ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.

Индивидуальный подход в обучении – это доброжелательное отношение к ученику, готовность замечать и поддерживать все лучшие его черты, одним словом, уважать ученика как творческую личность [1]. Однако для педагога недостаточно одной лишь готовности замечать положительные моменты в игре (пении ученика): ему необходимо уметь слушать ученика. Умение слушать – верный признак дарования педагога. Очень важно педагогу уметь выжидать, не торопя ученика, не вмешиваясь, пока в этом нет необходимости.

Еще одним доказательством педагогического мастерства умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар. В этой области происходят сложные противоречивые явления: открываются все новые безграничные возможности обновления репертуара учащихся, и в то же время наблюдается осторожность и непоследовательность.

Одной из труднейших проблем современной музыкальной педагогики является воспитание и перевоспитание вкуса, поскольку молодежь подвержена сильным и трудно контролируемым влияниям музыкального быта. Житейская мудрость утверждает: «Плохой характер меньшее зло, чем бесхарактерность». С музыкально активным учеником работать интереснее, хотя и сложнее. Но поощрять инициативу можно лишь в том случае, если ученик умеет разбираться в нотном тексте и способен понять замысел композитора. Исполнитель пропускает музыкальный образ через призму своей психики, трансформируя и акцентируя различные его грани соответственно своему представлению о логике развития его художественной сущности, и, наконец, наступает этап актуализации музыки, когда в ходе реального исполнительского акта музыкант проверяет на практике адекватность полета своего воображения.

Таким образом, искусство педагога-музыканта проявляется в умении выявлять и развить индивидуальные особенности каждого ученика и, соответственно, направить его на тот путь, на котором он получит наивысшее творческое удовлетворение.

Искусство, влияя на сознание, духовно-эмонациональный мир человека, (тем самым формирует его целостный облик) активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует социально-преобразующую деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важнейших в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся тип нервной деятельности или темперамент, характер и др.

Нередко смешивают близкие, родственные, но отнюдь не идентичные понятия «личность» и «индивидуальность», употребляют их в качестве синонимов, что, строго говоря, неправомерно. Индивидуальность – то, что отличает данного конкретного человека от других людей. Это совокупность единичных, неповторимых признаков, проявляющихся: в особенностях темперамента; в специфике персептивных процессов; в структуре и степени выраженности различных способностей; в характерологических качествах и свойствах, присущих – подобно дактилоскопическому узору – тому или иному человеку (индивиду) и никому другому. Иными словами, индивидуальность – это «система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего многообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеобразным» [2].

М. С. Каган заметил: «Известный принцип «Незаменимых людей нет» верен по отношению ко всем областям деятельности, кроме художественно-творческой». В самом деле, практика доказала, что рабочего, инженера, врача, организатора, спортсмена, ученого может с большим или меньшим успехом заменить другой, столь же квалифицированный представитель данной профессии. Болезнь или смерть слесаря, начальника цеха, директора завода, хирурга не приостанавливает процесса производства или лечения больных. Даже в сфере науки – этой тончайшей и сложнейшей духовной деятельности человека, в которой особенно велика роль индивидуальной одаренности, – личность ученого является, в конечном счете, заменимой... Художник в своем творчестве поистине незаменим – никто другой не сделает за него того, что способен сделать лишь он сам. Всякое подлинно художественное произведение столь же неповторимо и незаменимо, как личность его творца, как человеческая жизнь вообще.

Примерно то же можно сказать о педагогической деятельности и личности учителя (не случайно так часто проводятся аналогии и параллели между педагогикой и искусством). Личность педагога так же неповторима и незаменима в процессе реального общения с учащейся молодежью, как незаменима личность музыканта (живописца, актера, литератора и т.д.) в его профессиональной деятельности. Специалистами издавна было замечено, что одни музыканты ярче проявляют себя в эмоциональном отношении, у других отчетливее проскальзывает в их профессиональной деятельности интеллектуальное начало, у третьих ощущается прежде всего сильная воля, подчиняющая себе все их действия.

Эти характерологические черты и особенности наблюдаются и у зрелых, опытных музыкантов-профессионалов, и у учащихся, чья индивидуальность успела достаточно сложиться за годы обучения музыке. Проявляются указанные особенности как в музыкально-исполнительской деятельности, так и в педагогической, т.е. практически везде, где индивид самовыявляется в творческой практике.

Видимо, есть основания говорить в данной связи об определенной классификации характеров, или, другими словами, определенных типажах в художественно-творческой деятельности. На это давно уже было обращено внимание российских и зарубежных психологов, педагогов и др.

Так, французский исследователь А. Фулье различал три типа характеров у творческих людей – «чувствительный», «интеллектуальный» и «волевой», причем различия между ними выводились из неких количественных соотношений («больше-меньше» одного, другого или третьего).

У музыкантов-исполнителей с явно выраженным складом характера во всем, что делается ими на людях, в процессе публичного выступления, практически всегда ощущается твердое, императивно-утвердительное начало; они словно бы говорят слушателям: «Произведение, которое вы сейчас слышите, должно звучать только так, и никак иначе...». В игре таких музыкантов уже с подросткового возраста, со времени обучения в старших классах музыкальных школ, в училищах и колледжах просматривается четкое исполнительское намерение, своего рода творческое предначертание («сделать надлежит то-то и то-то...»), которое настойчиво и последовательно воплощается ими в жизнь. Устойчивость темпов, упругость и подчеркнутая определенность ритмических рисунков, утвердительно-властная манера интонирования, добротная сделанность музыкальных формоструктур, завидное сценическое самообладание – таковы «генетические» признаки музыкантов подобного типа, во всяком случае – лучших из них. Никакая нервозность, никакие капризы настроения не помешают им осуществить задуманное, реализовать свои творческие намерения, а если и помешают, то со стороны это вряд ли будет замечено.

Столь же узнаваемы представители другого художественно-характерологического типа, именуемого в большинстве классификаций эмоциональным. На переднем плане тут не столько твердый, категоричный волевой посыл, сколько непосредственное, импульсивное, капризно-изменчивое музыкальное переживание – нежное, «хрупкое», не отличающееся зачастую ни особой прочностью, ни устойчивостью. Представители этой категории (типологии) музыкантов, находясь на сцене или в классе учебного заведения, как бы «не настаивают» на своих творческих идеях и художественно-интерпретаторских задумках: «Вы со мной согласны, вам нравится то, что я делаю как музыкант, - очень хорошо, я рад этому. Нет - что ж, ничего тут не поделаешь. Иначе трактовать музыку я, к сожалению, не могу...». По справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, такие музыканты «с большей или меньшей силой затрагивают область встречных сочувственных творческих устремлений слушателя».

Наконец, еще один художественно-характерологический тип – тот, который чаще всего определяют как интеллектуальный. Представители этого типа нередко встречаются среди музыковедов – тех, чьей специальностью является теория или история музыки, анализ музыкальных произведений и др. Впрочем, есть свои «интеллектуалы» и «рационалисты» и среди музыкантов-исполнителей, что обусловлено, как отмечалось выше, их природными, индивидуально-личностными качествами и свойствами, генотипическими особенностями психики. В трактовках и интерпретаторских решениях таких музыкантов ощущается, как правило, активная работа мысли: «рацио» бросает тут свой отблеск на все – на исполнительский план, на манеру подачи музыкального материала, на рисунок поведения музыканта, общающегося с аудиторией. В отличие от тех, кто исходит в первую очередь из эмоционального начала, «интеллектуалы» в искусстве, как правило, сдержаны, дисциплинированы в своих чувствах, чужды какой-либо непредсказуемости в творческих действиях. Сфера их эмоций уже с юности организована столь же строго, сколь и рационально. Многих из них причисляют к «закрытым» художественным натурам – и не без основания.

Возможно ли формировать и ориентировать развитие учащегося-музыканта в направлении того или иного «типажа?» И следует ли это делать? Не разумнее ли опереться на тот индивидуально-неповторимый психологический (характерологический) потенциал, который уже дан человеку от природы, и по возможности сохранить его своеобразие?

Могут быть различные ответы на эти вопросы, подтверждение чему – частые диспуты, вспыхивающие по данному поводу среди преподавателей-практиков. Бесспорно в то же время, что педагогически воздействовать на индивидуально-характерологический комплекс учащегося-музыканта можно и нужно, усиливая по мере необходимости одни психические составляющие этого комплекса и нейтрализуя, ослабляя другие. Курс должен держаться на достижение большей или меньшей гармонии компонентов, образующих в совокупности психическую структуру личности (ее «тип»), направляться на устранение разного рода перекосов и искажений, деформирующих эту структуру.

В то же время следует считаться и с тем, что заложенные в человеке от природы психофизиологические особенности и свойства («генотип») кардинальному переконструированию не подлежат. Тип высшей нервной деятельности, темперамент, «душевная конституция» – категории базовые, основополагающие. И в качестве таковых они достаточно устойчивы и прочны, допуская лишь частичную, относительную педагогическую коррекцию.

Список используемой литературы:

  1. Герман О. Тихомирова Н. Ф. Индивидуальный подход как дидактическая закономерность процесса обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_SWMN_2010/MusicaAndLife/58770.doc.htm.

  2. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.

  3. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П. И. – М., 2004.

  4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003.

  5. Фейгин М. З. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1975.

5

Просмотров работы: 4389