СТРИТ-АРТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТРИТ-АРТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стрит-арт – самое значительное культурное явление после панка. Несмотря на юный возраст большинства современных стритрайтеров, это явление уже насчитывает три десятка живописных лет и тысячи километров использованной городской площади.

Как и у всякого жанра, у стрит-арта есть свои «старшие братья». Один из них – монументальный и взрослый ленд-арт с солидной поддержкой организаций защиты окружающей среды. В конце прошлого века они параллельно с граффитчиками, терроризирующими горожан, искали безлюдные места и из того, что попадется под руку, создавали нечто. Пришел на каменистую местность – делай что- то из камней, в лес – сучки и шишки тебе в руки. Результаты, цели, способ, иногда даже выразительные средства ленд- и стрит-арта совпадают. Различны только мотивы творчества, и то только потому, что далеко не все уличные заморачиваются экологией планеты.

Стрит-арт – это не граффити, вернее, не только граффити. Стритрайтеры используют напропалую не только баллончики с краской. В их арсенале мелки, трафареты, пластик, изолента, стикеры и многое другое, включая лазерные проекции и светодиодные инсталляции. И еще уличному художнику просто необходим фотоаппарат или кинокамера, ведь их произведения крайне недолговечны. Запечатлеть изображение на память – первое, что надо сделать перед тем, как убежать. Стритрайтеры подшучивают над рекламой и множат сюжеты из сокровищницы мирового искусства от Ноя до Микки-Мауса и Обамы.

В 80-х букв на городских стенах было больше, чем рисунков. Райтеры малевали свои тэги, лого, аббревиатуры, только им ведомые сокращения – это был всего лишь райтинг. Правда, в расписывании стен тэгами есть и другая, не имеющая никакого отношения к искусству сторона: их нужно написать как можно больше и в самых неожиданных местах. Легендарного тэг-райтера по кличке Рэвз хорошо знают в Нью-Йорке. Им было написано около 5 тысяч тэгов Revs. Это уже спорт. И как тут не вспомнить, что первыми граффитчиками были уличные банды, метившие таким образом территорию своего влияния.

В 90 х стало больше символов, образов, полотен. Тогда появился Шепард Фейри с его тэгом «Obey» («Подчиняйся»), а неутомимого Рэвза сменил ностальгический Invader (Захватчик). Он создавал несложные мозаичные композиции в виде фигур инопланетян из допотопной аркадной видеоигры Space Invaders. На своем сайте он разместил карту, где отмечает места, которые посетили его аркадные захватчики.

Тогда же активное творчество начали многие звезды современного стрит-арта. Бэнкси прославился своими трафаретами (или стенсилами). Марк Дженнингс ваяет скульптуры людей из пластика и скотча, а потом размещает их в самых неожиданных местах, например, на рекламном биллборде или в городском фонтане.

В начале ХХІ века двухмерное, плоское изображение отходит в прошлое, оставляя место стремлениям художников к 3D-объему. В связи с новейшим стрит-артом часто упоминается термин «оптические иллюзии». Такие произведения выполнены с учетом перспективы и угла зрения. Но безъязыким стрит-арт из-за этого пока не стал. Художники нередко прибегают к помощи текста, комментируя картинку, например, как в комиксах.

Стрит-арт – исключительно урбанистическое искусство. Стритрайтер существует и творит только в большом городе, богатом на новостройки, промзоны и просторные тротуары для моциона. И самое главное, – здесь снует многотысячная толпа потенциальных зрителей.

Искусство «вывалилось» из музеев и галерей на улицу, но не присоединилось к площадному. Несмотря на все социальные, политические, экспериментальные и художественные различия, уличных художников объединяют три незыблемые категории: безвозмездность творчества, городские стены и тротуары в качестве объекта для будущей работы и никакого сотрудничества с органами правопорядка, то есть с властями. Однако практика показывает, что все проблемы стритрайтеров связаны с коммерциализацией и нелегальностью их творчества.

Стрит-арт и реклама близки по средствам и способу самовыражения. С 70-х годов прошлого века известен термин «партизанский маркетинг». Помимо устоявшихся методов (раздача буклетов в метро, листовки в почтовых ящиках) в последнее время появилось много новых. Например, вирусный или эпатажный маркетинг. Не брезгуют рекламисты и всеми наработками стритрайтеров. Технически разница невелика, а цели – прямо противоположны.

Несомненно, один талантливый уличный художник лучше дюжины поденщиков из какого-нибудь сетевого рекламного агентства. Но он не работает там, предпочитая скромные анонимные халтуры. Деньги нужны для собственных работ. Для приобретения краски, различных инструментов и приспособлений типа лебедок, подвесных механизмов, страхующих тросов, если, конечно, картина будет нарисована не на асфальте. Иногда без спонсорства не обойдешься, гласные или негласные спонсоры есть у многих уличных художников. Как правило, большинство крупных стрит-артовских проектов в основном спонсорские.

Если очень хочется, можно заниматься чем-то оригинальным и без всяких спонсоров. Например, можно заклеивать скотчем трещины на внешних стенах домов. Пару лет назад питерский провокатор, именующий себя Агон Нога, забомбил родной город плакатами формата А3 и А4, на которых простеньким и ровным почерком были написаны какие то фразы. Он отказался от всяких граффити-прибамбасов. А заодно и от всех знаков препинания: «осторожно дети легко ломаются», «ну вот нашел ты смысл жизни и чего», «все такое прямо уф». Это граффити? Нет! Стрит-арт? Да!

Аналогичным творчеством занимаются дублинцы Asbestos. Они делают стикеры с текстом: объявления о пропаже с небольшим рисунком. А теряют Asbestos решительно все – от билета в туалет до чаши Грааля. Для нашедших есть e-mail.

Ультралевые считают, что если уличный художник работает за деньги, он не вправе называться стритрайтером, равно как и его творчество никакой не стрит-арт. Отсюда и частые упреки в продажности в адрес многих известных художников. Иллюстрация тому — творчество американского художника Шепарда Фейри.

В 80-х Фейри клеил стикеры, в 90-х разрисовывал Лос-Анджелес и однажды сделал заставку для MTV: «Молодняк, – рассказывал художник, – сразу зашумел, что я продался. Но я ни цента не получил от MTV, и они от меня тоже не получили ни гроша». В 2000-х предвыборный плакат Обамы с надписью «Надежда» сделал Фейри известным. Сейчас нарисованная им за полчаса картина представлена на всеобщее обозрение в Национальной портретной галерее Вашингтона. Но он не стал от этого богаче, штаб будущего президента ничего ему не заказывал. Это была инициатива самого Шепарда Фейри и только его: «Для меня существует единственное правило, я не буду браться за работу от клиентов, с которыми у меня моральный и этический конфликт. Я отказал ребятам из Hummer и Camel, потому что не согласен с ними».

Производитель стремится привлечь внимание к своим товарам, а художник к своим картинам. Шепард Фейри считает, что не столь важно, где уличный художник находит средства для своего проекта. «Если я получаю деньги от крупных компаний, то могу финансировать другие свои проекты. Пусть они не окупаются, но зато имеют непосредственное отношение к искусству и политике, это то, на что я хотел бы обратить внимание общества».

У известности есть другой серьезный недостаток: работы Фейри легко узнаваемы, поэтому его и по сей день задерживает полиция, он платит немалые штрафы. Самый памятный арест произошел в 90-х. Шепарда взяли с поличным. Полицейские следили за ним из гражданской машины, когда он расклеивал постеры. Это было своего рода подразделение по борьбе с граффити, они внимательно читали журналы по этой тематике и сразу узнали в нем «этого чувака из Род-Айленда». «Имея при себе 80 постеров, 300 стикеров, пару трафаретов и баллонов, отмазаться было очень трудно», – вспоминает Фейри...

Литература:

  1. Стрит-арт (Street Art) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-top.ru/modern_art/street_art.html

  2. Street art. Журнал «Шо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sho.kiev.ua/article/342

 

Просмотров работы: 1230