ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОРИЕНТАЦИИ МОЛО-ДЕЖИ НА ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОРИЕНТАЦИИ МОЛО-ДЕЖИ НА ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Военно-профессиональная ориентация, с одной стороны, строится на основе профессиографических данных, с другой - неразрывно связана с профессиональным психологическим отбором, составляя по существу с ним единое целое. Ведь в ходе профориентационной работы осуществляется формирование военно-профессиональной направленности и психологической готовности к выбору профессии офицера у определенной части молодежи и, таким образом, идет предварительный отбор кандидатов в военные училища. В этом смысле военно-профессиональная ориентация выступает наиболее приемлемой, активной и эффективной формой подбора военных профессий для молодежи и формой отбора молодежи для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Как форма подбора военно-профессиональная ориентация способствует профессиональному самоопределению молодого человека. Идет подбор наиболее подходящих к индивидуальным особенностям молодежи военных профессий и специальностей. Этот процесс завершается сознательным и обоснованным выбором военной специальности.

Для второй формы - отбора при поступлении в вуз, характерен противоположный подход: исходя из требований конкретной военной профессии устанавливается, «годен» или «не годен» данный молодой человек для обучения этой профессии. Если кандидатов больше числа мест на первом курсе, то методами профессионального психологического отбора определяется кто из отбираемых наиболее профессионально пригоден. Наряду с антропоцентрическим подходом в форме подбора и профессиоцентрическим подходом в форме отбора существует и другое, психолого-педагогическое основание для классификации форм и методов военно-профессиональной ориентации. Выделяются групповая и индивидуальная формы, а также традиционные и активные методы военно-профессиональной ориентации. В зависимости от формы выделяются традиционные методы военно-профессиональной ориентации: рассказ и беседа, а также активные методы - игра и консультация.

Военно-профессиональная игра как активный метод групповой профориентации, проводится по специальной программе активизирующих профориентационных занятий. Первый цикл занятий по теме «Психологические условия выбора профессии офицера» включает систему практических проблемных заданий, стимулирующих у молодежи анализ ситуации военно-профессионального самоопределения. Второй цикл – «Типичные ошибки при выборе военной профессии» - содержит задания, при обсуждении которых выявляются затруднения юношей в процессе выбора профессии офицера. Третий цикл – «Как правильно выбрать военную профессию и специальность» - посвящен разбору конкретных ситуаций, возникающих в период военно-профессионального самоопределения.

Военно-профессиональная консультация как активный метод индивидуальной профориентации, предполагает решение следующих задач: диагностика профессионально важных качеств и психологических особенностей молодежи; подготовка практических рекомендаций по выбору профессии офицера и конкретной специальности; переориентация юношей в случае, если профессия выбрана без учета индивидуальных качеств; разработка индивидуальной программы профессионального самообразования и самовоспитания; оптимизация военно-профессионального самоопределения.

Особенностями, отличающими активные методы военно-профессио-нальной ориентации от традиционных, являются:

1. Повышение целенаправленности в достижении задач военно-профессионального развития молодежи.

2. Усиление мотивации к офицерской службе как к руководящей деятельности.

3. Повышение информативной емкости содержания занятий по формированию военно-профессиональной направленности молодежи.

4. Применение активных приемов и способов формирования психологической готовности к выбору профессии офицера.

5. Внедрение технических средств обучения (электронно-вычисли-тельных машин и видеотехники).

Такая система форм и методов военно-профессиональной ориентации позволяет активизировать практически всех юношей. Занятия способствуют интенсивному обогащению военно-профессиональными знаниями всех участников профориентационной игры. У молодежи вырабатывается правильная оценка проблем профессионального самоопределения. Профориентационная консультация способствует интенсивному развитию личности, побуждает к самопознанию, самовоспитанию и самообразованию.

Следовательно, основным направлением, обеспечивающим наиболее полное и надежное решение задачи правильного выбора юношами профессии офицера и специальности, является развитие активных или конструктивных методов военно-профессиональной ориентации. Именно с помощью этих методов можно превратить стихийное влечение юношей к военному делу в осознанное стремление стать офицером и, таким образом, сделать их вступление в ряды кадровых военнослужащих осознанным.

Одним из обязательных элементов на занятиях является психологическая диагностика профессионально важных качеств юношей. Для обоснования эффективности активных методов военно-профессиональной ориентации приведем некоторые результаты психодиагностики.

Молодые люди, избравшие командные специальности для дальнейшего обучения в вузах, имеют более высокую направленность на технику и людей. Юноши, идущие в тыловые вузы, характеризуются более высокой направленностью на художественный образ и знаковую систему. Молодежь с творческим отношением к учебе имеет более высокую направленность на технику и знаковую систему. Молодые люди с нежеланием относящиеся к учебе характеризуются более высокой направленностью на художественный образ и природу.

Следовательно, военно-профессиональная ориентация через развитие направленности на технику, знаковую систему и людей способствует побуждению молодежи к профессиональному самоопределению, к выбору профессии офицера конкретного вида Вооруженных Сил и рода войск, к: выбору конкретного училища и специальности.

Военно-профессиональная ориентация как система деятельности государственных и общественных организаций по подготовке молодежи к выбору профессии офицера является важным звеном военного строительства. Этим определяется ее значение как основного средства военно-профессионального самоопределения молодежи и ее военной профессионализации. Хорошо организованная и планируемая в масштабе всей страны, использующая многообразные формы и методы, эта работа имеет следствием стабильный приток в вузы лучших представителей молодежи. Уровень постановки этой работы во многом определяет качество офицерского корпуса, будущее Вооруженных Сил, их боевую мощь.

При планировании и практическом осуществлении мероприятий военно-профессиональной ориентации большое значение имеет правильное выделение основных этапов, из которых складывается целостный процесс подготовки подрастающего человека к обоснованному выбору военной профессии. Анализ опыта практической работы, а также данных, имеющихся в литературе, показывает, что с учетом возрастных особенностей и содержания решаемых задач в общей динамике военно-профессиональной ориентации целесообразно учитывать наличие четырех относительно самостоятельных этапов.

Первый (подготовительный) этап военно-профессиональной ориентации начинается в дошкольные годы и продолжается в 1-4 классах. В это время на основе целенаправленного изучения ребенка организуется работа по развитию у него потребности в учебе и общественно-полезном труде, формированию таких общепрофессиональных качеств как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, а также укреплению здоровья и коррекции процесса становления отдельных психических функций. Учитывая возрастные особенности дошкольников и младших школьников, именно на этом этапе целесообразно доводить до них в наиболее доступной форме первые обобщенные сведения о мире труда, о роли и значимости отдельных его видов в жизни каждого человека и общества в целом.

Второй (формирующий) этап военно-профессиональной ориентации включает 5-9 классы обучения в школе. На этом этапе продолжается изучение индивидуально-психологических качеств учащегося, формирование у него основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и др. Одновременно активизируется процесс профессионального просвещения, школьники более подробно знакомятся с типологией профессиональной деятельности, в том числе, с классификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп.

Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является активизация деятельности самих учеников, привлечение их к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внешкольных увлечений и т.д.

Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11-е классы средней школы. Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности юноши в условиях школы и военкомата, окончательно уточняется выбор учащимися профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе. На данном отрезке военно-профессиональной ориентации больше всего следует практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной работы, проводимые индивидуально.

Главная задача данного этапа состоит в том, чтобы расширить круг знаний старшеклассников о военных профессиях, конкретизировать представление об их требованиях к личности человека, сформировать у учащегося интерес и готовность к обоснованному выбору военной профессии, о учетом глубокого знания его индивидуальных особенностей организовать процесс самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военном училище или военной службе.

Четвертый (закрепляющий) этап военно-профессиональной ориентации, связанный с уточнением намерений молодого человека, проводится в стенах военно-учебного заведения в ходе сдачи вступительных экзаменов и на стадии первоначальной адаптации к обучению в условиях вуза. Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на уточнение имеющихся у каждого кандидата представлений о вузе и избранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы. Мероприятия профориентации в данном случае начинаются с момента прибытия кандидата в училище и активно продолжаются в течение первых месяцев учебы. Они проводятся руководством вуза, специалистами профотбора, командирами подразделений, преподавателями, представителями воинских частей и кораблей.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на каждом из перечисленных этапов в соответствии с решаемыми задачами будут преобладать те или иные методы работы с молодежью, преимущественно станут использоваться либо профессиональное просвещение, либо индивидуальная профконсультация, поочередно доминирующие позиции будут занимать различные категории воспитателей - родители, учителя, сотрудники военкоматов, офицеры и преподаватели военно-учебных заведений. Однако во всех случаях эта работа должна быть комплексной и последовательной. Причем она должна проводиться не только с учащимися, проявляющими интерес к офицерским профессиям, но и со всеми юношами как будущими воинами, вооруженными защитниками Отечества.

Просмотров работы: 2413