РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Лисавенкова А.Н. 1
1Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социальной коммуникации пожилых людей актуальна, так как с выходом на пенсию, меняется образ жизни пожилого человека, первое, с чем он сталкивается узкий круг общения. Для пожилых людей сохранить нормальное, полноценное общение означает не поддаться одиночеству и, следовательно, отодвинуть старость. Проблемы социально-психологического, экономического, бытового характера вырабатывают у пожилых людей чувство отчужденности, ненужности, невостребованности в обществе порождая за собой низкий уровень коммуникации. Социальная активность падает, не только из-за боязни пожилых людей быть помехой, но и в связи с утратой прежнего места работы, потерей контактов, отдаленность от семьи и плохого состояния здоровья.

Решение проблемы социальной коммуникации людей пожилого возраста в социальном контексте необходимо искать в сфере досуга и повышении социальной активности. Главной задачей учреждений социальной защиты в отношении пожилых граждан в современной России стало поддержание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой и коммуникативно-досуговой деятельности.1

В социальных учреждениях Российской Федерации при организации социальной помощи пожилым применяются различные методы и технологии. Так, в ряде учреждений системы социальной работы используются различные социальные технологии, коммуникативные виды досуга, арт-терапевтические методы и пр.

Клубная работа с пожилыми гражданами

Клубная работа на сегодняшний день является одной из популярнейших форм активизации образа жизни пожилых людей, как в зарубежных странах, так и в России. Пожилому человеку в клубе предоставляется возможность проявить свои знания и умения, поделиться своим опытом, узнать и увидеть что-то новое.

Клубная работа с пожилыми гражданами в настоящее время в Российской Федерации развивается в разных направлениях: социально-педагогическом, социально-психологическом, социокультурном, правовом, и др. Она осуществляется как при социальных службах, так и по месту жительства, по месту прежней работы, при учреждениях культуры, образования, общественных организациях и др.2

В России существует множество клубов по поддержке пожилых людей:

  1. «Серебряный возраст»

Клуб организован в сентябре 2011 года. Задача клуба состоит в том, чтобы помочь пенсионерам и людям пожилого возраста рационально использовать своё свободное время для интеллектуального, эстетического и физического развития, общественной деятельности, общения и занятий по душе. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полноценной. Обстановка в клубе располагает к творчеству и активной жизни.

В течение года в клубе проходят встречи с интересными людьми, беседы, правовые консультации с приглашенными специалистами различных ведомств, организация выставок, просмотр кинофильмов, лекции, праздничные огоньки, чаепития, конкурсные программы.3

  1. Клуб для пожилых людей «Гармония»

Создание клуба по интересам для пожилых людей «Гармония» на базе школы было вызвано проблемами, которые возникают у людей старшего поколения: болезни, одиночество, обиды, социальная незащищенность.

Проект направлен на помощь людям пожилого возраста на добровольческих началах, чтобы сделать их жизнь более содержательной. Предоставление пожилым людям микрорайона возможность общения по интересам на бесплатной основе, разработка программы занятий по оздоровительной гимнастике и компьютерной грамотности, создание сайт клуба для размещения актуальной информации.4

  1. Клуб пожилых людей “Второе дыхание”

Клуб пожилых людей “Второе дыхание” был создан в 1994 году в День пожилого человека. В клуб вошли блокадники, ветераны войны и труда, малолетние узники фашистских концлагерей и просто пенсионеры. Организаторы клуба ставили задачей клуба оздоровление пожилого человека и организация досуга пенсионеров.

Сейчас в клубе насчитывается более 100 человек. Обстановка в клубе располагает к творчеству и активной жизни! Члены клуба собираются один раз в неделю: проводят репетиции коллектива художественной самодеятельности, делятся новостями, устраивают чаепития. Процесс «неформального» общения доставляет пожилым людям огромное удовольствие и поднимает им настроение. Естественной доброй традицией стали поздравления членов клуба с Днями Рождения и Праздниками. Художественная самодеятельность клуба находится почти на профессиональном уровне, участники коллектива выступают в домах отдыха, санаториях и на всех городских праздниках г. Ломоносова. Члены клуба – блокадники проводят в городских школах уроки памяти, уроки мужества.5

  1. Клуб интеллектуального общения пожилых «Филантроп»

Целью его деятельности является поддержание и развитие жизненного тонуса в целях релаксации личности пенсионера творческой профессии. Защита интересов граждан пожилого возраста. Пропаганда здорового образа жизни, а также организация интеллектуального общения людей, психологическая помощь и социальная помощь.6

  1. Клуб «Собеседник»

Девиз клуба «Когда душа бывает молодой, тогда не страшен возраст пожилой». Целью клуба является поддержка пожилых, вовлечение в жизнь общины, дать возможность обрести уверенность в себе, проявить свои творческие способности, поделиться своими знаниями и опытом. Клуб обеспечивает пенсионерам возможность проведения досуга, реализацию творческих способностей, повышения жизненного и духовного потенциала.

Основными целями общественных организаций и программ являются содействие адаптации пожилых людей; создание условий, способствующих их независимости, сохранению достоинства личности, помощь в преодолении болезней, бедности, и максимальное нахождение пожилых в привычной обстановке.

- Вологодская региональная организация Общероссийской общественной организации - Общество «Знание» России. Деятельность организации помогает пожилым людям адаптироваться к жизни в современных условиях, обрести уверенность в своих силах, реализовать себя, таким образом, решая актуальную социальную проблему.

Аспектами данной организации является создание условий для насыщенной, полноценной и достойной жизни пожилых людей; вовлечение в сферу полноценной гражданской деятельности, творческой и социальной активности, повышение информированности и правовой грамотности.7

- «Возвращение к истине» - московская общественная благотворительная организация пенсионеров и инвалидов;

- Общероссийская общественная благотворительная организация инвалидов - жертв полит-репрессий "Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий" (РАЖНПР);

- «Встреча» - региональная общественная организация пенсионеров;

- «Десница мира» - общество инвалидов и пенсионеров;8

Благотворительная программа "Место встречи: диалог" – это одна из программ, направленная на повышение общественного признания и улучшение социального положения людей пожилого возраста, переживших тоталитарные режимы: национал-социалистский и сталинский, стимулирование их к активному участию в общественной жизни. Привлечение внимания общества к их судьбам, жизненным достижениям, к их роли в общественной жизни, а также способствовать плодотворному диалогу между поколениями.9

Арт-терапевтические методы

- Библиотерапия. Социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения).10

- Изотерапия. Терапия художественным творчеством – универсальный психотерапевтический метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.

- Арт-терапия. Реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.).

- Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. 11

- Игровая терапия. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. К видам направленной игровой терапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Для многих людей игра любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

- Глинотерапия. Глинотерапия эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. 12

- Гарденотерапия. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает.

Спорт, активный отдых и туризм

Спорт, активный отдых и туризм. Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Кроме того, у пожилых людей уменьшаются осложнения, вызванные недостатком физической активности. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов. 13

Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Образование пожилых людей

В России, также как и в зарубежных странах существует образовательная система для пожилых людей. В нашей стране существует 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых, пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения. Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области.

Самой распространенной формой продолжает оставаться самообразование, ориентация на духовную культуру и самопознание. К основным источникам относятся чтение книг, прессы, просмотр кинофильмов, общение.

В качестве примера новой для России формы образования можно привести Высшую Народную школу для пожилых людей в Санкт-Петербурге, открывшуюся при институте образования взрослых РАО при поддержке городских и общественных организаций.

Целью Высшей Народной школы является организация бесплатных форм образования для пожилых людей. Здесь применяются самые разнообразные формы и методы работы: читаются лекционные курсы (например, «Духовные основы русской культуры», «Медицина и здоровье» и т.п.), проводятся практические занятия («Психология общения», семинары по природе и экологии, английский язык и др.), осуществляются клубные формы общения (клуб интересных встреч, вечера поэзии и др.), организовываются экскурсии в театры и музеи.

С 2002 года работает Народный факультет в Новосибирском государственном техническом университете. Народный факультет НГТУ для пожилых людей привлекает в основном людей классического пенсионного возраста с различным уровнем образования. После окончания Народного факультета слушатели получают свидетельство (примерно по 130 человек в год). Стабильные наборы слушателей, результаты мониторинговых исследований позволяют рассматривать Народный факультет НГТУ как современную и эффективную форму социальной работы с пожилыми людьми.

В Санкт-Петербурге в 2002 году была запущена программа Университет пожилых «Серебряный возраст» - программа для пожилых людей в возрасте старше 55 лет призванная для решения ключевых проблем, с которыми сталкивается любой пожилой человек, достигший почтенного возраста. Обучение в университете «Серебряный возраст» способствует нахождению пенсионерами новых способов применения на практике своего жизненного и профессионального опыта. Также процесс обучения дает возможность сформировать культуру образования пожилых, культуру активности и принятия себя в «серебряном возрасте», с одной стороны, и положительное отношение к пожилым людям и феномену старости в обществе.

Также в России, начиная, с 2000 года реализуется международный проект «Расширение возможностей участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России». В проекте с российской стороны участвуют пять некоммерческих организаций из разных регионов страны.

В Москве образовательные мероприятия направлены на налаживание контактов между пожилыми людьми и местными администрациями. Также одной из целей является создание своеобразных общественных координационных комитетов, которые бы занимались защитой интересов пожилых людей.

Образовательные программы для пожилых людей могут иметь самую различную форму и содержание. Очень существенным моментом является опора, на восприятие старения как этапа эволюции человека, который имеет свои ресурсы, а также рассмотрение пожилого человека как субъекта образования. Выбор образовательных программ должен основываться на мониторинге потребностей пожилых людей, нуждающихся в образовательных услугах.

1 Холостова.Е.И. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой//. - М., 2012. – с.240

2 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е.И.Холостова//.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», -2011. –c.141

3 [Электронный ресурс] – URL: http://petrbiblioteka.jimdo.com (Дата обращения 2.10.2013)

4 [Электронный ресурс] – URL: http://www.school705.ru/index.php/klub-dlya-pozhilykh-lyudej-garmoniya (Дата обращения 4.10.2013)

5 Название – URL: http://spb.spravedlivo.ru/53468.html (Дата обращения 13.10.2013)

6 Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ / ВОЗ, Женева, 2013. - с. 57.

7 [Электронный ресурс] – URL: http://dobroedelo.org/vologodskaya-regionalnaya-organizaciya-obshherossijskoj-obshhestvennoj-organizacii-obshhestvo-znanie-rossii/ (Дата обращения 17.10.2013)

8 [Электронный ресурс] – URL: http://www.pencioner.ru/news/detail/o_pensionerah/obshestvennye_organizatcii_pensionerov_rossii/ (Дата обращения 17.10.2013)

9 [Электронный ресурс] – URL: http://www.hesed.spb.ru/ru/mvdialog/ (Дата обращения 22.10.2013)

10 Климук С.С. Организация досуга пожилых людей методами PR / С.С.Климук// Современные научные исследования и инновации. –2012. - № 11-с.164

11Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. /Ю.А.Стрельцов// - Изд.2-е - М МГУКИ, 2009. – c.296

12 [Электронный ресурс] – URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18819 (Дата обращения 5.11.2013)

13 Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник./ Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников// - М: МГУКИ, 2007. –с.329

Просмотров работы: 7835