ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Алиева Н.З., Грицких О.Ю., Шаховская А.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для философии проблема диалога предстает в качестве различных проблем: как проблема осмысления и описания диалога, как проблема участия в диалоге в виде стратегий и путей, как осмысление самой философии как диалогической культуры. Для решения данной задачи проводится анализ различных философских дискурсов диалога, начиная с античной рефлексии диалога и до диалогической модели бытия, которая предполагала, с одной стороны, признание субъективной точки зрения «Я», а с другой, признание субъективной позиции «Ты». В этой связи диалог представляется как диалог, сформировавшийся в традиционной и новационной традиции. Реконструкция стратегий диалога показывает, что основа их построения имеет онтологический смысл. Диалог на разных исторических этапах проявлял различия по методам опровержения, проявления, но, по сути, выражал коммуникативную природу бытия и человека в нем. Именно диалог открывает смысл подлинного общения разных культур мышления, мироотношений и дает как новое миропонимание и взаимное понимание между глобальными мировыми системами.

В нашем исследовании мы отталкиваемся от утверждения: диалог – есть точка пересечения всех линий перспективы, иначе говоря – всех классических и неклассических тем философии ХХ и XXI века. В качестве линий перспективы изберем философию, науку, образование и культуру, которые с необходимостью пересекаются в точке под названием «диалог».

Диалог станет основным понятием, проблемой, философией и смыслом нашего исследования. Возникает вопрос, почему мы обратились в проблеме диалога, которая, казалось бы, исследована, проанализирована, концептуализирована во множестве аспектов и контекстов философии и науки. В самом деле, понятие «диалог» происходит от греч. – разговор, беседа двоих и является процессом их общения и взаимодействия. Тем самым уже в философской концепции диалога закладывается установка рационализма: объект-субъектные отношения или интерсубъектность. Диалог предлагает вместо гносеологической структуры «субъект-объект» межсубъектное общение как единение субъектов, сознаний на метафизическом уровне. И хотя указанные понятия рационализма возникли в Новое время, истоки рационализма видны уже в учении Платона об истине (Хайдеггер). Следовательно, и философия, и рационалистическая наука, переплетаясь и соединяясь в своем анализе, пытаются открыть заново концепт- понятие «диалог».

Исследовать полностью диалогическую традицию в философии ХХ века – непосильная задача, ибо диалог стал основополагающим и всеохватным. Он ищет в общении смысл, истину, находит понимание, становится продуктивной основой философствования и познания, обретает статус диалогической парадигмы мышления, имманентной всему общекультурному процессу развития мира. В этом и состоит причина актуальности проблемы диалога во все времена и во всех сферах деятельности: философствовании, в естественных и гуманитарных науках, в теологических системах, образовании, культуре и т.п. осмысления и описания диалога, как проблема участия в диалоге в виде стратегий и путей, как осмысление самой философии как диалогической культуры. Еще Кант утверждал, что «мыслить – значит говорить с самим собой», что диалоговые отношения являются универсальными: «Ведь диалогические отношения… – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение… нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, – с ними можно только диалогически общаться» [1].

Идея диалога с середины XX века прочно входит в проблемное поле философского мышления и устойчиво существует в этом поле, расширяя сферу влияния и устраняя междисциплинарные границы. При этом изменяется само понятие диалога как концепта.

В философской литературе второй половины XX в. резко возросло внимание к проблемам диалога как основы диалогового мышления. В.С. Библер, опираясь на труды М.М. Бахтина, продолжил его идеи в работе «От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век». Центральным понятием этой работы является понятие диалога, которое В.С. Библер связывает с мышлением. Диалог как сущность мышления – следствие социальной природы человека: личность формируется в диалоге, перенося во внутренне пространство психики свой внешний опыт регулируемого культурой межличностного взаимодействия» [2]. Учение В.С. Библера получило название «онтология культуры» и культурологика как наука о логике развития и разворачивания культурных процессов. В.С. Библер осознает, что становление культуры обязано общению. Культура и все её формы развивается через диалог, взаимоотношения и взаимопонимание.

Идея диалога, как и идея В.С. Библера о трансформации познающего разума в разум культуры стала основополагающей в XXI веке. Так, начавшийся в ХХ веке диалог цивилизаций переходит в спор, конфликт, столкновение (по С. Хантингтону). Чтобы диалог цивилизаций, культур в условиях глобализации, сопровождающийся разными образами мышления, бытия, не перешел в столкновение, сопровождающееся войной, хаосом, необходимо опереться на такую возможность цивилизации как диалогический разум, диалогическую рациональность, которые и должны «цивилизовывать» человека.

Философия диалога предстает как необходимое и востребованное направление, обусловленное развитием гуманитарного мышления и сознания, призванное ответить на вопросы, принципиально неразрешимые для классической мысли. Она обращается к диалогу с наукой для того, чтобы с философских позиций переосмыслить необходимость диалогового мышления для решения проблем природного мира и судьбы человека в нем.

Литература:

1. Библер В.С. Школа диалога культур: основы программы / под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово, 1992.

2. Проховник О.Л. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ АПСН, 2006.

Просмотров работы: 2037