СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Некрасова Е.Г., Алиева Н.З., Ковальдина О.Г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная проблематика природы человека актуализируется по двум причинам. Во-первых, возможность научнотехнологической экспансии в мир человеческих генов изменяет гены, геном, генетику человека. Изменение биологической природы человека создает реальную возможность так называемого расширения человека, перехода его в постчеловека. Останется ли он от этого человеком?

Во-вторых, нанотехнологии несут возможность бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые, что ведет его к бесконечной жизни и бессмертию. Но останется ли такая модифицированная система человеком или же станет искусственным существом, клоном киборгом с искусственным разумом. Останутся ли у него эмоции, и будет ли он духовным и нравственным? Вот тут и возникают противники и сторонники постчеловека. Проблематика человеческой природы претерпевает коренные изменения. Вековечный дискурс о человеческой природе разгорается вновь с экспансией новых течений и взглядов, подрывающих понимание человеческой природы как онтологически неизменной и вечной. С одной стороны, старая философская антропология и биоэтика, с другой стороны трансгуманизм, иммортализм, концепция технологической сингулярности и др. Кто прав?

Вот тут и возникает еще одна грань природы человека. Человек обладает свободой воли и именно он волен не только вносить определения человеческой природы, но и менять ее саму. Об этом пишут В.С. Лукьянец и О.Н. Соболь: «Человек – это существо, которое способно и устанавливать, и преодолевать границы любых своих определений. И так как определенность человека (помимо всего прочего) зависит и от его воли, то это означает, что любая его определенность не окончательна. …Воля человека способна превращать любую определенность человека в неопределенность. Человеческое существование в мире, таким образом, предстает как нечто многоликое, неопределенное, пластичное, допускающее преобразования с помощью гуманотехнологий». И далее они развивают мысль о том, что «признание факта неокончательности, недоопределенности, непредзаданности человеческой природы побуждает современных философов рассматривать природу человека как предмет своеобразного искусства, в недрах которого осуществляются разнообразные конструкторские, дизайнерские, биохакерские проекты и замыслы». Эта мысль переходит в идею трансформации, модификации, апгрейда человека. Модификация или апгрейд – это любая модернизация системы, направленная на улучшение пользовательских качеств. В современном понимании апгрейд - замена стандартных компонентов в составе системы.

Современная стадия истории человечества, называемая постчеловеческим будущим, как раз и занимается практикой применения могущественных высоких или сверхтехнологий, таких как наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных и других, для преобразования человека, не только его сознания, разума, духовности, но и его биологической природы. Назовем эти преобразования трансформатициями человека.

Особую роль в техносфере занимает процесс конвергенции и конвергентные технологии. Конвергенция в переводе с латинского звучит как «сближаю», «схожусь». Таким образом, говоря о конвергенции технологий, можно предположить, что речь идет об их сближении. Однако смысл, вкладываемый в понятия «конвергенции технологий», «конвергентные технологии» шире и намного глубже: здесь подразумеваются процессы взаимопроникновения, взаимовлияния, которые создают предпосылки получения невероятных технологических результатов. Эти «технологические результаты», претворяясь в нашу жизнь, настолько мощны, что способны вторгаться и изменять саму природу человека.

Другая часть общества находит иную точку зрения на проблему природы человека в техномире. Их основной «страх» заключается в том, что если будущие достижения биологии смогут изменить разум, то это приведет к исчезновению самого человека. Уничтожая все этические рамки, вторжение в природу человека превратит его в «киборга», потенциально превосходящего человека.

И все же говоря о природе человека, о его роли и месте в мире, в процессах эволюции нельзя говорить только о разуме, интеллекте, сознании. Человек, его природа – это, в первую очередь, духовное начало, духовность - это начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций. Человек - это нравственное и чувственное. И потеря духовности приведет к потере самого человека. Технологическое мышление нашей цивилизации стирает значение аксиологической составляющей природы человека.

Литература

1. Алиева Н.З., Туманова М.А., Шевченко Ю.С.. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий нанотехнологического прогресса для общества. Современные проблемы науки и образования. № 5. 2012. Дата обращения: 15.10.2012г. URL: http://www.science-education.ru/105 8/6

Просмотров работы: 1157