник

  1. Получение информации о социальной помощи

  1. Доабортные консультации специалистов

Психолог

Социальный работник

  1. Формирование у женщины желания родить ребёнка.

  2. Психосоциальная поддержка в период беременности со стороны специалистов

  1. Профилактическая работа по соблюдению здорового образа жизни

Социальный работник

  1. Выработка и/или поддержка установки на создание здоровой атмосферы в семье

2.Работа с родственниками

 
  1. Беседа с родственниками

Социальный работник

  1. Формирование у родственников готовности к изменениям в семье и возможности оказать любую поддержку подростку/женщине

Заключительный этап

 
  1. Проведение повторной диагностики

  2. Сравнение результатов первичной и повторной диагностики

  3. Обобщение результатов

  4. Оценка эффективности работы специалистов

Социальный работник,

психолог

  1. Снижение или устранение потенциальной готовности к девиантному поведению со стороны подростка/женщины.

  2. Достижение цели или корректировка методов работы специалистов

Таким образом, ведение в учреждениях здравоохранения, в том числе в женских консультациях, стационарных учреждениях, должности социального работника, мы полагаем, может способствовать более эффективному решению проблем, выходящих за рамки чисто медицинских.

Просмотров работы: 2060