ХУНДЕРТВАССЕР – ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ХУНДЕРТВАССЕР – ПРИРОДА В АРХИТЕКТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фридрих Штовассер — австрийский архитектор и живописец, родился 15 декабря 1928 года в Вене. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм.

Радостным детство мальчика из бедной еврейской семьи назвать трудно: отец умер очень рано, малышу с матерью пришлось пережить нацистские времена и депортацию родственников, многие из которых погибли. Но талант Фридриха пробился, как росток сквозь асфальт. С шести лет его тянуло к рисованию. В детстве он учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Когда ему было 20 лет, он сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения Friedensreich – то есть, ≪богатый миром≫ Hundertwasser. Молодой художник много путешествовал по свету, долгие годы провел на Востоке. В Японии изучал традиции живописи, на островах Океании и в африканских странах – народное искусство. Так возник его интерес к орнаментальности и декоративности, появилось желание понять связь и взаимозависимость природы и человека. Ему довелось жить и работать на всех континентах, кроме разве что Антарктиды. Говорил он на семи языках.

Уже в 1952 году состоялась его первая выставка в родной Вене, потом были Милан и Париж. После выставки в Токио в 1961-м к нему пришла уже мировая известность. Его картины и гравюры отличаются абстрактной пестротой красок и мягкими линиями. Творения Хундертвассера-зодчего заметно перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для него стало отсутствие прямых линий, кривизна поверхностей. Архитектурой он занялся только в начале 80-х годов, когда по заказу городских властей Вены построил жилой дом.

На открытие этого дома, который носит имя своего создателя (Hundertwasser-Haus), собралось 70 тысяч человек. До сих пор это самый посещаемый дом в Австрии. При его строительстве Хундертвассер воплотил в жизнь все свои идеи. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые им стены получают замысловатые изгибы. Окна, по его мнению, имеют ≪право на самоопределение≫. А все пространство вокруг своего окна человек может раскрасить по собственному усмотрению. В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон. ≪Упорядоченные фасады – это концлагерь≫, считал он. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое.

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Одну из таких бесконечных спиралей он решил нарисовать в 1959 году в Гамбурге. Хундертвассер устроил непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В то время он был приглашенным доцентом в Высшей школе искусства на Lerchenfeld. Вместе с друзьями Б. Брохом и Г.Шульдтом Хундертвассер устроил ≪спиральный марафон≫ на стенах учебного класса. Они работали два дня и две ночи. Черно-красная спираль достигла высоты двух с половиной метров, когда возмущенное руководство школы прервало этот перформанс. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов — скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также завершал свои дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев.

Жизнь Хундертвассера была такой же дерзкой и нетрадиционной, как его творчество. Общество он поражал не только своей живописью и архитектурой, но и экстравагантными выходками. Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Выражая свое стремление к созданию мирной, близкой к природе среды обитания для человека, он написал два манифеста и выступил с ними в 1967 году в Мюнхене, а на следующий год в Вене. Правда, при этом и сам оратор, и две его ассистентки были полностью обнаженными, что заставило некоторых возмущенных зрителей покинуть зал. Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине.

Хундертвассер много работал над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. Среди известных работ – почтовая марка для ООН (ей была присуждена золотая медаль), официальный плакат ХХ Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, ≪флаг мира≫ для Ближнего Востока, на котором звезда Давида соседствует с полумесяцем.

Недалеко от Гамбурга, в городке Uelzen, по проекту Хундертвассера построен единственный в мире вокзал, объединяющий природу и архитектуру. Уже не первый год он входит в тройку самых красивых вокзалов Германии: золотые башенки, мозаичные колонны, асимметричные своды. Интерьеры туалетных комнат заставят вас забыть, зачем вы, собственно, туда зашли. К тому же это не просто вокзал, а целый комплекс, посвященный архитектору. Здесь есть ресторан ≪Arte≫, сувенирный киоск с плакатами Хундертвассера, музей, где выставлена его графика и работы из фарфора.

Яркой и необычной жизнь Хундертвассера оставалась до самого конца. Даже смерть застала его в 2000 году не на больничной койке, а в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера ≪Queen Elisabeth II≫. Похоронили гения архитектуры на его земле в Новой Зеландии под тюльпановым деревом в ≪Саду счастливых умерших≫.

Я собираюсь породниться с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори.

Литература:

  1. Борисова Т. Хундертвассер – природа в архитектуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beiunsinhamburg.de/2010/%D1%85%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80-%E2%80%93-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80/

  2. Фриденсрайх Хундертвассер Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E8%E4%E5%ED%F1%F0%E0%E9%F5_%D5%F3%ED%E4%E5%F0%F2%E2%E0%F1%F1%E5%F0

Просмотров работы: 1130