ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не задумывались ли вы о проблеме влияния студенческой среды на формирование смысла жизни и целеполагания в юношеском возрасте? Чем отличается юноша, обучающийся и не обучающийся в высших учебных заведениях?

С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением реализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров.

Различные авторы изучают понятие смысла жизни с различных позиций и поэтому не существует единой трактовки данного феномена. З. Фрейд проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. А. Адлер говорил о связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью. В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию человека. Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как характеристику, связанную с процессом целеполагания и ответственную за общую направленность жизни.

Смысл жизни может выступать как ценность для индивида, и может обуславливать выбор ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Процесс целеполагания имеет большое значение в юношеском возрасте, так как именно в этот период возникает необходимость ставить цели на будущее. От того, как осуществляется целеполагание, зависит тип взаимодействия в группе, формируется личная жизненная позиция.

Мы поставили цель – изучить экспериментальновлияние студенческой среды на формирование смысла жизни и целеполагания в юношеском возрасте.

Исходя из теоретического анализа, нами были подобраны частные методики для обследования студентов: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева; Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе; «Методика диагностики уровня субъективного одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона»; Методика «Размышления о жизни» Х. Ниеми. Совокупную выборку испытуемых составили 45 студентов 2 курса социально-психологического факультета специальности «Психология» и факультета психолого-педагогического образования специальности «Логопедия. Специальная психология».

Эмпирические данные позволили нам сделать следующие выводы: анализ полученных данных свидетельствует о наличии у респондентов высокого (48,8%) и среднего (51,2%) общего показателя осмысленности жизни (ОЖ), то есть они позитивно оценивают прожитую часть жизни и считают ее вполне осмысленной; у большинства студентов были выявлены такие тенденции поведения в реальной группе как независимость (у 73,4% респондентов), общительность (у 73,4%) и избегание «борьбы» (у 60%); редко задумываются о смысле жизни 22,2% респондентов, то есть данный вопрос не является особо волнующим их; иногда – 28,8%, довольно часто думают о смысле жизни 49% испытуемых, значит эта тема является для них наиболее важной и актуальной; у 33,3% респондентов был выявлен низкий уровень субъективного одиночества, что свидетельствует о наличии ощущения единства с группой; средний уровень (у 62,2%) – имеют определенные трудности во взаимодействии с группой; высокий уровень субъективного одиночества (у 4,5%) свидетельствует о неадаптированности этих испытуемых в студенческой среде, о наличии отчужденности от коллектива.

Просмотров работы: 1739