ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Хасанова Ч.И. 1
1ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для повышения качества образования, обеспечения ее доступности для разных слоев населения, обеспечения необходимыми ресурсами образовательные учреждения необходима в первую очередь система эффективного финансирования образования. Недостаток финансирования может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом.

Источники финансовых ресурсов в области образования в Российской Федерации многообразны. Это средства бюджета и внебюджетные источники, включая собственные средства образовательных учреждений.

Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения [1].

Согласно Федеральному закону «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов[2]. Таблица1 Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, оснащенные кабинетами основ информатики и вычислительной техники (на начало учебного года) [3]

 

1990

2001

2005

2007

2009

2010

2011

Число общеобразовательных учреждений, имеющих учебные кабинеты ОИВТ:

всего

12155

27787

35073

34988

43209

43026

42302

В % от общего числа общеобразовательных учреждений

37,1

74,5

94,8

96,7

78,6

81,4

83,0

В них рабочих мест с ЭВМ, тыс.

142,8

311,0

381,4

419,6

522.3

533,3

535,6

Как видно из таблицы обеспечение общеобязательных учреждений компьютерной техникой увеличивалось медленными темпами и в 2011/2012 учебном году оно составило 535,6 тыс. Это больше предшествующего года всего на 2,3 тыс. или на 0,4%. К тому же, не все общеобразовательные учреждения оснащены кабинетами основ информатики и вычислительной техники - всего 17%.

Современная система образования характеризуется недостаточностью бюджетных средств для финансирования образования. Но этот недостаток проявляется не только как количественная нехватка средств, но и качественная, т.е. недостаточно рациональное распределение средств между уровнями образования и образовательными учреждениями. Поэтому необходимо решить не только проблему дефицита бюджетных ресурсов в системе образования, но и необходимо совершенствование самого механизма бюджетного финансирования.

Поэтому мы считаем, что для достижения эффективности финансирования образования необходимо, во-первых, осуществлять финансирование по конечным результатам, т.е. расходовать средства по назначению. Это поможет стимулировать ученых на новые открытия и повысить зарплату, стипендии за счет сэкономленных средств. Но с другой стороны это может привести к тому, что не позволит свободно маневрировать ресурсами в зависимости от конкретных условий и ограничит самостоятельность образовательных учреждений. Поэтому необходимо соблюдать баланс между целевым финансированием и предоставлением свободы в распоряжении средств.

Во – вторых, необходимо расширить привлечение внебюджетных средств. Причем не обязательно оказание платных образовательных услуг, но и осуществление иных видов деятельности, приносящих дополнительный доход, например, сдача в аренду объектов собственности.

Ну и в – третьих, совершенствовать структуру финансовых органов, которая содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков.

Таким образом, финансирование образования является стратегически важным для повышения качества образования и одним из условий роста всей экономики в целом.

Библиографический список

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации часть первая : от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 года : (ред. От 28.07.2012) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф.

2 Федеральный закон «Об образовании» : от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3 Российский статистический ежегодник, 2012 [Текст]: стат. Сборник . - м. : Росстат, 2012. – 786 с.

Просмотров работы: 5929