ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В АНАЛИЗЕ ГЕНДЕРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В АНАЛИЗЕ ГЕНДЕРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Иванова Е.О. 1, Хоч Н.С. 1, Жаркова О.С. 1
1Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Пол - по мнению В. Квинн - это «единственный атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть цвет глаз и волос, черты лица, во что человек был одет, и какие украшения были на нем. Но мы никогда не забудем мужчина это или женщина. Если рассматривать характеристики человека отдельно друг от друга, то пол окажется самой значимой из них». [1]

В своей книге «Гендерная психология» Ш. Берн пишет, что «разделение на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека». [2]

Именно такие различия, к которым многие относят анатомическое строение тела, физиологические особенности и генетическое своеобразие мужчин и женщин, давно являются предметом внимания людей, встречаются в писаниях и традициях многих культур и народов. В современном обществе эта тема закреплена в разнообразных социальных институтах, таких как семья, школа, право, армия и др.

Но, как указывает философ Г.Г. Соловьева «для того, чтобы «быть женщиной» или «быть мужчиной» мало иметь соответствующие биологические предпосылки. Человек оформляется в качестве представителя определенного пола только потому, что живет в обществе, осваивает модели «женского» и «мужского» поведения, стереотипы, нормы, стандарты и символы культуры. В них предписывается, что следует понимать под «мужским» и «женским», как следует себя вести, одеваться, говорить, к чему стремиться и какие роли в обществе выполнять». [3]

Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Развитие гендерной теории и результаты исследований, основанных на гендерном подходе, постепенно привели к осознанию того, что рассматривать любую социальную проблему (неважно, чего она касается - истории или культуры, политики или экономики, психологии или социологии) без учета гендерной составляющей, мягко говоря, неполно и односторонне.

Объектом исследования является гендерная психология.

Целью работы является определение взаимосвязи гендерных особенностей и структуры личности в контексте биопсихосоциальной модели.

1. Постановка задачи

1.1. Концептуальная постановка задачи

Человеческая природа такова, что наше постижение мира, накопление знаний о нем, решение задач, возникающих перед человеком возможно двумя различными путями. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления человеческого сознания обычно называют символическим, алгебраическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным и т.п.

Стремление человека выразить мысль, передать идею в форме графического изображения старо как мир. Графические изображения (на камне, холсте, бумаге, металле и других средствах отображения информации) давно используются в обучении. Экран компьютера как средство пассивного отображения графики не обладает принципиальной новизной. Новой для сферы обучения является интерактивность компьютерной графики, благодаря которой в процессе анализа изображений существует возможность динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать графические объекты с разных сторон, приближать и удалять их, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Таким образом, это возможность не только для пассивного созерцания графических иллюстраций, но и для активного исследования характеристик графических моделей изучаемых объектов или процессов.

Применение графики в исследовательских работах не только увеличивает скорость передачи информации и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.

1.2. Математическая постановка задачи

Имеется выборка Xi,j из n объектов, характеризующихся m переменными. Где iномер объекта, jномер переменной (признака).

Задача заключается в анализе структуры экспериментальных многомерных медицинских данных на основе методов визуализации.

Для решения поставленной задачи необходимо проанализировать существующие подходы к анализу данных такого типа, выбрать способ его компьютерной реализации.

2. Характеристика экспериментальных данных

В качестве исходной информации имеем сведения о пациентах с тремя группами гендерных особенностей и структуры личности:

1 группа: Маскулинность.

2 группа: Феминность.

3 группа: Андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Фсмининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Мы будем исследовать следующие психологические качества людей:

  • Профессиональные предпочтения:

  1. Реалистический;

  2. Исследовательский;

  3. Артистический;

  4. Социальный;

  5. Предпринимательский;

  6. Конвенциальный;

  • Уровень соответствия ценности-доступности (УСЦД):

  1. Активная, деятельная жизнь;

  2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);

  3. Интересная работа;

  4. Красота природы и искусства;

  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

  6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

  7. Наличие хороших и верных друзей;

  8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

  9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

  10. Свобода как независимость в поступках и действиях;

  11. Счастливая семейная жизнь;

  12. Творчество (возможность творческой деятельности).

  • Психическая активация:

  1. Психическая активация;

  2. Интерес;

  3. Эмоциональный тонус;

  4. Напряжение;

  5. Комфортность;

3. Статистический анализ

3.1. Критерий Манна - Уитни

U-критерий Манна — Уитни (англ. Mann — Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Простой непараметрический критерий. Мощность критерия выше, чем у Q-критерия Розенбаума.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Ограничения применимости критерия:

- В каждой из выборок должно быть не менее 3 значений признака. Допускается, чтобы в одной выборке было два значения, но во второй тогда не менее пяти.

- В выборочных данных не должно быть совпадающих значений (все числа — разные) или таких совпадений должно быть очень мало.

Таблица 1

Сравнение индексов по группам с использованием критерия Манна-Уитни

Индексы

Ср. Гендер 1

Ср. Гендер 2

Ср. Гендер 3

 

Различие

Реалистический

171,881

214,292

146,4

0,074993

не достоверно

Исследовательский

170,927

197,0

156,989

0,420345

не достоверно

Артистический

171,215

145,0

169,056

0,660421

не достоверно

Социальный

172,883

165,583

153,111

0,447346

не достоверно

Предпринимательский

168,592

209,417

168,311

0,36494

не достоверно

Конвенциальный

169,293

190,542

168,956

0,760118

не достоверно

1.Активная, деятельная жизнь

169,817

147,042

177,267

0,630952

не достоверно

2. Здоровье

171,924

132,833

167,856

0,392931

не достоверно

3. Интересная работа

170,246

182,917

165,011

0,847426

не достоверно

4. Красота природы и искусства

167,016

240,708

169,844

0,0373657

не достоверно

5. Любовь

172,112

156,167

156,744

0,548352

не достоверно

6. Материально- обеспеченная жизнь

166,83

161,333

192,178

0,257566

не достоверно

7. Наличие хороших и верных друзей

168,995

222,0

162,433

0,154979

не достоверно

8. Уверенность в себе

167,839

181,25

180,544

0,661538

не достоверно

9. Познание

172,199

204,083

147,133

0,129753

не достоверно

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

169,488

193,875

166,844

0,679375

не достоверно

11. Счастливая семейная жизнь

167,752

135,5

193,289

0,122099

не достоверно

12. Творчество

171,78

175,5

157,378

0,641248

не достоверно

Психическая активация

173,842

146,25

152,256

0,26897

не достоверно

Интерес

173,585

184,792

143,589

0,139213

не достоверно

Эмоциональный тонус

172,142

128,792

167,567

0,316481

не достоверно

Напряжение

166,803

195,083

183,344

0,37911

не достоверно

Комфортность

173,764

152,333

151,122

0,286707

не достоверно

В результате применения критерия Манна-Уитни проведено сравнение индексов по группам. Критерий по индексам различий не выявил.

4. Корреляционный анализ

Одна из наиболее распространенных задач статистического исследования состоит в изучении связи между выборками. Обычно связь между выборками носит не функциональный, а вероятностный (или стохастический) характер. В этом случае нет строгой, однозначной зависимости между величинами. При изучении стохастических зависимостей различают корреляцию и регрессию.

Корреляция - связь между двумя переменными. Расчёт корреляции основан на формировании парных значений, которые образовываются из рассматриваемых зависимых выборок.

Корреляционный анализ состоит в определении степени связи между двумя случайными величинами X и Y. В качестве меры такой связи используется коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции оценивается по выборке объема n связанных пар наблюдений (xi, yi) из совместной генеральной совокупности X и Y.

Метод вычисления коэффициента корреляции зависит от вида шкалы, к которой относятся переменные.

  • Переменные с метрической шкалой: коэффициент корреляции Пирсона.

  • По меньшей мере, одна из двух переменных имеет порядковую шкалу либо не является нормально распределённой: ранговая корреляция Спирмена.

Если данному значению одной величины соответствует вполне определенное значение другой, то говорят, что между этими величинами имеет место функциональная зависимость. Например, общий стаж работы y и стаж работы на данном предприятии x.

Часто случается так, что определенному значению одной величины соответствует целый комплекс значений другой, представляющий собой ряд распределения, причем при изменении данной величины меняется ряд распределения и его среднее. В таких случаях говорят о корреляционной зависимости. Она отражает тенденцию возрастания (положительная корреляция) или убывания (отрицательная корреляция) одной переменной величины при возрастании другой.

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient) — мера линейной связи между случайными величинами. Для оценки силы связи между величинами используются не численные значения, а соответствующие им ранги.

Этот коэффициент определяет степень тесноты и направленность связи признаков. Величина коэффициента лежит в интервале от +1 до -1. Абсолютное значение характеризует тесноту связи, а знак - направленность связи между двумя признаками.

Преимущество

Можно ранжировать по признакам, которые нельзя выразить численно: субъективные оценки, предпочтения и т.д. При экспертных оценках можно ранжировать оценки разных экспертов и найти их корреляции друг с другом, чтобы затем исключить из рассмотрения оценки эксперта, слабо коррелирующие с оценками других. Коэффициент корреляции рангов применяется для оценки устойчивости тенденции динамики.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена состоит из следующих этапов:

  1. Ранжирование признаков по возрастанию.

  2. Определение разности рангов каждой пары сопоставляемых значений, d = dx - dy.

  3. Возведение в квадрат разность di и нахождение общей суммы, ∑d2.

  4. Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле:

где d2 – квадрат разностей между рангами; N – количество признаков, участвовавших в ранжировании.

Критерий Пирсона, или критерий χ² (Хи-квадрат)

Критерий Пирсона, или критерий χ² (Хи-квадрат) — наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы о законе распределения. Во многих практических задачах точный закон распределения неизвестен, то есть является гипотезой, которая требует статистической проверки.

Обозначим через X исследуемую случайную величину. Пусть требуется проверить гипотезу H0 о том, что эта случайная величина подчиняется закону распределения F(x). Для проверки гипотезы произведём выборку, состоящую из n независимых наблюдений над случайной величиной X. По выборке можно построить эмпирическое распределение F*(x) исследуемой случайной величины. Сравнение эмпирического распределения F*(x) и теоретического (или, точнее было бы сказать, гипотетического — то есть соответствующего гипотезе H0) распределения F(x) производится с помощью специального правила — критерия согласия. Одним из таких критериев и является критерий Пирсона.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа индексов по Спирмену и Пирсону

Переменные

По Пирсону

По Спирмену

 

коэффициент

Уровень значимости

коэффициент

Уровень значимости

Реалистический

Исследовательский

0,3189

0,0000

0,3125

0,0000

Артистический

0,2501

0,0000

0,2784

0,0000

Социальный

0,2407

0,0000

0,2007

0,0002

Предпринимательский

0,3513

0,0000

0,3412

0,0000

Конвенциальный

0,4101

0,0000

0,3985

0,0000

1.Активная, деятельная жизнь

0,0156

0,7752

-0,0033

0,9517

2. Здоровье

-0,0992

0,0685

-0,0600

0,2710

3. Интересная работа

0,0603

0,2688

0,0791

0,1463

4. Красота природы и искусства

0,0172

0,7524

0,0090

0,8684

5. Любовь

-0,0736

0,1773

-0,0433

0,4272

6. Материально- обеспеченная жизнь

0,0480

0,3791

0,0328

0,5468

7. Наличие хороших и верных друзей

0,0694

0,2034

0,0418

0,4428

8. Уверенность в себе

-0,0211

0,6988

-0,0006

0,9913

9. Познание

0,0375

0,4920

-0,0121

0,8240

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0060

0,9130

-0,0068

0,9000

11. Счастливая семейная жизнь

-0,0415

0,4467

0,0017

0,9750

 

12. Творчество

-0,0206

0,7055

-0,0650

0,2329

Психическая активация

-0,2089

0,0001

-0,2226

0,0000

Интерес

-0,0508

0,3522

-0,0439

0,4203

Эмоциональный тонус

-0,2338

0,0000

-0,2249

0,0000

Напряжение

0,0682

0,2108

0,0680

0,2120

Комфортность

-0,0824

0,1308

-0,0645

0,2362

Исследовательский

Артистический

0,4322

0,0000

0,4304

0,0000

Социальный

0,3986

0,0000

0,3679

0,0000

Предпринимательский

0,4119

0,0000

0,42621

0,0000

Конвенциальный

0,3575

0,0000

0,3428

0,0000

1.Активная, деятельная жизнь

0,0153

0,7787

0,0336

0,5376

2. Здоровье

-0,0074

0,8915

0,0058

0,9145

3. Интересная работа

-0,0801

0,1417

-0,0884

0,1048

4. Красота природы и искусства

-0,0284

0,6034

-0,0291

0,5929

5. Любовь

0,0749

0,1695

0,0790

0,1468

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,1490

0,0061

-0,1227

0,0243

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0235

0,6669

-0,0068

0,9008

8. Уверенность в себе

0,0110

0,8396

0,0109

0,8416

9. Познание

-0,0252

0,6448

-0,0115

0,8327

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0619

0,2564

0,0482

0,3762

11. Счастливая семейная жизнь

0,1204

0,0269

0,1271

0,0197

12. Творчество

-0,1207

0,0265

-0,1393

0,0105

Психическая активация

-0,0785

0,1497

-0,0494

0,3643

Интерес

0,0177

0,7454

0,0271

0,6184

Эмоциональный тонус

-0,0783

0,1511

-0,0802

0,1410

Напряжение

0,1702

0,0017

0,1667

0,0022

Комфортность

0,0854

0,1173

0,1036

0,0573

Артистический

Социальный

0,4526

0,0000

0,4332

0,0000

Предпринимательский

0,4301

0,0000

0,4382

0,0000

Конвенциальный

0,3102

0,0000

0,2903

0,0000

1.Активная, деятельная жизнь

-0,1245

0,0221

-0,1300

0,0170

2. Здоровье

-0,0244

0,6548

-0,0256

0,6380

3. Интересная работа

-0,0259

0,6347

0,0038

0,9439

4. Красота природы и искусства

-0,0316

0,5627

-0,0355

0,5144

5. Любовь

0,1040

0,0562

0,0986

0,0702

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,0006

0,9918

-0,0041

0,9402

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0386

0,4798

-0,0467

0,3914

8. Уверенность в себе

0,0611

0,2630

0,0613

0,2606

9. Познание

-0,1185

0,0293

-0,0962

0,0773

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0330

0,5452

0,0309

0,5701

11. Счастливая семейная жизнь

0,1346

0,0133

0,1438

0,0083

12. Творчество

-0,0920

0,0913

-0,0795

0,1443

Психическая активация

-0,0687

0,2076

-0,0408

0,4535

Интерес

-0,0195

0,7205

0,0059

0,9131

Эмоциональный тонус

-0,0869

0,1107

-0,0642

0,2386

Напряжение

0,0754

0,1668

0,0534

0,3267

Комфортность

0,0224

0,6810

0,0378

0,4882

Социальный

Предпринимательский

0,4285

0,0000

0,4242

0,0000

Конвенциальный

0,4105

0,0000

0,4101

0,5682

1.Активная, деятельная жизнь

-0,0279

0,6087

-0,0488

0,3702

2. Здоровье

0,0567

0,2988

0,0709

0,1932

3. Интересная работа

0,0227

0,6777

0,0281

0,6064

4. Красота природы и искусства

0,0364

0,5051

0,0640

0,2402

5. Любовь

-0,0078

0,8868

0,0012

0,9824

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,0736

0,1769

-0,0632

0,2458

7. Наличие хороших и верных друзей

0,0075

0,8905

0,0087

0,8729

8. Уверенность в себе

-0,0326

0,5507

-0,0221

0,6852

9. Познание

0,0266

0,6255

0,0141

0,7962

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0074

0,8918

0,0059

0,9134

11. Счастливая семейная жизнь

0,0245

0,6540

0,0423

0,4373

12. Творчество

0,0206

0,7061

0,0111

0,8392

Психическая активация

-0,0716

0,1889

-0,0660

0,2258

Интерес

-0,0338

0,5357

-0,0226

0,6779

Эмоциональный тонус

-0,0967

0,0758

-0,0812

0,1363

Напряжение

0,1710

0,0016

0,1626

0,0028

Комфортность

-0,0167

0,7995

-0,0311

0,5682

Предпринимательский

Конвенциальный

0,4921

0,0000

0,4945

0,0000

1.Активная, деятельная жизнь

-0,0487

0,3717

-0,0227

0,6765

2. Здоровье

-0,0148

0,7865

-0,0124

0,8192

3. Интересная работа

0,0133

0,8073

0,0092

0,8659

4. Красота природы и искусства

-0,0295

0,5891

-0,0055

0,9190

5. Любовь

0,0394

0,4706

0,0489

0,3695

6. Материально- обеспеченная жизнь

0,0585

0,2836

0,0405

0,4567

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0090

0,8696

-0,0261

0,6321

8. Уверенность в себе

-0,1270

0,0195

-0,1269

0,0199

9. Познание

-0,0848

0,1197

-0,1002

0,0659

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0069

0,9001

-0,0160

0,7692

11. Счастливая семейная жизнь

0,0532

0,3291

0,0652

0,2315

12. Творчество

-0,0245

0,6539

-0,0210

0,7000

Психическая активация

-0,2010

0,0002

-0,1918

0,0004

Интерес

-0,1097

0,0439

-0,1023

0,0605

Эмоциональный тонус

-0,2161

0,0001

-0,2172

0,0001

Напряжение

0,1187

0,0292

0,1185

0,0296

Комфортность

-0,0476

0,3827

-0,0524

0,3360

Конвенциальный

1.Активная, деятельная жизнь

-0,0346

0,5264

0,0024

0,9653

2. Здоровье

0,0193

0,7234

0,0423

0,4372

3. Интересная работа

0,0852

0,1182

0,0696

0,2015

4. Красота природы и искусства

-0,0286

0,6009

-0,0106

0,8461

5. Любовь

-0,0317

0,5608

-0,0448

0,4108

6. Материально- обеспеченная жизнь

0,0740

0,1746

0,0699

0,1996

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0728

0,1821

-0,0684

0,2090

8. Уверенность в себе

-0,0366

0,5028

-0,0383

0,4819

9. Познание

-0,0143

0,7928

-0,0205

0,7064

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0417

0,4448

-0,0625

0,2513

11. Счастливая семейная жизнь

0,0753

0,1674

0,0840

0,1231

12. Творчество

0,0208

0,7027

0,0172

0,7521

Психическая активация

-0,1331

0,0144

-0,1588

0,0036

Интерес

-0,0601

0,2706

-0,0682

0,2105

Эмоциональный тонус

-0,1086

0,0460

-0,1090

0,0454

Напряжение

0,1094

0,0444

0,1038

0,0567

Комфортность

-0,0231

0,6721

-0,0085

0,8754

1.Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье

-0,1849

0,0006

-0,1565

0,0041

3. Интересная работа

0,2069

0,0001

0,2034

0,0002

4. Красота природы и искусства

0,2070

0,0001

0,2141

0,0001

5. Любовь

-0,1789

0,0010

-0,1643

0,0026

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,1393

0,0103

-0,1435

0,0085

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0587

0,2817

-0,0310

0,5689

8. Уверенность в себе

-0,2129

0,0001

-0,1766

0,0012

9. Познание

0,0870

0,1105

0,0829

0,1281

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,1212

0,0259

-0,1171

0,0316

11. Счастливая семейная жизнь

-0,2334

0,0000

-0,2573

0,0000

12. Творчество

0,1275

0,0191

0,1540

0,0047

Психическая активация

-0,0081

0,8814

-0,0186

0,7324

Интерес

0,0661

0,2256

0,0562

0,3025

Эмоциональный тонус

-0,0141

0,7955

-0,0338

0,5354

Напряжение

0,0265

0,6274

0,0150

0,7830

Комфортность

0,0242

0,6571

0,0180

0,7406

2. Здоровье

3. Интересная работа

-0,0852

0,1181

-0,0672

0,2175

4. Красота природы и искусства

-0,1253

0,0212

-0,1087

0,0460

5. Любовь

-0,0061

0,9104

0,0089

0,8699

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,0501

0,3588

-0,0166

0,7604

7. Наличие хороших и верных друзей

0,0901

0,0983

0,0249

0,6482

8. Уверенность в себе

-0,0203

0,7098

-0,0300

0,5816

9. Познание

-0,0802

0,1410

-0,1027

0,0593

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0906

0,0964

-0,0857

0,1157

11. Счастливая семейная жизнь

-0,0422

0,4398

-0,0141

0,7954

12. Творчество

-0,2340

0,0000

-0,2425

0,0000

Психическая активация

-0,0194

0,7221

0,0039

0,9431

Интерес

0,0548

0,3150

-0,0344

0,5277

Эмоциональный тонус

-0,0472

0,3872

0,0660

0,2258

Напряжение

0,0041

0,9396

0,0028

0,9588

Комфортность

0,0086

0,8745

0,0363

0,5056

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства

0,0412

0,4500

-0,0036

0,9479

5. Любовь

-0,0211

0,6985

-0,0177

0,7452

6. Материально- обеспеченная жизнь

0,1264

0,0201

0,1083

0,0467

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0789

0,1475

-0,0291

0,5933

8. Уверенность в себе

-0,2131

0,0001

-0,1878

0,0006

9. Познание

-0,0528

0,3330

-0,0708

0,1937

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,3459

0,0000

-0,3318

0,0000

11. Счастливая семейная жизнь

-0,1298

0,0169

-0,1139

0,0366

12. Творчество

-0,0091

0,8683

-0,0227

0,6763

Психическая активация

0,0715

0,1899

0,0850

0,1185

Интерес

0,0438

0,4226

0,0669

0,2194

Эмоциональный тонус

0,0262

0,6313

0,0564

0,3002

Напряжение

0,0030

0,9565

-0,0012

0,9824

Комфортность

0,0249

0,6479

0,0370

0,4970

4. Красота природы и искусства

5. Любовь

-0,2485

0,0000

-0,2662

0,0000

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,1719

0,0015

-0,2123

0,0001

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,1561

0,0040

-0,1260

0,0207

8. Уверенность в себе

-0,0964

0,0768

-0,0762

0,1617

9. Познание

0,0608

0,2651

0,1178

0,0306

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0422

0,4388

-0,0143

0,7930

11. Счастливая семейная жизнь

-0,2819

0,0000

-0,3120

0,0000

12. Творчество

0,1832

0,0007

0,1763

0,0012

Психическая активация

-0,0154

0,7779

-0,0362

0,5065

Интерес

-0,0908

0,0955

-0,0918

0,0919

Эмоциональный тонус

-0,0328

0,5480

-0,0521

0,3393

Напряжение

-0,0056

0,9184

-0,0077

0,8879

Комфортность

-0,02661

0,6261

-0,0545

0,3167

5. Любовь

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,0089

0,8710

-0,0019

0,9724

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0187

0,7324

-0,0703

0,1969

8. Уверенность в себе

-0,1131

0,0377

-0,1367

0,0121

9. Познание

-0,3382

0,0000

-0,3206

0,0000

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,2545

0,0000

-0,2584

0,0000

11. Счастливая семейная жизнь

0,3589

0,0000

0,3508

0,0000

12. Творчество

0,3213

0,0000

-0,3546

0,0000

Психическая активация

0,0869

0,1108

0,1024

0,0602

Интерес

0,0151

0,7814

0,0107

0,8449

Эмоциональный тонус

-0,0013

0,9813

0,0038

0,9440

Напряжение

-0,0070

0,8986

0,0068

0,9005

Комфортность

0,0298

0,5855

0,0446

0,4133

6. Материально-обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0955

0,0795

-0,1153

0,0343

8. Уверенность в себе

-0,1505

0,0056

-0,1422

0,0090

9. Познание

-0,2507

0,0000

-0,2579

0,0000

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,1353

0,0128

-0,1576

0,0038

11. Счастливая семейная жизнь

0,1980

0,0002

0,2276

0,0000

12. Творчество

-0,1698

0,0017

-0,1612

0,0031

Психическая активация

-0,0171

0,7544

-0,0071

0,8968

Интерес

-0,0827

0,1294

-0,0664

0,2227

Эмоциональный тонус

0,0374

0,4936

0,0590

0,2788

Напряжение

-0,0134

0,8055

-0,0091

0,8676

Комфортность

0,0259

0,6352

0,0573

0,2931

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе

-0,08886

0,1041

-0,0801

0,1416

9. Познание

-0,1190

0,0287

-0,0484

0,3741

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0233

0,6694

-0,0291

0,5933

11. Счастливая семейная жизнь

-0,0334

0,5409

-0,1260

0,0207

12. Творчество

-0,2428

0,0000

-0,0703

0,1969

Психическая активация

-0,0137

0,8017

0,0082

0,8803

Интерес

0,0534

0,3276

0,0765

0,1604

Эмоциональный тонус

-0,0694

0,2028

-0,0514

0,3455

Напряжение

-0,0499

0,3605

-0,0693

0,2030

Комфортность

-0,0550

0,3132

-0,0547

0,3156

8. Уверенность в себе

9. Познание

0,0117

0,8296

0,0151

0,7814

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,2600

0,0000

0,2633

0,0000

11. Счастливая семейная жизнь

-0,2256

0,0000

-0,2442

0,0000

12. Творчество

-0,0514

0,3458

-0,0090

0,8686

Психическая активация

0,0112

0,8373

0,0114

0,8336

Интерес

0,0455

0,4039

0,0362

0,5062

Эмоциональный тонус

0,0594

0,2764

0,0173

0,7507

Напряжение

0,0869

0,1108

0,1019

0,0613

Комфортность

0,0607

0,2656

0,0613

0,2605

9. Познание

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

0,0049

0,9278

0,0359

0,5093

11. Счастливая семейная жизнь

-0,4266

0,0000

-0,4517

0,0000

12. Творчество

0,3492

0,0000

0,3221

0,0000

Психическая активация

-0,0836

0,1252

-0,0765

0,1602

Интерес

0,0304

0,5774

0,0101

0,8534

Эмоциональный тонус

-0,0506

0,3536

-0,0330

0,5452

Напряжение

0,0460

0,3989

0,0195

0,7208

Комфортность

-0,0294

0,5896

-0,0288

0,5971

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

-0,1554

0,0042

-0,1597

0,0034

12. Творчество

-0,0466

0,3926

-0,0244

0,6536

Психическая активация

-0,0863

0,1133

-0,0845

0,1210

Интерес

-0,0593

0,2772

-0,0543

0,3188

Эмоциональный тонус

-0,0815

0,1348

-0,0665

0,2224

Напряжение

0,0444

0,4161

0,0488

0,3705

Комфортность

-0,0819

0,1328

-0,0707

0,1944

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество

-0,3524

0,0000

-0,3785

0,0000

Психическая активация

0,0112

0,8377

0,0226

0,6785

Интерес

-0,0509

0,3506

-0,0412

0,4499

Эмоциональный тонус

0,0447

0,4126

0,0517

0,3428

Напряжение

-0,0482

0,3771

-0,0429

0,4306

Комфортность

0,0166

0,7611

0,0282

0,6046

12. Творчество

Психическая активация

0,0200

0,7147

-0,0087

0,8735

Интерес

0,0611

0,2630

0,0729

0,1809

Эмоциональный тонус

-0,0457

0,4025

-0,0386

0,1443

Напряжение

-0,0920

0,0912

-0,0898

0,0992

Комфортность

-0,0601

0,2704

-0,0568

0,2972

Психическая активация

Интерес

0,3661

0,0000

0,3579

0,0000

Эмоциональный тонус

0,5626

0,0000

0,5895

0,0000

Напряжение

-0,4149

0,0000

-0,3988

0,0000

Комфортность

0,4516

0,0000

0,4624

0,0000

Интерес

Эмоциональный тонус

0,5173

0,0000

0,5220

0,0000

Напряжение

-0,1099

0,0435

-0,1337

0,0141

Комфортность

0,3987

0,0000

0,3568

0,0000

Эмоциональный тонус

Напряжение

-0,0886

0,1039

-0,1311

0,0161

Комфортность

0,6215

0,0000

0,5844

0,0000

Напряжение

Комфортность

0,0496

0,3638

0,0615

0,2592

Критерий Спирмена и Пирсона выявляют корреляцию значений по индексам, представленным в таблице 3. В остальных индексах корреляции критерий не выявил. Следовательно, определено, какие индексы взаимозависимы.

  1. Кластерный анализ

Кластерный анализ это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры)(Q-кластеризация, или Q-техника, собственно кластерный анализ).

Кластер (англ. cluster скопление)  объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластерный анализ наиболее ярко отражает черты многомерного анализа в классификации, факторный анализ в исследовании связи. Первое применение кластерный анализ нашел в социологии. Главное назначение кластерного анализа разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные в соответствующем понимании группы или кластеры. Это означает, что решается задача классификации данных и выявления соответствующей структуры в ней. Методы кластерного анализа можно применять в самых различных случаях, даже в тех случаях, когда речь идет о простой группировке, в которой все сводится к образованию групп по количественному сходству [5]. Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков.

Существует около 100 разных алгоритмов кластеризации. Один из них – иерархический или метод древовидной классификации.

Метод древовидной классификации  это пошаговый метод разбиения выборки на отдельные группы. Его принцип достаточно прост.

Шаг 1. Каждый человек признаётся единственным представителем своего кластера (типа). Количество типов равно объёму выборки.

Шаг 2. Находится несколько человек, которые наиболее похожи на первого. Теперь эти люди составляют один кластер. Количество кластеров уменьшается.

Шаг 3. Продолжаем искать кластеры, наиболее похожие друг на друга и объединять их. Теперь вся выборка разделена на некоторое количество групп, внутри которых люди очень схожи по своим характеристикам. Это продолжается, пока объединение не закончится.

В отличие от древовидной классификации, метод k-средних разбивает всю выборку по заданным признакам на указанное количество кластеров. Таким образом, чтобы использовать этот метод нужно знать или предполагать сколько кластеров мы хотим иметь.

Цели кластеризации:
  • Понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»).

  • Сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера.

  • Обнаружение новизны (англ. Noveltydetection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров.

В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера, а кластеров может быть сколько угодно. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров.

Формальная постановка задачи кластеризации

Пусть X — множество объектов, Y — множество номеров (имён, меток) кластеров. Задана функция расстояния между объектами . Имеется конечная обучающая выборка объектов . Требуется разбить выборку на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из объектов, близких по метрике ρ, а объекты разных кластеров существенно отличались. При этом каждому объекту приписывается номер кластера .

Алгоритм кластеризации — это функция , которая любому объекту ставит в соответствие номер кластера . Множество в некоторых случаях известно заранее, однако чаще ставится задача определить оптимальное число кластеров, с точки зрения того или иного критерия качества кластеризации.

Кластеризация (обучение без учителя) отличается от классификации (обучения с учителем) тем, что метки исходных объектов изначально не заданы, и даже может быть неизвестно само множество .

Для проведения кластерного анализа выбран метод кластеризации Уорда, метрика – квадратичная евклидова. Результаты кластерного анализа представлены в табл. 4-7. и на рис. 1-2.

Таблица 4

Общие результаты проведения кластерного анализа индексов

Кластер

Число элементов

Процентное отношение, %

1

189

51,36

2

81

22,01

3

54

14,67

4

44

11,96

Таблица 5

Центроиды кластеров

Кластер

1

2

3

4

Реалистический

8,24339

10,6420

4,3333

12,9545

Исследовательский

14,3175

18,0370

11,3333

21,8864

Артистический

14,3333

18,0617

10,7963

22,0682

Социальный

14,3492

19,0247

10,7407

19,2045

Предпринимательский

13,1323

17,1358

9,9444

19,7955

Конвенциальный

10,1640

15,6914

7,4815

14,2045

1.Активная, деятельная жизнь

-2,6719

-3,2963

-4,5370

-3,4318

2. Здоровье

1,5291

1,8024

2,7222

3,7501

3. Интересная работа

0,1005

0,5679

-0,6667

-1,5681

4. Красота природы и искусства

-1,6931

-3,6543

-4,5121

-3,6819

5. Любовь

0,4921

2,9012

5,1852

3,9546

6. Материально- обеспеченная жизнь

1,9894

3,7407

3,5741

1,6363

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,5873

-1,2469

0,5185

1,0227

8. Уверенность в себе

0,0158

-0,1728

-0,5741

-0,8636

9. Познание

-1,6561

-2,6791

-4,8518

-3,2954

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0634

-1,3827

-1,1111

-0,7045

11. Счастливая семейная жизнь

2,4973

5,1234

7,0185

7,0909

12. Творчество

-0,6719

-2,1728

-3,4814

-3,8409

Психическая активация

12,0265

15,3704

14,0741

8,70455

Интерес

8,90476

11,358

9,48148

7,22727

Эмоциональный тонус

7,89418

11,3333

8,53704

5,43182

Напряжение

10,9894

10,9753

9,9444

12,6136

Комфортность

9,3122

13,6049

10,0370

8,2727

Таблица 6

Распределение элементов по кластерам

Пол

Кластер

Пол

Кластер

1

мужской

1

186

Женский

4

2

Мужской

2

187

Женский

3

3

Мужской

3

188

Женский

1

4

Мужской

2

189

Женский

1

5

Мужской

4

190

Женский

1

6

Мужской

1

191

Женский

1

7

Мужской

4

192

Женский

3

8

Мужской

3

193

Женский

2

9

Мужской

1

194

Женский

1

10

Мужской

2

195

Женский

1

11

Мужской

3

196

Женский

1

12

Мужской

1

197

Женский

1

13

Мужской

3

198

Женский

1

14

Мужской

1

199

Женский

1

15

Мужской

1

200

Женский

1

16

Мужской

1

201

Женский

1

17

Мужской

1

202

Женский

1

18

Мужской

4

203

Женский

1

19

Мужской

2

204

Женский

4

20

Мужской

2

205

Женский

1

21

мужской

4

206

Женский

1

22

женский

1

207

Женский

1

23

Женский

1

208

Женский

3

24

Женский

3

209

Женский

3

25

Женский

3

210

Женский

4

26

Женский

3

211

Женский

3

27

Женский

4

212

Женский

2

28

Женский

1

213

Женский

1

29

Женский

1

214

Женский

4

30

Женский

4

215

Женский

1

31

Женский

1

216

Женский

4

32

Женский

4

217

Женский

2

33

Женский

4

218

Женский

4

34

Женский

4

219

Женский

2

35

Женский

1

220

Женский

1

36

Женский

1

221

Женский

1

37

Женский

1

222

Женский

1

38

Женский

1

223

Женский

4

39

Женский

2

224

Женский

4

40

Женский

1

225

Женский

1

41

Женский

1

226

Женский

1

42

Женский

1

227

Женский

2

43

Женский

1

228

Женский

2

44

Женский

4

229

Женский

1

45

Женский

2

230

Женский

1

46

Женский

1

231

Женский

3

47

Женский

4

232

Женский

1

48

Женский

2

233

Женский

1

49

Женский

1

234

Женский

1

50

Женский

2

235

Женский

1

51

Женский

1

236

Женский

1

52

Женский

2

237

Женский

1

53

Женский

1

238

Женский

1

54

Женский

2

239

Женский

1

55

Женский

1

240

Женский

2

56

Женский

1

241

Женский

2

57

Женский

2

242

Женский

1

58

Женский

2

243

Женский

2

59

Женский

1

244

Женский

3

60

Женский

1

245

Женский

3

61

Женский

1

246

Женский

1

62

Женский

2

247

Женский

1

63

Женский

1

248

Женский

1

64

Женский

4

249

Женский

3

65

Женский

2

250

Женский

1

66

Женский

2

251

Женский

1

67

Женский

2

252

Женский

2

68

Женский

1

253

Женский

1

69

Женский

1

254

Женский

4

70

Женский

2

255

Женский

1

71

Женский

1

256

Женский

3

72

Женский

1

257

Женский

1

73

Женский

3

258

Женский

4

74

Женский

1

259

Женский

1

75

Женский

1

260

Женский

1

76

Женский

1

261

Женский

1

77

Женский

1

262

Женский

2

78

Женский

2

263

Женский

1

79

Женский

2

264

Женский

1

80

Женский

1

265

Женский

1

81

Женский

1

266

Женский

4

82

Женский

3

267

Женский

1

83

Женский

4

268

Женский

1

84

Женский

1

269

Женский

2

85

Женский

1

270

Женский

2

86

Женский

3

271

Женский

1

87

Женский

2

272

Женский

1

88

Женский

3

273

Женский

4

89

Женский

1

274

Женский

3

90

Женский

3

275

Женский

4

91

Женский

1

276

Женский

3

92

Женский

1

277

Женский

4

93

Женский

2

278

Женский

2

94

Женский

1

279

Женский

3

95

Женский

1

280

Женский

3

96

Женский

4

281

Женский

1

97

Женский

1

282

Женский

3

98

Женский

2

283

Женский

2

99

Женский

1

284

Женский

1

100

Женский

4

285

Женский

1

101

Женский

2

286

Женский

1

102

Женский

1

287

Женский

1

103

женский

3

288

Женский

2

104

Мужской

2

289

Женский

3

105

Мужской

1

290

Женский

1

106

Мужской

2

291

Женский

2

107

Мужской

1

292

Женский

1

108

Мужской

3

293

Женский

4

109

Мужской

1

294

Женский

2

110

Мужской

2

295

Женский

1

111

Мужской

3

296

Женский

4

112

Мужской

1

297

Женский

1

113

Мужской

4

298

Женский

4

114

Мужской

2

299

Женский

4

115

Мужской

4

300

Женский

1

116

Мужской

1

301

Женский

3

117

Мужской

1

302

Женский

2

118

Мужской

2

303

Женский

1

119

Мужской

2

304

Женский

3

120

Мужской

2

305

Женский

2

121

Мужской

2

306

Женский

3

122

Мужской

1

307

Женский

1

123

Мужской

2

308

Женский

3

124

Мужской

4

309

Женский

4

125

Мужской

2

310

Женский

4

126

Мужской

1

311

Женский

3

127

Мужской

1

312

Женский

2

128

Мужской

3

313

Женский

1

129

Мужской

2

314

Женский

1

130

Мужской

4

315

Женский

1

131

Мужской

1

316

Женский

2

132

Мужской

2

317

Женский

3

133

Мужской

3

318

Женский

1

134

Мужской

2

319

Женский

1

135

Мужской

1

320

Женский

1

136

Мужской

3

321

Женский

1

137

Мужской

2

322

Женский

1

138

Мужской

1

323

Женский

1

139

Мужской

1

324

Женский

2

140

Мужской

3

325

Женский

4

141

Мужской

3

326

Женский

1

142

Мужской

2

327

Женский

4

143

Мужской

1

328

Женский

3

144

Мужской

1

329

Женский

1

145

Мужской

1

330

Женский

2

146

Мужской

1

331

Женский

3

147

Мужской

2

332

Женский

1

148

Мужской

1

333

Женский

1

149

Мужской

1

334

Женский

2

150

Мужской

1

335

Женский

1

151

Мужской

4

336

Женский

1

152

Мужской

3

337

Женский

1

153

Мужской

3

338

Женский

4

154

Мужской

2

339

Женский

2

155

Мужской

1

340

Женский

3

156

Мужской

1

341

Женский

1

157

Мужской

1

342

Женский

1

158

Мужской

3

343

Женский

2

159

Мужской

2

344

Женский

2

160

Мужской

1

345

Женский

2

161

Мужской

2

346

Женский

3

162

Мужской

1

347

Женский

1

163

Мужской

2

348

Женский

1

164

Женский

1

349

Женский

2

165

Женский

1

350

Женский

1

166

Женский

3

351

Женский

2

167

Женский

1

352

Женский

2

168

Женский

1

353

Женский

1

169

Женский

1

354

Женский

1

170

Женский

1

355

Женский

1

171

Женский

2

356

Женский

3

172

Женский

4

357

Женский

1

173

Женский

1

358

Женский

2

174

Женский

1

359

Женский

1

175

Женский

1

360

Женский

2

176

Женский

4

361

Женский

1

177

Женский

1

362

Женский

1

178

Женский

1

363

Женский

1

179

Женский

2

364

Женский

3

180

Женский

1

365

Женский

1

181

Женский

2

366

Женский

1

182

Женский

3

367

Женский

1

183

Женский

1

368

Женский

3

184

Женский

1

369

Женский

1

185

Женский

1

     

Рис. 1. Дендрограмма результатов проведения кластерного анализа

Рис. 2. График расположения кластеров на плоскости

«Психическая активность» -«УСЦД1»

Таблица 7

Количественное присутствие пациентов в каждом из кластеров

 

1кластер

2кластер

3кластер

4кластер

Андрогинность

138

61

41

57

Маскулинность

7

13

0

2

Феминность

29

7

6

9

Пациенты с чертами андрогинности попали преимущественно в 1 кластер. В данный кластер попали преимущественно женщины, более 65%.

Пациенты с чертами маскулинностью попали преимущественно в 2 кластер. В данный кластер попали преимущественно мужчины. Большая часть пациентов с чертами фемминости оказались в 1-м кластере.

  1. Факторный анализ

Факторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.

Факторный анализ впервые возник в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом, основателем евгеники Гальтоном Ф. (1822—1911), внесшим также большой вклад в исследование индивидуальных различий. Но в разработку Факторного анализа внесли вклад многие ученые. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологию занимались такие ученые как Спирмен Ч. (1904, 1927, 1946), Терстоун Л. (1935, 1947, 1951) и Кеттел Р. (1946, 1947, 1951). Также нельзя не упомянуть английского математика и философа Пирсона К., в значительной степени развившего идеи Ф. Гальтона, американского математика Хотеллинга Г., разработавшего современный вариант метода главных компонент. Внимания заслуживает и английский психолог Айзенк Г., широко использовавший Факторный анализ для разработки психологической теории личности. Математически факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и др.

Факторный анализ позволяет решить две важные проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и в то же время компактно. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

Таким образом можно выделить 2 цели Факторного анализа:

  • определение взаимосвязей между переменными, (классификация переменных), т. е. «объективная R-классификация»;

  • сокращение числа переменных необходимых для описания данных.

Факторный анализ может быть:

  • разведочным — он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках;

  • конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках.

Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят:

  • Все признаки должны быть количественными;

  • Число наблюдений должно быть в два раза больше числа переменных;

  • Выборка должна быть однородна;

  • Исходные переменные должны быть распределены симметрично;

  • Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

Главной проблемой факторного анализа является выделение и интерпретация главных факторов. При отборе компонент исследователь обычно сталкивается с существенными трудностями, так как не существует однозначного критерия выделения факторов, и потому здесь неизбежен субъективизм интерпретаций результатов. Существует несколько часто употребляемых критериев определения числа факторов. Некоторые из них являются альтернативными по отношению к другим, а часть этих критериев можно использовать вместе, чтобы один дополнял другой:

  • Критерий Кайзера или критерий собственных чисел.

Этот критерий предложен Кайзером, и является, вероятно, наиболее широко используемым. Отбираются только факторы с собственными значениями равными или большими 1. Это означает, что если фактор не выделяет дисперсию, эквивалентную, по крайней мере, дисперсии одной переменной, то он опускается.

  • Критерий каменистой осыпи или критерий отсеивания.

Данный критерий является графическим методом, впервые предложенным психологом Кэттелом. Собственные значения возможно изобразить в виде простого графика. Кэттел предложил найти такое место на графике, где убывание собственных значений слева направо максимально замедляется. Предполагается, что справа от этой точки находится только «факториальная осыпь» — «осыпь» является геологическим термином, обозначающим обломки горных пород, скапливающиеся в нижней части скалистого склона. Однако этот критерий отличается высокой субъективностью и, в отличие от предыдущего критерия, статистически необоснован. Недостатки обоих критериев заключаются в том, что первый иногда сохраняет слишком много факторов, в то время как второй, напротив, может сохранить слишком мало факторов; однако оба критерия вполне хороши при нормальных условиях, когда имеется относительно небольшое число факторов и много переменных. На практике возникает важный вопрос: когда полученное решение может быть содержательно интерпретировано. В этой связи предлагается использовать ещё несколько критериев.

  • Критерий значимости.

Он особенно эффективен, когда модель генеральной совокупности известна и отсутствуют второстепенные факторы. Но критерий непригоден для поиска изменений в модели и реализуем только в факторном анализе по методу наименьших квадратов или максимального правдоподобия.

  • Критерий доли воспроизводимой дисперсии.

Факторы ранжируются по доле детерминируемой дисперсии, когда процент дисперсии оказывается несущественным, выделение следует остановить. Желательно, чтобы выделенные факторы объясняли более 80 % разброса. Недостатки критерия: во-первых, субъективность выделения, во-вторых, специфика данных может быть такова, что все главные факторы не смогут совокупно объяснить желательного процента разброса. Поэтому главные факторы должны вместе объяснять не меньше 50,1 % дисперсии.

  • Критерий интерпретируемости и инвариантности.

Данный критерий сочетает статистическую точность с субъективными интересами. Согласно ему, главные факторы можно выделять до тех пор, пока будет возможна их ясная интерпретация. Она, в свою очередь, зависит от величины факторных нагрузок, то есть если в факторе есть хотя бы одна сильная нагрузка, он может быть интерпретирован. Возможен и обратный вариант — если сильные нагрузки имеются, однако интерпретация затруднительна, от этой компоненты предпочтительно отказаться.

Для проведения факторного анализа метод главных компонент, максимальное число факторов - 14. Результаты факторного анализа представлены в табл. 8, 9. и на рис. 3, 4.

Таблица 8

Вклад исходных признаков в формирование факторных переменных

Номер фактора

Минимальное собственное значение

Процент значимости

Суммарный процент

1

3,16306

13,752

13,752

2

2,63562

11,459

25,212

3

2,28022

9,914

35,126

4

1,8133

7,884

43,010

5

1,25028

5,436

48,446

6

1,19613

5,201

53,446

7

1,14169

4,964

58,610

8

1,04125

4,527

63,137

9

1,00224

4,358

67,495

10

0,896676

3,899

67,495

11

0,780107

3,392

74,785

12

0,743733

3,234

78,019

13

0,669915

2,913

80,931

14

0,604612

2,629

83,560

15

0,577717

2,512

86,072

16

0,573443

2,493

88,565

17

0,536589

2,333

90,898

18

0,504077

2,192

93,090

19

0,459438

1,998

95,087

20

0,399358

1,736

96,824

21

0,332311

1,445

98,269

22

0,274934

1,195

99,464

23

0,123288

0,536

100,000

Таблица9

Матрица факторов после вращения

Факторы

Индексы

1

2

3

4

5

6

7

Артистический

-0,0231754

0,86393

-0,0970207

0,0476543

0,0283123

-0,0144002

0,000312654

Исследовательский

0,0903685

0,557238

0,0242321

0,330139

-0,116398

0,199298

0,084194

Реалистический

-0,0999998

0,193162

0,0801059

0,0429706

0,0584644

0,22409

0,0000169732

Социальный

-0,0440611

0,643792

0,141916

0,000459937

0,103748

0,512622

0,0896265

Предпринимательский

-0,0858145

0,590535

-0,156412

-0,164831

-0,120932

0,373795

0,1195

Конвенциальный

-0,0319291

0,215468

-0,00368628

-0,0311162

0,0367179

0,838393

0,04641

1.Активная, деятельная жизнь

0,00389627

-0,11046

0,0924526

-0,0196492

0,145797

0,0398121

0,0183516

2. Здоровье

0,0102339

-0,0236013

0,0197828

0,118982

-0,0102572

0,045243

-0,0170605

3. Интересная работа

0,0126575

0,0845178

0,0504074

0,00139208

0,855244

-0,0164662

-0,016496

4. Красота природы и искусства

-0,0287683

0,0162384

0,120144

-0,104322

0,0287335

-0,0359889

-0,00106308

5. Любовь

-0,00234294

0,0660303

-0,86377

0,140122

0,0949473

-0,0566532

-0,00490993

6. Материально- обеспеченная жизнь

0,0111502

-0,0712282

0,106716

0,13401

0,15006

0,0315572

0,00632156

7. Наличие хороших и верных друзей

-0,0265874

-0,0223454

-0,0164595

0,100224

-0,0185305

-0,0221793

-0,0163444

8. Уверенность в себе

0,0564266

-0,0587357

0,0125125

0,0262503

0,118526

-0,0136739

0,0683713

9. Познание

-0,0278821

-0,0909262

0,565762

-0,359616

0,093001

-0,105455

0,102348

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,0967718

0,178459

0,291892

0,0482033

-0,661245

-0,136388

-0,0250577

11. Счастливая семейная жизнь

0,0359328

-0,00223997

-0,334655

0,542854

-0,149782

0,157223

-0,0532126

12. Творчество

-0,0152909

-0,0525933

0,192624

-0,787974

-0,0308325

0,12299

-0,0792428

Психическая активация

0,639761

-0,0187622

-0,0334163

0,0511204

0,111576

0,0150211

-0,568725

Интерес

0,735468

0,0458752

-0,0912654

-0,234648

-0,045171

-0,147868

-0,080325

Эмоциональный тонус

0,868071

-0,101083

0,0358915

0,0547414

0,0281937

-0,00274014

-0,0727811

Напряжение

-0,0147601

0,0091069

0,019546

0,0599034

0,0275647

0,0738176

0,939983

Комфортность

0,838408

0,0154332

0,0249026

0,105765

0,0208691

0,0410739

0,121191

Факторы

Индексы

8

9

10

11

12

13

14

Артистический

-0,00658722

0,042942

0,109369

-0,141443

0,0223738

-0,0217908

-0,0562788

Исследовательский

0,355788

-0,0873563

0,324899

0,0493326

-0,0490477

-0,14464

-0,0618607

Реалистический

-0,0329562

0,0412313

0,854844

-0,000584198

0,0442315

0,0602364

-0,0784174

Социальный

0,119064

0,00099103

-0,135911

0,0135765

0,0228355

0,0869852

0,0376667

Предпринимательский

-0,180955

-0,156677

0,266637

0,0648977

-0,00943563

0,005249

0,0906064

Конвенциальный

-0,0532981

-0,00294691

0,281983

0,0228615

-0,0464266

-0,0521874

0,031514

1.Активная, деятельная жизнь

0,135689

-0,154078

0,0031799

0,873479

0,116272

-0,0639628

-0,105851

2. Здоровье

0,0203364

-0,0317427

-0,0709683

-0,0909024

-0,0448505

0,0197195

0,964309

3. Интересная работа

-0,189549

0,0144154

0,0194016

0,247962

-0,00320789

-0,0129532

-0,0488882

4. Красота природы и искусства

0,091477

-0,0598409

0,0348499

0,10951

0,941314

-0,0737736

-0,0496173

5. Любовь

0,112235

-0,0686009

-0,0361467

-0,114575

-0,167994

-0,0138459

-0,0265148

6. Материально- обеспеченная жизнь

-0,811724

-0,168456

0,0800523

-0,182712

-0,156955

-0,141833

-0,0410423

7. Наличие хороших и верных друзей

0,0705048

-0,0788902

0,044483

-0,0524143

-0,0701576

0,966169

0,02151

8. Уверенность в себе

0,115334

0,889711

0,0231903

-0,181996

-0,0689602

-0,0983938

-0,0402661

9. Познание

0,520832

-0,0876541

0,13297

-0,10551

-0,147867

-0,165612

-0,0422915

10. Свобода как независимость в поступках и действиях

-0,137623

0,414668

-0,0539739

0,180668

-0,0763711

0,0165135

-0,0835731

11. Счастливая семейная жизнь

-0,12378

-0,411389

-0,109597

-0,287746

-0,223158

-0,123972

-0,203432

12. Творчество

0,153835

-0,0909302

-0,0884659

-0,0254141

0,0930564

-0,182635

-0,235052

Психическая активация

0,0717474

0,0435349

-0,178183

-0,0446566

0,0415007

0,00667339

-0,0623224

Интерес

0,0406731

-0,0137846

0,158723

0,165663

-0,190534

0,0926823

-0,0046815

Эмоциональный тонус

-0,0546749

0,0143553

-0,159313

-0,0571076

0,0166825

-0,0384303

0,038213

Напряжение

0,0404092

0,0774212

-0,0365264

0,00349147

0,0122773

-0,0146388

-0,0319007

Комфортность

-0,00565096

0,0190098

0,00763213

-0,0370397

0,0555585

-0,0589416

-0,000345582

Результаты факторного анализа показывают, что все исходные признаки можно свести к 14 новым факторам с суммарным уровнем значимости 84%.

1 фактор объединяет такие признаки или индексы, как психическая активация, интерес и эмоциональный тонус.

2 фактор включает такой признак, как артистизм.

3 фактор включает такой признак или индекс, как любовь.

4 фактор включает такой признак или индекс, как творчество.

5 фактор включает такой признак или индекс, как свобода и независимость в поступках и действиях.

6 фактор включает такой признак или индекс, как конвенциальный.

7 фактор включает такой признак или индекс, как напряжение.

8 фактор включает такой признак или индекс, как материально-обеспеченная жизнь.

9 фактор включает такой признак или индекс, как уверенность в себе.

10 фактор включает такой признак или индекс, как реализм.

11 фактор включает такой признак или индекс, как счастливая семейная жизнь.

12 фактор включает такой признак или индекс, как красота природы и искусства.

13 фактор включает такой признак или индекс, как наличие хороших и верных друзей.

14 фактор включает такой признак или индекс, как здоровье.

Рис. 3.График, показывающий вклад исходных признаков в формирование факторных переменных

Рис.4.График, показывающий зависимость второго фактора от первого

Заключение

В результате выполнения данной курсовой работы изучены методы структурного анализа многомерных данных (корреляционный, кластерный и факторный анализ). С использованием данных методов решена прикладная задача: исследована взаимосвязь гендерных особенностей и структуры личности в контексте биопсихосоциальной модели.

Применение средств визуализации в процедурах принятия решений повышает уровень их понимания, делает результаты более наглядными и аргументированными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект 12-06-31079

  1. Квинн В.А. Прикладная психология/Издательство Спб, 2000. – 187с.

  2. Гриценко В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психологический журнал - 2000. - Т. 21. - № 1.

  3. Соловьева Г.Г. Методологические основы гендера // Основы гендерного образования. - Алматы, 2003.

  4. Зиновьев А.Ю. Визуализация многомерных данных / Издательство КГТУ, 2000. – 180 с.

  5. Соловов А.В. Когнитивная компьютерная графика в инженерном образовании / Высшее образование в России, 1998. С. 90-96.

  6. Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 155 c.

Просмотров работы: 2036