ОБРАЗЫ ИЗ ПЕСКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗЫ ИЗ ПЕСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рисование песком как новое, нетрадиционное направление изобразительного искусства необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу, когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям.

Рисование песком на стекле или блюде, либо рисование на песке песком другого оттенка или другого цвета уходит своими корнями в глубокое прошлое: такая практика имела сакральное предназначение у разных народов. По сей день из цветного песка выкладываются буддийские мандалы, а в XVIII веке традиция создания песочных изображений использовалась в процессе гаданий и магических действ. Это совершенно не удивительно: блюдо или стекло с рассыпанным на нём песком (а иногда и солью) может служить универсальной «чертёжной доской», где даже абстрактные и случайные образы могут принять в сознании человека распознаваемый облик символических образов, а сам песок служит прекрасным материалом, «заземляющим» всё сотворенное на необычной песочной доске.

В качестве материала, «заземляющего» энергию песок используют и в наши дни, поэтому рисование песком широко применяется в качестве метода психотерапии, как при лечении детей, так и взрослых. Однако в последние годы наметилась широкая тенденция к превращению рисования песком в относительно самостоятельный вид художественной деятельности, что отобразилось в закрепившемся англоязычном наименовании данного творческого направления – «сэнд-арт».

При всей своей красоте и неповторимости данного вида изобразительного искусства, всё данное направление объединяет лишь единственный признак – использование песка в качестве материала для создания художественного произведения. Однако произведения из песка сильно различаются по своему масштабу, степени проработанности художественных деталей, а также по статике либо динамике создаваемых образов. По масштабу можно выделить ландшафтное песочное искусство, которое во многом сближается с ландшафтным дизайном и его противоположность – песочную миниатюру, которая выполняется в студийных или даже в домашних условиях. Если домашняя или студийная песочная миниатюра является популярным и общедоступным жанром, то в сфере ландшафтного сэндарта уже выделяются известные авторы. Так, например, Андреас Амадор – ландшафтный художник из Сан-Франциско. Большинство своих творений он делает в полнолуние с помощью нескольких человек. Граблями они вычерчивают самые замысловатые геометрические фигуры и формы во время приливов. Затем, за пару секунд до того, как их творение исчезнет под волнами, Андреас фотографирует полученный рисунок.

Совершенно другая разновидность сэндарта основана на понимании песочного изображения не как статичной картины больших или малых масштабов, но как живого и динамичного процесса. Песок как податливый материал позволяет совершенно свободно, в режиме живого времени, менять создаваемые образы, преобразовывать изображение. Таким образом, здесь можно не только сменить одно изображение на другое, но и показать эволюцию одного художественного образа через добавление или исключение различных нарисованных деталей. Данный вид искусства уже обрёл своих любителей, поклонников и тех, кто специализируется на данном художественном направлении, создавая целые песочные повествования. В случае динамично меняющихся образов, которые появляются из под рук художника прямо перед глазами публики, как правило, в сопровождении соответствующей образному колориту музыки, сами образы не могут быть детально проработанными, так как временные условия этого не позволяют. Однако они должны быть очень броскими и яркими, что требует продуманного сценария построения динамичной композиции и предварительного поиска выразительных возможностей при минимальном движении рук сэнд-артиста. Таким образом достигается по сути театральный эффект, который, к тому же усиливается самими условиями создания песочной композиции. Как правило, такое действо проводится с подсвечиванием доски, на которой происходит рисование, что создаёт яркие и выразительные светотеневые контрасты.

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Эстетическими качествами обладает и сам процесс рисования: прикасаясь к песку, человек чувствует его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и сглаженность линий создают эффект своего рода «песочной магии», волшебства. Большое выразительное значение имеет вариативность процесса: здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться. Любой созданный в режиме реального времени образ будет самоценным художественным явлением и в полной мере отразит своеобразие авторского замысла в сочетании с причудливостью его передачи в текучем и податливом материале. Наиболее часто встречающиеся сюжеты песочных картин – это пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции.

Для того чтобы создавать картины из песка, необязательно иметь художественное образование, что делает данный вид искусства доступным для всех, хотя уже намечается тенденция к появлению авторов, специализацирующихся в данном виде искусства.

Литература:

  1. Песочная фантазия. Рисунки песком на стекле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moikompas.ru/compas/sand_art

  2. Песочная терапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bigcity.com.ua/info/p6

  3. Рисование на песке. Мастер-класс для родителей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maaam.ru/detskijsad/risovanie-na-peske-master-klas-dlja-roditelei.html

 

Просмотров работы: 1240