РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА БРАК И УВАЖЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА БРАК И УВАЖЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституция Российской Федерации1 закрепляет, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 31), обеспечивается государственная защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст.7; ч. 1 ст. 38), а забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). К сожалению, действительность показывает, что в современном российском обществе и государстве эти нормы являются, декларативны и забыты практикой.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Конституция РФ однозначно отдает приоритет в данной сфере правового регулирования общепризнанным принципам и нормам международного права. В том числе и нормам, содержащимся в Римской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Защиту от дискриминации на почве сексуальной ориентации обеспечивают законы Европейского Союза (ЕС); на нововступившие страны распространяются дополнительные требования по поводу соблюдения прав человека.

Основополагающие договоры ЕС были пересмотрены при подписании Амстердамского договора, с тем, чтобы дать ЕС орудие для борьбы против дискриминации по признаку сексуальной ориентации.

Хартия Европейского Союза об основных правах, задуманная как кодекс основных прав граждан ЕС, была провозглашена в декабре 2000 года в Ницце. Хотя на данный момент Хартия носит рекомендательный характер, она играет важную роль, поскольку в ней выражена позиция ЕС по вопросам прав человека. Хартия важна для лесбиянок, геев и бисексуалов, так как в статье 212 содержатся явные антидискриминационные положения: «Любая форма дискриминации по любому признаку, включая пол, расу, цвет кожи, этническое или социальное происхождение, генетические черты, язык, вероисповедание или убеждения, политические или другие мнения, принадлежность к национальному меньшинству, имущество, рождение, болезнь, возраст или сексуальную ориентацию, должна быть запрещена».

В Российской Федерации в связи с принятием Уголовного кодекса (1996 г.) мужеложство больше не представляет собой общественно опасное деяние. Сексуальные отношения между женщинами вообще никогда не квалифицировались как преступления. Уголовному преследованию подвергаются насильственные гомосексуальные действия наравне с насильственными гетеросексуальными действиями. Более того, в соответствии с Международной классификацией болезней гомосексуализм исключен из перечня психических заболеваний. Следует делать вывод, что сексуальные отношения между однополыми партнерами больше не расцениваются противозаконными и не являются патологией, однако при этом права на признание государством и обществом данных отношений у таких партнеров нет3.

Конституция не ограничивает перечень критериев, по которым исключается дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Подтверждением такой позиции российского законодателя является отсутствие норм, прямо дискриминирующих положение гомосексуалистов. В международно-правовых документах, ратифицированных Россией, запрет на дискриминацию, основанную на сексуальной ориентации, также прямо не указан4.

Для многих гетеросексуальных пар гражданский брак - это личный выбор. У гомосексуальных пар выбора нет. При этом до определённого момента большинство живущих в гражданском браке не задумывается о тех юридических проблемах, которые связаны с наличием / отсутствием штампа в паспорте.

В 2001 году Голландия стала первой страной, предоставившей равные права на вступление в брак гетеросексуальным и гомосексуальным парам. Однополые браки в 2008 году узаконила Норвегия, в 2009-м Швеция, в 2010-м Португалия. В Финляндии гражданские союзы были разрешены еще в 2002 году, однако новый закон предоставляет гомосексуальным парам новые права, включая право на усыновление детей и на общую фамилию.

Некоторые штаты в США предоставляют своим жителям равные брачные права. Среди них Коннектикут (соответствующий акт был принят в 2008 году), Айова (2009 год), Массачусетс (2003 год), Нью-Гэмпшир (2010 год), Нью-Йорк (2011 год), Вермонт (закон был принят в 2009-м, но гражданские союзы там получили признание еще в 1999 году), федеральный округ Колумбия (2009 год) и самый последний штат - Вашингтон (2012 год)5. Канада - партнерство (с 2000 г.), установлено региональным законодательством отдельных провинций (Нова Скотья), брак (с 2005 г.)6.

В праве на создание семьи сексуальным меньшинствам отказывает государство, которое официально не признает однополые семьи; не обладают они и теми правами, которые есть у гетеросексуальных семей, незарегистрировавших свои отношения юридически.

Что же касается России, то она отрицательно относится к такому виду браку или же к представителям сексуальных меньшинств. Проблема заключается в том, что государство и общество не понимает и даже не старается адекватно воспринять секс – меньшинства, ставя перед собой разного рода социальные предрассудки. Предубеждение против гомосексуальности отличается от расовых или половых предрассудков, поскольку она часто рассматривается как явление противоестественное и морально порочное. Государственная политика, в свою очередь, должна быть сориентирована на отсутствие еще одного вида дискриминации - в зависимости от сексуальной ориентации.

12 мая 2009 г. Ирина Шипитько и Ирина Федотова попытались зарегистрировать свой брак в Тверском отделе ЗАГС Москвы. Однако пара получила письменный отказ от главы ЗАГСа на основе статьи 3 Семейного кодекса РФ, которая гласит, что браком считается добровольный союз мужчины и женщины. Пара обжаловала отказ ЗАГСа зарегистрировать их брак, однако Тверской районный суд Москвы подтвердил законность отказа 6 октября 2009 года, а Московский городской суд оставил решение в силе 21 января 2010 года. После этого пара подала жалобу против России в Европейский Суд по правам человека, где она ждет своего рассмотрения7.

Теоретически закон не подразумевает однополый союз как основание для отказа в признании брака, официально зарегистрированного за пределами России (ст. 158 Семейного кодекса РФ). Тем не менее, добиться официального признания зарубежного брака в России довольно сложно, так как брак в России не предоставляет тех же льгот и привилегий, как в большинстве других стран.

На сегодняшний день, представляется правильным установить возможность для сексуальных меньшинств заключения партнерств в России. Лица, состоящие в таких союзах, приобретают такой же объем семейных прав, как и разнополые супруги. Пожизненное партнерство во многих отношениях с точки зрения правового положения участников, их взаимных прав и обязанностей приближено к браку. Объем прав, предоставляемых в результате вступления в подобный союз, зависит от законодательства и может находиться в диапазоне от минимального до столь значительного. Лица, заключающие договор о совместной жизни, должны оказывать друг другу моральную и материальную помощь, характер и размер определяются договором. Закреплена солидарная ответственность по обязательствам перед третьими лицами по семейным долгам (оплата за совместное проживание, нужды повседневной жизни и т.п.).

Прежде всего, правовое и социальное признание однополых отношений может снизить дискриминацию, повысить устойчивость однополых отношений и ведет к улучшению физического и психического здоровья данных лиц, снижает уровень социальной изоляции. Гражданские союзы будут иметь важные правовые, социальные и финансовые последствия и они будут происходить в рамках определенного социального ритуала. Они, вероятно, усилят социальную и семейную поддержку для однополых пар, и позволят им справляться с трудностями, которые неизбежно возникают, вместо того, чтобы просто оставлять отношения. Граждане приобретают положение ближайшего родственника, важный вопрос в момент смерти или недееспособности их партнера. Это позволит повысить уровень признания их утраты и облегчит процесс скорби для выжившего партнера, который до гражданского союза мог просто считаться другом8.

Самым сложным для разрешения является вопрос о положении детей в таких семьях. Существуют аргументы невозможности воспитания и проживания несовершеннолетнего ребенка в однополых семьях - большой риск психологических проблем и проблем в адекватном восприятии своей гендерной принадлежности. Вместе с тем данный аргумент не является состоятельным ввиду наличия подобных рисков для детей, проживающих в неполных семьях. И проблема все-таки носит внешний характер, поскольку обусловлена прежде всего отношением общества к однополым семьям. Проведенные социологами исследования подтверждают, что сексуальная ориентация родителей как таковая не имеет заметного влияния на качество воспитания детей, их психическое здоровье и способность к социальной адаптации.

Лесбиянки, геи и биcексуалы не претендуют на какие-то «особые» или «дополнительные права», они требуют только тех прав, которыми обладают лица гетеросексуальной ориентации. С точки зрения этики, некорректно относиться к сексуальным меньшинствам как к «иным», считать, что они чем-то сильно отличаются от остальных людей, и как-либо специально их выделять. Сексуальной ориентации человека, какой бы она ни была, следует уделять не больше внимания, чем это действительно необходимо в конкретной ситуации. Очень важно также помнить, что вопросы сексуальной ориентации, даже если они являются предметом общественной дискуссии, относятся в первую очередь к частной жизни людей, и говорить о них следует с соответствующим уважением и деликатностью. Меньший уровень дискриминации и более сильная общественная поддержка для долгосрочных однополых отношений могут повысить самоуважение у сексуальных меньшинств.

Возможно, со временем наше общество выработает в себе толерантность к сексуальным меньшинствам, это всё будет проходить постепенно, как и почти любое новое явление в мире, ведь когда-то давно с правами женщин тоже не считались. Россия должна пройти свой путь к пониманию и принятию данных меньшинств.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учётом доп., с 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Charter of fundamental rights of the European union // Official Journal of the European Communities 18.12.2000г.

3 И.А. Косарева «БРАЧНЫЕ ПРАВА ЛИЦ С НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» // Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Римская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.), Европейская социальная хартия 1996 г., Минская конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

5 Whitney Eulich «Gay marriage laws around the globe» // The Christian Science Monitor - CSMonitor.com. Staff Writer posted May 10, 2012

6 Law Reform (2000) Act, An Act to Comply with Certain Court Decisions and to Modernize and Reform Laws in the Province. Chapter 29 of the Acts 2000. Bill No. 75.

7 «ПРАВО НА БРАК (ОДНОПОЛЫЕ СОЮЗЫ)» // http://www.gayrussia.eu/campaigns/marriage.php

8 Michael King and Annie Bartlett « What same sex civil partnerships may mean for health» // J. Epidemiol. Community Health 2006;60;188-191

Просмотров работы: 1625