ФЕНОМЕН CОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФЕНОМЕН CОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное время есть время существования, функционирования и развития обще­ства и его социальных систем разного уровня. Социальное время есть время, связанное с че­ловеческой деятельностью, оно является природно-социальным ресурсом деятельности со­циальных субъектов разного рода; его количественная измеримость позволяет реализовать количественный подход в изучении деятельности. Первое и простое "разделение" времен - прошлое, настоящее, будущее. Социальное время имеет три социологических «модифика­ции». Историческое время – это длительность существования человеческого общества или отдельных социальных систем. Структурное время социальной системы представляет собой временное выражение ее деятельностно-субъектной структуры, соотнесенное с «моментом» исторического времени. Системным является время социальной системы, взятое структурно и отнесенное к периодам ее исторического времени.

В работе Н.И.Зибера "Опыт программы для собирания статистико-экономических сведений" (1873 г.) выделены три основных аспекта использования показателей времени. Во-первых, это время производства необходимого для жизни и труда, прежде всего, пищи, оде­жды, жилья и орудий труда. Во-вторых, это степень потребления произведённого, т.е. доля "эффективного" в определенном смысле времени. В-третьих, это распределение времени труда по группам населения территориальных общностей, выделенным по таким признакам как пол, возраст, национальность, образование, сословие.

Социально-экономические статистические обследования бюджетов времени крестьянских се­мей. Первой основательной попыткой учёта затрат труда было обследование А.Пошехонова в Калужской губернии в 1896 г. Оно содержало ряд совершенно новых элементов, прежде всего, речь идет о попытке учета труда всей семьи, в т.ч. по видам основных работ.

Наиболее полно методика учета затрат труда в крестьянском хозяйстве, с выделением основных видов работ, была разработана и реализована при обследовании в Вельском уезде Вологодской губернии в 1909 г.

С.Н. Прокопович, уже в 20-е годы использовал собранные тогда сведения для корреляцион­ного анализа связи трудозатрат с другими характеристиками хозяйств, подчеркивая, что это единственное российское обследование, в котором получены данные о фактических затратах труда.

В первых послереволюционных бюджетных обследованиях затратам времени уделя­лось большое внимание. В декабре 1922 г. в ходе бюджетного обследования семей рабочих получались данные о распределении времени всех членов семьи рабочего возраста.

Питерское начало. Одним из мостиков к обследованиям бюджетов времени было обследование, прове­денное осенью 1909 г. в Высших женских (Бестужевских) курсах под руководством извест­ного русского статистика А.А. Кауфмана. А первым социологическим обследованием бюд­жетов времени в Советской России и, предположительно - в мире, было обследование под руководством П.А.Сорокина, видимо в 1921 г., в рамках программы изучения профессио­нальных групп.

Были существенные предпосылки и проблемы для изучения и последующего реше­ния. Объектом было социальное время не столько как одна из социологических категорий, но и как действительное время, т. е. время общества, находящегося в процессе коренных из­менений, развития. В этом научно-прикладном направлении слились интересы и устремле­ния разных социальных групп, государственных органов и общественных организаций.

А в целом эта практика явилась важным вкладом в развитие социологической науки, как ее эмпирической части, так и теоретической, касающейся, прежде всего социальных из­менений и времени.

Литература

  1. Осипов Г.В. Социология. М., 2005. - 251c.

  2. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. - 156c.

  3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

  4. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. – 543 c.

  5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.

Просмотров работы: 975