Источники финансовых ресурсов в области образования в Российской Федерации многообразны. Это средства бюджета и внебюджетные источники, включая собственные средства образовательных учреждений.
Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения [1].
Согласно Федеральному закону «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов[2]. Таблица1 Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, оснащенные кабинетами основ информатики и вычислительной техники (на начало учебного года) [3]
1990 |
2001 |
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Число общеобразовательных учреждений, имеющих учебные кабинеты ОИВТ: всего |
12155 |
27787 |
35073 |
34988 |
43209 |
43026 |
42302 |
В % от общего числа общеобразовательных учреждений |
37,1 |
74,5 |
94,8 |
96,7 |
78,6 |
81,4 |
83,0 |
В них рабочих мест с ЭВМ, тыс. |
142,8 |
311,0 |
381,4 |
419,6 |
522.3 |
533,3 |
535,6 |
Как видно из таблицы обеспечение общеобязательных учреждений компьютерной техникой увеличивалось медленными темпами и в 2011/2012 учебном году оно составило 535,6 тыс. Это больше предшествующего года всего на 2,3 тыс. или на 0,4%. К тому же, не все общеобразовательные учреждения оснащены кабинетами основ информатики и вычислительной техники - всего 17%.
Современная система образования характеризуется недостаточностью бюджетных средств для финансирования образования. Но этот недостаток проявляется не только как количественная нехватка средств, но и качественная, т.е. недостаточно рациональное распределение средств между уровнями образования и образовательными учреждениями. Поэтому необходимо решить не только проблему дефицита бюджетных ресурсов в системе образования, но и необходимо совершенствование самого механизма бюджетного финансирования.
Поэтому мы считаем, что для достижения эффективности финансирования образования необходимо, во-первых, осуществлять финансирование по конечным результатам, т.е. расходовать средства по назначению. Это поможет стимулировать ученых на новые открытия и повысить зарплату, стипендии за счет сэкономленных средств. Но с другой стороны это может привести к тому, что не позволит свободно маневрировать ресурсами в зависимости от конкретных условий и ограничит самостоятельность образовательных учреждений. Поэтому необходимо соблюдать баланс между целевым финансированием и предоставлением свободы в распоряжении средств.
Во – вторых, необходимо расширить привлечение внебюджетных средств. Причем не обязательно оказание платных образовательных услуг, но и осуществление иных видов деятельности, приносящих дополнительный доход, например, сдача в аренду объектов собственности.
Ну и в – третьих, совершенствовать структуру финансовых органов, которая содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков.
Таким образом, финансирование образования является стратегически важным для повышения качества образования и одним из условий роста всей экономики в целом.
Библиографический список
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации часть первая : от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 года : (ред. От 28.07.2012) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф.
2 Федеральный закон «Об образовании» : от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
3 Российский статистический ежегодник, 2012 [Текст]: стат. Сборник . - м. : Росстат, 2012. – 786 с.