СУПЕРПЛОСКОСТЬ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СУПЕРПЛОСКОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Такаси Мураками

Впервые термин «суперплоскость» использовал Такаси Мураками, который и стал родоначальником этого направления. Этим термином он назвал новый визуальный язык, отличающий творчество многих его соотечественников. Если внимательно посмотреть, то с одной стороны, Мураками использует эстетику анимэ и манга, то есть японский поп-арт, а с другой стороны, «плоские» изображения – родом из классики японского искусства. Неслучайно это направление появилось именно в Японии и обещает стать их «национальным» стилем в современном искусстве. «У нас, в японской культуре, нет объёмных, трёхмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D-формы, так называемая суперплоскость. В этом и заключается особенный шарм японской живописи», – говорит Такаси Мураками.(Tkashi Murakami).

Мураками – современный японский художник, один из лидеров нео-попа ранних 90-х. В своем творчестве часто обращается к эстетике аниме и манги (покемоны — в числе его любимых персонажей). Он много времени и усилий уделяет созданию и продвижению собственного бренда. С этой целью он часто сотрудничает с известными марками и именами. Родившийся в Японии в 1962-м году, Такаси Мураками принадлежит к поколению художников, чей изобразительный язык объединяет мотивы, связанные с народной культурой, и традиционные черты японского искусства, такие как плоскостность, образцовость и орнаментальность.

Являясь одним из наиболее влиятельных художников, процесс становления которого пришёлся на послевоенное время, Такаси Мураками создал значительное количество работ, которые за сравнительно небольшой период времени приобрели достаточно широкую аудиторию – начиная от коллекционеров и заканчивая подростками – фанатами видео-игр.

Мураками на практике – это не только своеобразный идол поп культуры, но и человек, мастер, художник, всю свою жизнь посвятивший достижению симбиоза традиций национальных традиций с поп-культурой, создавший этим взаимосвязь между высоким искусством и массовой культурой.

В своих многочисленных интервью Такаси Мураками охотно делится рецептом известности: надо исторически обосновать происхождение стиля, добавить запоминающихся образов, секса и намекнуть на неотвратимость смерти, а также постоянно изучать арт-рынок.

Мураками ввел в обиход не только термин «суперплоскость», но и сформированный из слов «поп» и «отаку» неологизм «Po-Ku Revolution», которым характеризуется данное течение японской поп-культуры. Ярким представителем этой культуры и является наш сегодняшний герой-живописец.

Он современный японский художник, который работает в различных направлениях медиа-искусства, а также в цифровых и коммерческих СМИ, балансируя между понятиями высокого и низкого искусства. Он берет популярные темы из средств массовой информации и поп-культуры, а затем превращает их в собственные неповторимые образы.

В детстве Такаси Мураками (Takashi Murakami) хотел стать не космонавтом и не летчиком, – он уже тогда мечтал создавать мультфильмы. Детским мечтам суждено было сбыться, и сейчас Такаси Мураками является известным художником и мультипликатором, руководителем студии Kaikai Kiki и автором многих шикарных дизайнерских сумочек от Louis Vuiton, поскольку давно и плотно сотрудничает с этим знаменитым брэндом.

Kaikai Kiki – международная корпорация, главой, владельцем и основателем которой является Такси Мураками, а Kaikai и Kiki – это символы компании. Kaikai Kik – это творческая мастерская и кузница кадров Мураками.

Kaikai Kiki – слова означающие атмосферу, в которой проявляются привидения и призраки. По словам Такаси Мураками это хорошее слово, чтобы назвать им компанию. Примерно в это же время художник придумал персонажа Oval, который родился под влиянием сказки про Шалтая-Болтая и двух его спутников, которых он назвал Kaikai и Kiki.

Что касается Louis Vuitton, то это известнейшая компания, производящая чемоданы, сумки, часы и аксессуары. Можно сказать, что фирма Louis Vuitton и изобрела чемодан. Это говорит о том, что Мураками – человек массовой культуры, и искусство ради искусства – не его принцип.

Практически каждый сезон Louis Vuitton выпускает новую коллекцию сумок. Нередко такие коллекции создаются при участии какого-нибудь известного художника или деятеля искусств. Среди них не раз оказывался и Такаси Мураками, именно благодаря его творческому подходу были созданы коллекции сумок Multicolore, Panda и Cherry Blossom.

Сын водителя такси и домохозяйки, Мураками начинал карьеру художника, обращаясь к традиционным мотивам и техникам. В токийском Университете изящных искусств и музыки он изучал живопись нихонга – своеобразный гибрид японской и европейской живописи, возникший в конце XIX века. Правда, по признанию самого художника, все, о чем он мечтал в это время, – это уметь рисовать идолов культуры отаку. Кроме художественных практик, Мураками нередко обращается и к мировоззренческим проблемам. Направление, обозначенное им самим как superflat, базируется на философии, согласно которой Япония построена на плоскостном восприятии мира. Все существует на одном уровне – массовая культура, работа, развлечения, семья. Высокая культура так и не пришлась по вкусу японцам, выбирающим по жизни срединный путь. Понятие superflat он использует и в искусстве, относя к нему изображения, обладающие иллюзией глубины и перспективы. "Япония проиграла войну, и последующие 20 лет искусство было в крайне печальном состоянии. Все было разрушено и доведено до нищеты. Но, с другой стороны, Америка, которая выиграла войну, стала лидером мировой культуры. Так родилась поп-культура. Мы, японцы, жаждали этой поп-культуры, но мы были не в состоянии предоставить экономическую базу, необходимую для ее расцвета. Как результат – из сложившихся обстоятельств выдавилась более дешевая и все же доставляющая радость культура, своеобразная форма минимализма в индустрии развлечений, или «суперплоское искусство», способное противостоять поп-мейнстриму. Для японцев искусство существует где-то на уровне брендов. Бренды так устроены, что хотя они слишком дороги для среднего потребителя, тем не менее, при горячем желании этот самый потребитель может их себе позволить. Люди сражаются за именные вещи только потому, что те выражают мнимую разницу между ними. Вот все и увлеклись этими уникальными французскими брендами. С точки зрения Америки, такое поведение выглядит довольно глупо и плоско. Но мы выросли в такой вот реальности», – говорит Мураками.

Мураками получил докторскую степень в стиле живописи йога, смеси западного и восточного стилей XIX века, однако из-за бешеной популярности анимэ и манги, студент разочаровался в нихонге. Он обрёл новую страсть – к отаку-культуре, осознав, что именно её можно назвать наиболее подходящим олицетворением современной японской живописи.

Работы Такаси Мураками (Takashi Murakami) нетрудно узнать среди тысяч других. У него особенный, неповторимый стиль, который вызывает нервный смех у поклонников размеренного минимализма и радостные визги у любителей аниме и манги. Да-да, в своем творчестве серьезный доктор философии Мураками использует эстетику кавайной японской мультипликации, потому его принты пестрят забавными и немного ненормальными зверушками, цветочками, грибочками, ягодками...

Работа под названием «Smooth Nightmare» – яркий пример популярных картин Мураками в стиле «superflat». На ней представлены неоднократно повторяющиеся в его творчестве мотивы грибов. Сама же по себе повторяемость грибов в содержании – хороший пример соединения в работе тем андеграунда и альтернативы. Когда-то японский художник написал, что стремится распространять поку, так как считает, что анимация и отаку способны породить новую культуру.

И эта новая культура есть не что иное, как новая волна, или омоложение, современной японской арт-сцены.

Для художника гриб – это нечто милое, вызывающее ассоциации с волшебными сказками. «Грибы на моих рисунках могут пониматься еще и в историческом контексте, как метафоры трагедии Хиросимы и Нагасаки, как символ атомной бомбы. Это очень важно для людей моего поколения».

Такаси Мураками окрасил классические коричнево-золотые орнаментальные сумки в молочно-белый цвет и «населил» их цветастыми орнаментами с участием фирменных персонажей – нервных медвежат, веселеньких цветочков и ядовитых вишенок. Главным героем работ Такаси Мураками является придуманный им в 1993 году Мr. DOB – психоделический мальчик с широченной белозубой улыбкой, широко раскрытыми глазами.

В одном из интервью Такаси Мураками спросили, кто такой Мистер Доб? Он сильно похож на одного популярного детского персонажа, которого зовут Чебурашка. Этот Чебурашка некоторое время назад начал пользоваться популярностью и в Японии. Чем отличается Мистер Доб от Чебурашки, или, скажем, от Микки-Мауса?

Ответ был таков: «Ничем». Мистер Добб – это результат эксперимента. Мураками хотел проверить, каким образом на свет появляются популярные персонажи, которые остаются значимыми и хорошо продаваемыми через десятки лет после их создания.

«Наверное, это трудно объяснить, но сочетание букв DOB я придумал, общаясь со своими ассистентами. Мы повторяли дурацкие шутки стэндап-комиков и смешные фразы из манга-сериалов, вроде там была такая фраза, «dobojite, dobojite», это слово «почему», сказанное с акцентом. Я взял первые три буквы из английского написания этого слова, и имя было готово! Оставалось придумать персонажа. Я и мои помощники-студенты изучили массу иллюстраций, буклетов компакт-дисков в поисках концепции, и нам очень в этом помог графический дизайнер Генто Мацумото. Сначала мы планировали, что у мистера Доба будет три глаза, по количеству букв D, O, B, но потом остановились на двух ушах и овале лица. Вот и все. Еще можно сказать, что мистер Доб – это мой автопортрет».

Такаси Мураками с одинаковой легкостью берется за создание скульптур, картин, анимационных видео, ковриков для мышей, брелоков, скейтбордов. Для тех, кто не посещает аукционы современного искусства, есть возможность приобрести мини-скульптуры, выпущенные тиражом в 100 экземпляров. Правда, для этого придется заглянуть в магазины для любителей манга и аниме.

В своих работах Мураками играет с такими противоположностями, как Восток-Запад, прошлое и настоящее, высокое и низкое, оставаясь при этом забавным и доступным. Его работы объединяют мир популярной японской современной культуры и исторической японской живописи.

Сейчас Мураками – звезда японского искусства. Его разноплановая деятельность охватывает искусство, дизайн, анимацию, моду и популярную культуру.

Литература:

  1. Суперплоскость Такаси Мураками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consome.wyinc.ru/2010/06/04/superploskost-takasi-murakami/

  2. Булатов А. Такаси Мураками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/painter/takashi_murakami/index.html

  3. Такаши Мураками - психоделический поп-арт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gallery2-allart.do.am/news/takashi_murakami_psikhodelicheskij_pop_art/2009-12-24-9

 

Просмотров работы: 1955