ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Власова М.О. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам». В период от двух с половиной до трёх с половиной лет ребёнок переживает т.н. кризис трёх лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо.

Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают вою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и, в то же время, понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка. Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Важно помнить, что этот кризис порождён тем, что ребёнок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и от взрослых, человека. Упрямство детей, проходящих кризис, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что у них есть воля. Поэтому, старайтесь не задавать ребёнку вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ, поскольку именно факт отрицания просьб взрослых и даёт уверенность и удовлетворение собственной значимости. На вопрос: «Ты хочешь пойти в магазин с мамой?», скорее всего, вы услышите ответ «Нет!». Разумнее было бы сообщить о том, что вы идёте в магазин, и если малыш пойдёт с Вами, то там его ждёт что-то интересное. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения. «Вбивание» послушания и покорности, а особенно физическое наказание, не дадут хороших результатов. Лишь, наоборот, способствуют тому, что дети позже вымещают агрессию на товарищах по игре. От взрослого в этот период, когда увеличивается количество обострений отношений и между сверстниками в группе или во дворе, требуется большое терпение. Нужно показывать детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы всех сторон, а также учить детей договариваться. Помните, что период кризиса обязательно закончится и дети станут более миролюбивыми.

1. Определение самостоятельности в педагогике

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет:

1) умение реагировать на критику, умение её принимать;

2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за свои действия. Ответственность невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой ответственности является свобода выбора.

3) дисциплина. Она имеет два плана – внешний и внутренний. Внешняя дисциплина характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно этот вид дисциплины характерен для самостоятельности.

Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

Академик И.С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

К.П. Кузовкова, исследуя труды венгерского учёного И. Молнар, указывает, что, по мнению автора, самостоятельность - это интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли.

В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности.

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

2. «Я САМ» или кризис трех лет

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

1. Негативизм. «Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.» Надо заметить, что качество это, приобретаясь в три года вполне пригодиться нам в дальнейшем, чтобы просто уметь сказать «НЕТ».

2. Упрямство. «Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении.» Благодаря этому навыку ребенок учит себя и других считаться со своей личностью, прислушиваться к своему мнению. Настойчивостью это качество станет в более стершем возрасте.

3. Строптивость. «Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.»

4. Своеволие. «Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла». Я сам придумал это, я сам это и сделаю, например разрисую обои в комнате)))

5. Обесценивание взрослых. В этом возрасте любимые мамочка и папочка впервые могут услышать из уст своего крохи слова «дура», «плохой» и т.д. Важно понимать, что малыш на самом деле так не считает. А если и считает маму «плохой», то в данный конкретный момент времени, и именно такую маму, потому что он твердо уверен, что мама есть и «хорошая».

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" - писал знаменитый русский психолог Л. С. Выготский.

7. «В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.» Будьте готовы, уважаемы родители принять маленького «деспота» и спокойно, но уверенно ставить его в рамки, не позволяя усугублять эту черту.

В этот период самая главная задача, которую решает маленький человек, - это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. "Я сам" - такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость.

Таким образом, кризис трех лет - это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, его окружающих. Причем, если ребенку не удается убедить в этом, в первую очередь, самого себя, то в дальнейшей жизни ему будет очень трудно.

В этот период происходит полная перестройка отношений ребенка со взрослыми, которые его окружают. Кризис трех лет - это ломка устоявшихся взаимоотношений для того, чтобы построить новые формы отношений между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста у малыша возникает тенденция к самостоятельности, что знаменует собой не только появление этой самостоятельности, заметного внешне, но и одновременное отделения ребенка от мамы. До этого малыш воспринимал маму как часть себя. Теперь он почувствовал себя самостоятельным отдельным человеком.

Опять родители с удивлением наблюдают проявления упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. И если в возрасте одного года ребенок просто делала, или по крайней мере пыталась делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами "Я сам". И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает не "хочу", когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п. Что же произошло?

А имеет место то, что ребенок впервые осознала себя как лицо, отделила себя от родителей. Малыш раньше не мог ни попить, ни поесть, ни пойти куда без мамы. Теперь его руки и ноги стали ловкие и послушные - он получил физическую самостоятельность. Он может пойти на кухню и съесть печенья, которое лежит на столе. Может получить с полочки то, что ему нужно. Может сказать, чего хочет и вообще - выразить собственное мнение. А с физической самостоятельностью постепенно приходит и психологическая, когда ребенок осознает свои новые умения и возможности. Рывок физического развития, сделал ребенок, провоцирует рывок психологического развития.

Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Обычно это ему не всегда удается, поэтому и вызывает протест и негативизм. Ребенок отказывается подчиняться требованиям, предъявляемым взрослые, настаивает на собственной мысли, на своем решении, иногда это бывает похоже на то, что ребенок объявила войну родителям и протестует против всех постоянных правил и обычаев, которые существовали ранее.

Что могут сделать родители? Проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий. Конечно же, сейчас все по-другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания. Теперь, когда у ребенка уже есть восприятие себя как личности, реальное видение своих "хочу", его намерения становятся сознательными. Такое маленького человека уже невозможно "переключить" на другое. Управлять поведением трехлетнего малыша становится гораздо труднее. Отныне нельзя просто навязывать ему свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку.

Как действовать в таких ситуациях? Предоставить сыну или дочери право выбора, можно заранее предупреждать малыша, например, о том, что "скоро мы пойдем гулять, ты завершай игру и начинай собираться. Увидите, что скоро ваш ребенок действительно будет готова отправляться на прогулку.

Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя ответственно, а значит и создает родителям меньше тревог относительно личной безопасности. Малыш сам может решить, будет кушать "добавку" каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Но умение ребенка предусматривать опасность - это та навык, который требует целенаправленного обучения и формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла - острая, огонь - жжет и т.п. Пусть малыш попробует пальчиком прикоснуться к кончику иглы и почувствует, что ему больно, в следующий раз осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что она не будет подвергаться лишний раз опасности.

Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша чувство уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем, если он пойдет в садик.

Самое важное, что происходит с вашим малышом в период от года до трех, - это начало становления личности. Первые, почти невидимые, шаги в этом направлении происходят уже в год. Но с начала второго года жизни процессы в развитии личности становятся более интенсивными: ребенок, как мы уже говорили, начинает отделять себя от взрослого. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить собственное "Я", и она ищет повод, чтобы противопоставить себя взрослому.

Вот два примера, иллюстрирующие такое поведение. Маленький Паша (2 года 7 месяцев) подходит к плите и говорит сам себе: "Паша, нельзя трогать плиту", и сразу же себе отвечает "А я буду". Кроме умения отделить свои желания от желаний взрослых, дети еще и учатся самоконтроля.

Через некоторое время после проявлений "кризисной" поведения, испытав терпение родителей, узнав о определенные границы дозволенного в своем поведении, ваш малыш, уже гораздо самостоятельнее и взрослее, продолжает развиваться и меняться, но происходит это на высшем уровне. Ведь теперь эта маленькая особа уже много знает и может, она научилась важным вещам, которые нужны для жизни в мире людей: умеет говорить, достаточно уверенно ходит и делает столько всего, что год назад ей было недоступно. Таким образом, взаимоотношения со взрослыми поднимаются на качественно новый уровень. Ребенок, отделяя себя от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.

В этом возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая, вместе с тем, похожа на деятельность старших, - ведь родители выступают для малыша образцом, и он хочет действовать, как они. Осознав себя, свои желания, ребенок впервые начинает осмысленно хотеть их реализовать. А это - первый шаг навстречу взрослости.

3. Формы развития самостоятельности

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

К трем годам ребенок способен сам раздеться и одеться при небольшой помощи взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности. Обучение навыкам самообслуживания – это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». Поругаться и заставить - разве это способ поощрить самостоятельность? Современные дети нуждаются в совсем других методах.

Одной из форм развития самостоятельности является проведение регламентированной деятельности с детьми в ДОУ. Представим некоторые конспекты занятий. Занятие 1. «Одень куклу Машу, одень куклу Сашу…»

Взрослый предлагает ребенку помочь одеть на прогулку кукол: мальчика и девочку. В данной игре можно решать сразу несколько задач, познакомив ребенка:

• С сезонной одеждой;

• С одеждой, которая подходит мальчику и девочке (условно);

• С одеждой, которая надевается в зависимости от ситуации (праздничная, спортивная, домашняя);

• Со взрослой и детской одеждой.

В процессе одевания взрослый акцентирует голосом и интонацией: «Эту рубашку наденем на Сашу, а эту юбку наденем на Машу».

Важно, чтобы в результате повторений ребенок понял, что кого-то – одевают, а что-то – надевают.

Занятие 2. «Чьи детки?»

Взрослый показывает малышу картинки с изображениями животных – кошки, собачки, козленка, коровы. Ребенок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает поиграть в игру: «Чьи детки?», когда надо подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей

Занятие 3. «Мишка заболел»

Для этого занятия понадобится любая «одушевленная» игрушка (кукла, медведь, зайчик), а также игрушечный градусник, бинт, пузырек.

Взрослый подносит мишку к ребенку, здоровается с ним от имени мишки, показывает, как мишка топает ножками, рычит, предлагая ребенку повторить эти звуки и движения. Затем взрослый говорит, что мишка жалуется: у него болит животик и головка.

Взрослый предлагает полечить мишку: показывает, как ставить градусник, «дает ему лекарство» (из пузырька), укладывает спать, напевая «Баю-бай, баю-бай, мишка глазки закрывай!» Затем мишка «выздоравливает» и «благодарит» ребенка за помощь.

Занятие 4. «Кукла в гости к нам пришла»

Взрослый показывает малышу куклу. Затем рассказывает стихотворение и в соответствии с ним вместе с ребенком выполняет игровые действия.

Это кукла наша,

Зовут ее Наташа,

Куклу любят все ребятки,

С ней играть мы можем в прядки,

Можно дать покушать кашки,

Молоком поить из чашки,

Вот я ванну принесла.

Кукла, мойся-ка сама!

Будет чистенькой Наташа,

Спать уложим куклу нашу!

(А.Барто.)

В другой раз можно рассмотреть куклу, сравнивая, чем она похожа и чем отличается от человека. Взрослый спрашивает у ребенка: «А это как называется? А у тебя есть ручка? Покажи! Где у куклы ручка?» и так далее.

4. Методика диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

На основе изученной литературы представим анкету для воспитателей младшей группы детского сада изучающей умения у детей младшего дошкольного возраста в художественном творчестве.

Инструкция: в процессе наблюдения оцените следующие умения по пятибалльной шкале (для каждого ребёнка индивидуально).

1. Пользоваться карандашом.

. Пользоваться кисточкой и красками.

. Наносить простые линии и пятна гуашью.

. Использовать различные цвета для создания выразительных образов.

. Отделять при лепке небольшие кусочки от целого куска материала.

. Раскатывать кусочки, расплющивать шар, палочку-колбаску.

. Лепить простейшие предметы, состоящие из 2-3 частей.

. Сооружать элементарные постройки.

. Составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры при аппликации.

. Поддерживать порядок на рабочем месте во время работы.

Кроме этого, была найдена анкета по поводу бытовых умений детей младшего дошкольного возраста.

Оцените следующие бытовые умения по пятибалльной шкале (для каждого ребёнка индивидуально).

1.Убирать за собой игрушки.

.Одеваться.

.Мыть и вытирать руки.

.Кушать самостоятельно.

.Выполнять указания взрослого.

Показателями самостоятельности выступают стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Заключение

Итак, самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в труде, в игре, в познании, в общении. Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний на все большие области жизни ребенка.

Роль взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Подчеркну, что самостоятельная деятельность становится условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Литература

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.

2. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.

3. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132.

4. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23.

5. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

Просмотров работы: 35152