ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью статьи является определение педагогических условий формирования профессиональной направленности личности курсантов военных вузов.

Каждая профессия – это разновидность общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений, личных качеств [6]. Профессиональная деятельность выпускников вузов – это деятельность в разных областях общественного труда.

Общепризнанно, что профессиональная деятельность при положительном отношении к ней и удовлетворенности ею способствует развитию широких ценностных ориентации, полезных черт характера, всей личности [3, 6, 8].

Вместе с развитием отношения к будущей профессиональной деятельности в вузе, к себе, своим стремлениям, чувствам изменяется содержание профессиональных мотивов курсантов: одни оцениваются как значительные, другие как нежелательные.

Исследования показывают, что недостатки профессионального воспитания в военном вузе проявляются в следующем [10]:

1. Некоторая часть курсантов не относится к профессии как к социальной ценности, т.е. не понимает и не ценит того факта, что ему представилась возможность получить специальность.

2. Когда курсанты по каким-либо причинам испытывают чувство неудовлетворенности и не проявляют интереса к учебе.

3. Весьма продолжительным является процесс адаптации курсантов в вузе и курсантском коллективе.

4. Отсутствие интереса к профессии снижает уровень учебных навыков, инициативность, деловитость, оперативность, умение работать в курсантском коллективе и т.д.

Основными предпосылками успешного формирования профессиональной направленности у курсантов являются положительные мотивы выбора профессии и правильное представление о профессии [11].

Недостаточно обоснованный выбор профессии, незнание социально-профессиональной действительности препятствует реализации определенных ожиданий, создает почву для ситуации неудовлетворенности выбранной профессией.

Очевидно, что новые формы направленности не должны становиться доминирующими, если курсант не меняет профессию.

Успех профессиональной деятельности во многом зависит от уровня его профессиональных, моральных, нравственно-эстетических мотивов. К предпосылкам успешного формирования профессиональной направленности можно отнести, с известными оговорками, профессиональный отбор при поступлении в вуз [7, 9]. Он призван помочь выбрать из общего числа абитуриентов наиболее подходящих к условиям данного вуза. Применение разнообразных методов позволяет определить реальные возможности и способности каждого, поставить психодиагноз с целью прогноза будущей деятельности.

Анализ педагогической литературы [1] показывает, что основными принципами концептуальной направленности педагогического процесса на формирование профессиональных качеств специалиста являются:

1. Целенаправленность подготовки.

2. Опережающее обучение специальности.

3. Самостоятельность и творческая активность обучаемых в процессе формирования готовности к реализации военно-педагогической функции.

4. Индивидуализация обучения (индивидуальные особенности обучаемых являются определяющим фактором при выборе способа реализации учебно-информационной модели профессиональной среды).

5. Проблемность и творческая направленность обучения.

Критериями оценки результатов формирования являются умения и навыки решения профессиональных задач [4].

Личность специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи, может быть сформирована, при соблюдении ряда условий организации процесса профессиональной подготовки, в содержательно-целевом, организационно-процессуальном и операционально-технологическом плане.

Содержательно-целевой аспект означает направленность процесса подготовки специалиста на непрерывное социально-нравственное, общекультурное развитие последнего, а также отражение в цели и содержании профессиональной подготовки опыта профессиональной деятельности, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных отношений к профессиональной деятельности в целом.

Организационно-процессуальный аспект – обеспечение с учетом цели профессиональной подготовки диалектического единства процессов конструирования преподавателями, командирами содержания и средств подготовки; активного взаимодействия преподавателя, и обучающихся (студентов); самообразования и самовоспитания студентов в условиях учебно-информационной, профессионально-ориентированной среды.

Операционально-технологический аспект – ориентация на использование задачного подхода при организации учебной профессионально-ориентированной деятельности обучающихся; максимальная реализация их субъективной позиции в педагогическом процессе посредством рефлексивного управления; регулирование информационно-коммуникативных связей в системе «преподаватель-обучающийся», использование информационных технологий в процессе подготовки военного специалиста.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекции, беседы, экскурсии, работа с профессиональной и научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития профессиональных интересов, склонностей и способностей используются профессионально-ориентированные учебные задачи, профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующие профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, практические задачи, творческие задания.

В ходе социально-профессиональной адаптации используются ритуальные методы, наставничество, шефство, моральное стимулирование, вовлечение в работу военно-научного общества и др.

Основными путями формирования профессиональной направленности личности в военном вузе, как показывают исследования, являются [2, 5, 6]:

1. Разъяснения, применение убеждения для воздействия на процесс осознания целей и значимости избранной курсантами профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет к человеку.

2. Организация деятельности, учебы, общественной работы студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.

3. Ознакомление их с будущей трудовой деятельностью.

4. Формирование профессиональных интересов в условиях вуза, что достигается путем разъяснения целей и значений избранной профессии, привлечения курсантов к изготовлению пособий по предмету, углубленного изучения теоретических вопросов на стажировках, практических занятиях, работ в лабораториях и т. д.

5. Осмысливание значимости занятий, самостоятельная умственная деятельность курсантов, овладение знаниями. Когда студент испытывает удовлетворение от познания сложного материала, решения проблемного вопроса, нахождения решения трудной задачи, у него развивается действенный познавательный интерес и интерес к своей профессии.

6. Учет курсантов с ослабленным интересом к предстоящей профессиональной деятельности и построение работы с ними, опираясь на положительную мотивацию учебной деятельности, обеспечивая через нее развитие профессионального интереса.

7. Активизация профессионального самообразования и самовоспитания, которые наиболее заметно проявляются на старших курсах.

8. Преподавание курса «Введение в специальность», который с первых дней учебы вводит курсантов в будущую специальность, учит как лучше освоить программу института.

9. Участие в научной работе. Обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие курсантов вузов в курсантских научных обществах, конструкторских бюро, выполнение ими прикладных дипломных проектов.

10. Привитие навыков организаторской и общественной работы.

11. Забота о положительном эмоциональном отношении к учебе, общественной работе, создание в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым курсантом.

12. Пример преподавателей, их отношение к профессии.

Одним из главных путей формирования профессиональной направленности является самовоспитание. Мотивами самовоспитания являются профессиональные идеалы, интересы, понимание значения для успеха в труде специально развитых личных качеств. Путем приобщения себя к тем видам деятельности, в ходе которых вырабатываются желательные качества, а также внутреннего противодействия интересам, желаниям, потребностям, которые являются неприемлемыми в будущей профессиональной деятельности, курсант, на основе чувства ответственности, может сам формировать в себе профессиональную направленность личности.

Выявлено, что у слабоуспевающих курсантов профессиональная направленность значительно снижена. Как отмечают исследователи, возможны две причины такого резкого снижения уровня профессиональной направленности слабоуспевающих курсантов. Первая — связана с так называемым синдромом разочарования в выборе профессии, возникающего в результате рассогласования первоначального профессионального ожидания, двухлетнего обучения в вузе реальным представлением о характере избранной профессии. Второй и более вероятной причиной снижения профессиональной направленности у слабоуспевающих курсантов могут быть общие трудности, вызываемые вузовской системой обучения. Эти трудности оказывают существенное влияние на учебную мотивацию и ее структуру, от которой, в свою очередь, может зависеть степень устойчивости профессиональной направленности.

Недостаточно обоснованный выбор профессии, незнание социально-профессиональной действительности препятствует успешному формированию профессиональной направленности.

Одним из главных путей формирования профессиональной направленности является самовоспитание.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности курсантов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Выводы:

1. Таким образом, направленность личности курсанта, есть устойчивая мотивация (система мотивов) военнослужащего на осуществление ратного труда, который приобретает для него существенный личностный смысл.

2. Психологическими механизмами формирования военно-профессио-нальной направленности личности курсанта выступают: сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества воина-авиатора.

3. Концептуальная направленность педагогического процесса на формирование профессиональных качеств специалиста является важнейшим условием формирования профессиональной направленности личности курсанта.

Литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.

2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.

3. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. – 98 с.

4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984. – 215 с.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. – 190 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

7. Маклаков А.Г. Военная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.

9. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. – Л., 1976. – 62 с.

10. Якунин В.А., Ахтариева Л.А., Шиян А.О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе //Психология и педагогика в реформе школы. – Л., 1986.

11. Якунин В.А., Рескина С.Е. Психологические проблемы профессионального самоопределения // Вестник ЛГУ. – 1986. – Сер. 6. – вып. 3.

Просмотров работы: 3593