ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы интеллектуальная собственность приобретает все более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, производственной, предпринимательской, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности, интеллектуальная собственность является объектом охраны во всем мире. В Российской Федерации, в условиях развития рыночных отношений, права на интеллектуальную собственность постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров на внешнем и внутреннем рынке1. В связи с этим возрастает актуальность формирования эффективного механизма правовой охраны интеллектуальной собственности. Всем тем, кто непосредственно связан с использованием результатов творческой деятельности, необходимо иметь четкое представление о том, что такое интеллектуальная собственность, в чем заключается ее сущность, как она охраняется, а также к каким серьезным материальным потерям может привести нарушение прав на нее.

Гражданско-правовые способы защиты распределены по группам в зависимости от того, для защиты каких видов авторских и смежных прав (а также объектов творческой деятельности) они могут применяться:

- способы, которые могут применяться при защите любых прав (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; возмещение убытков; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления);

- способы, применяемые для защиты лишь абсолютных прав (публикация решения суда о допущенном нарушении, использование технических средств защиты);

- способы, применяемые только при нарушении личных неимущественных авторских или смежных прав (компенсация морального вреда);

- способы, которые могут применяться лишь при защите исключительного права (компенсация за нарушение исключительного права; изъятие контрафактных материальных носителей, изъятие оборудования, устройств и материалов; ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя);

- способы, применяемые лишь для защиты относительных авторских прав (присуждение к исполнению обязанности в натуре, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами).

Изучив и исследовав гражданско-правовое регулирование творческой деятельности в РФ, можно сделать вывод о том, что предметом правового регулирования таких прав являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы. Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, литературы, техники, искусства и других сферах творческой деятельности. Ее роль не ограничивается охраной готовых результатов творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных договоров.

Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях, связанных с творческой деятельностью, а не только с ее результатом.

Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности, общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств. Так, закон предусматривает возможность граждан иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, иного результата интеллектуальной (творческой) деятельности.

Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные виды обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества детально регламентируют законодательство о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, продажу лицензий и передачу «ноу-хау», авторских и тому подобных договорах.

В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о праве собственности и других вещных правах, опосредующих наделение творческих организаций (научно-исследовательских институтов, студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.)2.

Важную роль в области научно-технического и художественного творчества играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в ГК, а также в специальных законодательных актах.

Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства, законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав гражданского права лишь в той мере, в какой они регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права3.

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия на совершение различных действий (по использованию результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные авторские права, права на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере4. Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

Тождество или сходство функции авторского, изобретательского права, права на промышленный образец не означает необходимости включения последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их самостоятельное существование в системе гражданского права.

Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право – его содержание. Для признания творческого произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества. Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения5.

Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный образец.

Выявление общих черт в различных институтах, опосредующих сферу научно-технического и художественного творчества, полезно для развития законодательства, правовой теории, правоприменения и изучения права6. Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском права единого "комплексного" института, опосредующего творческую деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для функционального обособления норм, скажем, изобретательского и авторского права.

Само законодательство, регулирующее творческую деятельность, как уже говорилось выше, имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Отдельные нормы содержаться также в международных актах, ратифицированных в Российской Федерации.

Так ст. 7.12. КоАП предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав. Статьей отмечены такие деяния, касающиеся творческой деятельности и ее объектов, как

  • ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода;

  • незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца7.

Ст. 14.33 КоАП говорит о недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг8.

Уголовный кодекс РФ криминализирует нарушение авторских и смежных прав, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Нормами финансового права регулируется конкретно денежная (материальная) сторона вопроса творческой деятельности. А именно пределы допустимой оплаты за объект творческой деятельности, так называемые авторские вознаграждения и т.д.

Трудовое право регулирует труд творческих работников. Например, работников редакций средств массовой информации. То есть людей. Чья профессиональная деятельность связана с использованием своих творческих способностей и результатов их творческой деятельности.

В своей работе я решила более подробно рассмотреть гражданско-правовую защиту отношений, связанных с творческой деятельностью, а также такое явление как контрафакция.

Контрафакция (от лат. contra «против», и facere «делать») - нарушение авторского права или смежных прав путем подделывания объектов интеллектуальной собственности.

Иногда термин «контрафакция» используется для обозначения нарушений в сфере интеллектуальной собственности вообще. В законодательстве РФ употребляется также термин «контрафактный экземпляр» - экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение указанных прав.

Контрафакцией является не только изготовление контрафактных экземпляров, но и их сбыт, и иное распространение, в частности ввоз на территорию РФ. Контрафактные экземпляры подлежат конфискации с последующим их уничтожением либо передаче законному владельцу авторского права или смежных прав в счет понесенных им убытков. В последнее время вместо термина «контрафакция» часто применяются термин «пиратство» и производное от него понятие – «пиратский экземпляр», «пиратская копия»9.

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;

  • создание копии и передача её кому-либо ещё;

  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии10.

Самым простым способом защиты от контрафакции, согласно ст. 1271 является знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы "C" в окружности;

  • имени или наименования правообладателя;

  • года первого опубликования произведения11.

Но, конечно, лишь факта использования символики недостаточно. Существует также защита от несанкционированного копирования — система мер, направленных на противодействие несанкционированному копированию информации, как правило, представленной в электронном виде (данных или кода коммерческого программного обеспечения). При защите от копирования используются различные меры: организационные, юридические, и технические (программные и программно-аппаратные).

Основная идея организационных мер защиты заключается в том, что полноценное использование продукта невозможно без соответствующей поддержки со стороны производителя.

Предусмотрена ответственность, в соответствии с действующим законодательством, как за использование контрафактных экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, так и за преодоление применяемых технических средств защиты12.

Следует также отметить факт того, что нарушение авторских и смежных прав карается также и уголовным законом. Так ст. 146 УК РФ предусматривает наказание как раз за нарушение авторских и смежных прав. Данная статья предусматривает меру наказания, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет13.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц. По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены поворотом государства лицом к своим гражданам: от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека14.

В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения.

К общегражданским способам относятся:

1) признание права;

2) восстановление права;

3) пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4) возмещение убытков;

5) признание сделки (договора) недействительным;

6) взыскание особой неустойки при несвоевременной оплате.

Особые (дополнительные) способы защиты, предусмотренные специальным (авторским) законодательством:

1) взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав;

2) выплата компенсации (конкретный размер определяется судом).

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование и распоряжение произведениями, охраняемыми авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК. В частности, речь идет о применении ст. 1250 ГК «Защита интеллектуальных прав», ст. 1251 ГК «Защита личных неимущественных прав», ст. 1252 ГК «Защита исключительных прав».

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

При нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановлены нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении.

Пресечение действий нарушающих права автора, достигается запрещением выпуска произведения в свет либо прекращением его распространения. Независимо от требований автора, связанных с защитой его личных неимущественных прав, согласно ст. 499 ГК, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора15.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения16.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Нарушение имущественных прав может быть связано с нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись, клавир и т.п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением авторского права17.

Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока исковой давности.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 01.03.2012) //СЗ Российской федерации М.,ИНФА-М.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в ред. от 07.03.2012) // СПС Консультант Плюс, 2012

  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2012).

  4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 №227-ФЗ).

  5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1 (в ред. от 09.02.2009 №10-ФЗ)

  1. Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

  2. Грибанов В.П. «Осуществление и защита гражданских прав». М., 2009.

  3. Гришаев С. П. «Защита авторских прав» // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2008

  4. Зенин И.А. «Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие» / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2010.

  5. Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3

  6. Мерзликина Р. «Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права» //Авторское право (ИС). 2008 г. №2.

  7. Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие / И.В.Свечникова. – М.: Дашков и К, 2009.

  8. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. – «Гражданское право: Учебник»./под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К, М.: 2007


1 Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3

2 Мерзликина Р. «Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права» //Авторское право (ИС). 2008 г. №2

3 Мерзликина Р. «Еще раз о творчестве как о признаке объектов авторского права» //Авторское право (ИС). 2008 г. №2

4 Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие / И.В.Свечникова. – М.: Дашков и К, 2009 - С. 165.

5 Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

6 Зенин И.А. «Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие» / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2010 – с. 82

7 Ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях

8 Ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях

9 Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3

10 Гришаев С. П. «Защита авторских прав» // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2008

11 Ст. 1271 Гражданского Кодекса Российской Федерации

12 Гришаев С. П. «Защита авторских прав» // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2008

13 Ст. 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации

14 Грибанов В.П. «Осуществление и защита гражданских прав». М., 2009. С. 117, 132.

15 Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

16 Сергеев А.П., Толстой Ю.К. – «Гражданское право: Учебник»./под. ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К, М.: 2007 – С. 399.

17 Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

Просмотров работы: 7476