ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Исакова Н.П. 1
1Нижневартовский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях информационного и технологизированного общества, перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей особенно возрастает значение мышления в жизнедеятельности каждого человека, целью которого является анализ связей и отношений между предметами и явлениями, в результате чего у человека пополняются знания, складывается схема ситуации, вырабатывается план действия с ней [4, с.81].

Ведущую роль мышления в познавательной деятельности ребенка выделяют отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л.Новоселова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Так, С.Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно «длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением» [2, с.45].

Л.Ф. Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления [3, с. 81].

О важности предметной деятельности в развитии мышления ребенка раннего возраста пишет В.С. Мухина: «В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешёл от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление» [1, с.61].

В возрасте 1-3 лет начинают развиваться мыслительные операции, которые, как подчёркивал Д.Б. Эльконин, «складываются при овладении соотносящими и орудийными действиями [6, с.269]. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. «К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребёнок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого» [5, с.107].

Таким образом, на пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления, - использование связи между предметами для достижения цели. В процессе усвоения соотносящих и орудийных действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. В предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма – проявляется в том, что ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Целью исследования явилось изучение особенностей мышления детей раннего возраста.

Для изучения уровня развития мышления детей раннего возраста использовалась методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте» [22, с. 124].

Оборудование: 1) кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень; 2) таз, пластмассовые рыбки, сачок; 3) прозрачная банка, шарики, черпачок.

Проведение исследования. Детям предлагают три практические задачи, в ходе решения которых нужно выполнить задания, воспользовавшись специализированными орудиями и игрушками – орудиями, имитирующими орудия труда.

Исследование проводилось с детьми раннего возраста (2,5 – 3 года). Количество детей принимавших участие в исследовании – 20.

В результате проведенного исследования уровня развития наглядно-действенного мышления все испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня развития у них наглядно-действенного мышления: с высоким, средним и низким уровнем.

Результаты, характеризующие исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий методики С.Н. Новоселовой, в %

Согласно полученным данным, результаты эксперимента следующие.

При выполнении задания № 1 (Поехала кукла в гости)

- высокий уровень наглядно-действенного мышления показал характерен для 5,0% испытуемых. Так, Оля использовала палочку для передвижения тележки и при этом самостоятельно выполнила задание (передвигать тележку с куклой, не трогая ее руками). Эта девочка продемонстрировала способность достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

- средний уровень мышления имеют 35,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после подсказки взрослого.

- низкий уровень мышления проявили 60,0% детей, которые не смогли выполнить задание даже после подсказок взрослого, они не обращали внимание на палочку, а передвигали тележку руками. То есть они не способны учитывать особенности орудия, форму и положение предмета.

При выполнении задания № 2 (Ловись рыбка)

- высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

- средний уровень мышления продемонстрировали 40,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после помощи взрослого.

- низкий уровень мышления проявили 50,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно не смогли выловить рыбку, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

При выполнении задания № 3 (Достань шарики)

- высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, которые смогли самостоятельно достать все шарики из банки с водой, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

- средний уровень мышления характерен для 35,0% детей, они лишь частично справились с заданием (выловили не все шарики), им помогал взрослый.

- низкий уровень мышления свойственен для 55,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %

Согласно полученным данным,

- высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10,0% детей. Эти дети при решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;

- средний уровень развития наглядно-действенного мышления характерен для 35,0% детей. При решении трех практических задач самостоятельно достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый, при этом они не всегда учитывают особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимают взаимосвязь между предметами;

- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55,0% детей исследуемой группы. Дети данной группы при решении трех практических задач не достигли результата, они отказались от помощи взрослого. Эти дети совсем не умеют самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимают взаимосвязь между предметами

Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями наглядно-действенного мышления детей исследуемой группы являются неспособность:

- учитывать особенности орудия, его форму;

- учитывать положение предмета в пространстве;

- установить взаимосвязь между предметом и орудием.

Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:

1) совершенствование восприятия;

2) развитие соотносящих и орудийных действий;

3) развитие наглядно-действенного мышления;

4) развитие познавательной активности;

5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;

6) формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает наличие в предметно-развивающей среде детского сада специальных игровых материалов и особые характеристики игрушек. Эти материалы и игрушки постоянно используются воспитателем в процессе развития мышления детей и организации их предметно-орудийной деятельности.

Своевременное включение ребенка в активные виды предметно-орудийной деятельности – это одно из условий развития его мышления.

Литература:

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.

  2. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.

  3. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск 5637 от 21 ноября 2011 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html

  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.

  6. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.

 

Просмотров работы: 10097