ИДЕИ И ИДЕАЛЫ В МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ВОИН-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ В МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ВОИН-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности занимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных устремлений человека и всегда соответствует главным его наклонностям. Наличие идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности. Идеал - очень сильный побудитель к действиям. Обычно героические поступки совершают военнослужащие, следующие возвышенным идеалам.

Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет убеждают, что духовность армии и флота не может существовать вне социально значимых идей, верований, ценностей, традиций, которые должны всячески оберегаться и культивироваться общественными институтами.

Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные Силы, создает предпосылки их целостности. Такая идея необязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа под сугубо секулярными идеями (национального освобождения, модернизации общества и т. д.).

Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. В данном случае под «идеей» подразумевается историческое существование и историческое сознание народа, а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весьма значительным в военном деле. Без идейного обоснования невозможны не только победы на войне, но и само воинское воспитание, предшествующее этим победам. Одна из главных причин успеха преобразовательной деятельности и военных побед Петра I заключалась в том, что в нищей, голодной стране, не выплачивавшей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее бездорожьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею. Идею модернизации России, которая была положена в основу воспитания военнослужащих.

Основополагающая идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на военнослужащих не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов известный социальный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связывается им с образованием «национальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, который накоплен в армиях других государств. Но делать это необходимо творчески, критически, ибо всякие необдуманные попытки использования готовых заграничных идей приводят к копированию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании военнослужащего должна жить, прежде всего, идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне принудительным. Так называемый «казенный» патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навязать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убедительно показывать военнослужащим истинные достоинства Родины, которые заслуживают любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально показать их естественные истоки в историческом развитии народов. Необходимо раскрыть их государственное значение и их священность для каждого гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны, когда вся страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года в списки части навечно был зачислен Александр Матросов, закрывший грудью амбразуру. И вновь над строем гордо и величественно раздавались слова, наиболее ярко выражавшие наивысшие проявления самопожертвования: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива и поныне. Приказом министра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен навечно в списки 1-й роты Новосибирского военного института лейтенант Роман Сидоров, спасший ценой своей жизни подчиненных. Вечным, священным огнем будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рождает патриотическое единение, которое является разновидностью духовной консолидации. Она весьма важна с точки зрения военного могущества государства. Опираясь на исторический опыт военного строительства в России, С.Л.Франк отмечал, что «никакая самая суровая дисциплина не могла бы создать армию и заставить ее сражаться, если бы солдаты не были спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали интуитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми историческими испытаниями, преодолеет все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершенство, на существовавшие и существующие в нашем обществе пороки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на недостатках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на неудачах его хозяйственной деятельности.

Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю надо всегда помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная, нигилистическая и разрушительная. Так критикуют недруги. Но есть критика творческая, воспитывающая, способствующая преодолению недостатков. Сегодня, когда Россия переживает нелегкие времена, нельзя быть сторонним, злорадствующим наблюдателем, упрекающим всех за то, что «не смогли создать такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

К числу важнейших идей, составляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства. Исторические факты свидетельствуют, что внешнее разложение государства и вооруженных сил - это плод уже состоявшегося внутреннего разложения. Гражданин, который несет свою государственную принадлежность против своей воли и без своего внутреннего согласия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически опасное явление. Незавидна судьба тех государств и их институтов, в рамках которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэтому ведущие современные державы имеют в рядах своих Вооруженных Сил мощные структуры, занимающиеся государственной пропагандой. Непонятно, почему создание подобной структуры в рядах Вооруженных Сил РФ вызывает такую тревогу у некоторых российских политиков и журналистов? Армия - это институт государства, и поэтому она не может быть вне государственной политики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее политический контроль над вооруженными силами обречено на крах. Исходя из этого, воспитанию государственности необходимо уделять внимание командиров всех уровней. Вместо политической учебы, отражавшей партийные интересы, создана стройная система общественно-государственной подготовки, которая сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Основное предназначение ее - это разъяснение в войсках государственной политики. В течение последних лет при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской Федерации удалось издать массовыми тиражами учебные пособия по общественно-государственной подготовке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и прапорщиков «Во имя России». В них в доступной неидеологизированной форме отражены основные этапы становления российской государственности и вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что неразумно отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть немало негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами государства.

Просмотров работы: 1236