ИМИДЖ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИМИДЖ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Афанасьева М.С. 1, Галлямова Э.Н. 1
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Пермский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современной жизни, в условиях жесткой конкуренции во всех сферах деятельности общества имидж и престиж играют важную роль, в том числе и на рынке образования. Таким образом, актуальным вопросом становится формирование и поддержка имиджа любого учебного заведения, так как именно он является одним из основных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, а также может быть одним из критериев отбора работодателем сотрудника из числа всех выпускников вузов.

Именно поэтому проблема формирования положительного имиджа является одной из самых актуальных для каждого образовательного учреждения.

Цель данной работы – исследовать, под воздействием каких факторов формируется имидж образовательного учреждения, и изучить влияние репутации вуза на выбор абитуриентов и дальнейшее трудоустройство выпускников.

Для достижения поставленной цели нужно решить несколько задач:

  • проанализировать существующие определения понятия «имидж вуза» и выделить факторы, влияющие на его формирование;

  • проанализировать результаты деятельности некоторых вузов, связанные с достижением высоких результатов, и выделить критерии, по которым оценивается имидж вуза;

  • определить критерии, по которым выпускники школ выбирают вуз для дальнейшего обучения;

  • выявить наиболее востребованные для работодателя компетенции студентов и выяснить, как влияет на имидж вуза формирование этих качеств и навыков;

  • определить, какие компетенции отличают выпускника НИУ-ВШЭ, и какие преимущества даёт студенту обучение в этом университете.

Что такое имидж вуза?

Сегодня понятие «имидж» широко используется журналистами, маркетологами, политиками, социологами, философами.

Что такое имидж? Имидж – это целостный образ субъекта, измеряемый соотношением эмоций, вызываемых упоминанием о нем.

В Большом энциклопедическом словаре представлено такое толкование: «имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.» [3].

Можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование имиджа вуза (опираясь на опрос, проведенный в социальных сетях vk.com и sprashivai.ru):

  • качество обучения, т.к. чем оно выше, тем лучше подготовленность выпускников, тем более востребованными на рынке труда они являются;

  • возможности трудоустройства выпускников, т.к. чем легче им устроиться на престижную работу, тем меньше проблем имеют выпускники;

  • информация, получаемая из СМИ, т.к. для абитуриента важной информацией является также мнение журналистов и отзывы о вузах в социальных сетях;

  • достижения студентов, их мнение о том вузе, где они учатся;

  • преподавательский состав, т.к. от качественного и доступного преподавания предметов во многом зависит уровень знаний выпускников, что в последствии сказывается на их успехах в работе, карьерном росте;

  • практика студентов, т.к. чем более интересные места её проведения (более престижные, перспективные для трудоустройства) может предложить студенту вуз в качестве мест проведения практики, тем больше шансов, что студент будет стараться учиться лучше;

  • имидж компаний, с которыми сотрудничает вуз, в которые устраиваются выпускники.

Одним из главных «факторов», влияющих на формирование имиджа, являются сами студенты, выпускники вуза. Они устраиваются в крупные и престижные компании, занимают высокие должности, получают хорошую заработную плату, являются востребованными специалистами в своей отрасли. Очень важно, чтобы они положительно отзывались о вузе и рекомендовали его абитуриентам, делились опытом учёбы и участия в научно-исследовательской работе во время обучения в этом учебном заведении, впечатлениями от прохождения практик и стажировок (в том числе и за рубежом).

СМИ также влияют на формирование имиджа вуза. Информация, опубликованная в газетах и журналах о вузах, а также размещенная на официальном сайте и в социальных сетях, имеет огромное влияние на работодателей и абитуриентов. Важно и то, насколько интересной и информативной она является. Сайт вуза становится визитной карточкой для абитуриентов, студентов, партнеров, СМИ и других групп общественности. Работодатель формирует мнение о вузе во многом, просматривая и изучая информацию на официальном сайте. Абитуриенты же чаще формируют мнение о вузе, исходя из информации в социальных сетях и форумах.

Сайт вуза предназначен для формирования целостного имиджа и построения доверительной репутации университета.

Интернет-сайт вуза может решать несколько задач:

  • Во-первых, с помощью сайта представлены визуальные составляющие имиджа вуза, а это позволяет транслировать благоприятный имидж.

  • Во-вторых, сайт является каналом коммуникации с общественностью и есть возможность предоставить широкий спектр информации.

  • В-третьих, сайт создает условие интерактивности, а значит, вероятность обратной реакции целевых групп высока, благодаря чему можно проанализировать отношение посетителей сайта к вузу.

В настоящее время большинство учебных заведений обладают Интернет-сайтами. Благодаря выходу в Интернет, общественность имеет возможность легко и своевременно получить интересующую их информацию [8]. На сайтах российских вузов данные для абитуриентов предоставлены достаточно полно (ежегодно формируется рейтинг российских вузов на основе информации, представленной на их сайтах: http://ria.ru/ratings_academy/20120808/719094861.html). Однако не каждый вуз полностью отражает динамику подачи документов при поступлении, где можно посмотреть, на каком месте находится поступающий и спрогнозировать перспективы поступления (здесь можно сравнить информацию, предоставляемую ведущими вузами Перми: на сайте НИУ ВШЭ – Пермь ежедневно публикуется полная информация о ходе приёма, в то время как на сайте ПГНИУ можно увидеть только информацию о количестве поданных заявлений на различные направления подготовки).

Рассмотрим информацию о международной оценке сайтов с Интернет-ресурса Webometrics. Данный ресурс представляет собой еженедельно обновляемый рейтинг сайтов вузов и научных институтов России. Методика расчёта рейтинга по большей части повторяет методику испанского рейтинга Webometrics. Цель рейтинга – предоставить редакциям сайтов вузов и институтов более полную и актуальную картину о состоянии их сайтов с точки зрения рейтинга Webometrics (ссылка на данный ресурс: http://webometrics.sfu-kras.ru/).

Высшие учебные заведения конкурируют не только в реальности (на рынке образовательных услуг), но и в виртуальном пространстве. Важно отметить и тот факт, что сайт становится способом популяризации определенных образовательных проектов и помогает каким-либо образом обойти конкурентов [9]. Он дает возможность вузу заявить о себе и помогает в трудоустройстве своих выпускников, также он полезен для работодателей, которые заинтересованы взять на работу наилучшего из выпускников.

Одним из показателей, отражающих состояние университета, является его позиция в рейтинге. На данный момент в мире существует огромное количество вузов и разные методики их оценки, которые используют различные факторы, влияющие на имидж.

Рассмотрим различные методики оценки:

  • Общая оценка (комбинированная оценка).

  • Обучение – изучение окружающей среды (30% от общего балла).

  • Международное мировоззрение – сотрудники и студенты (7,5% от общего балла).

  • Промышленность доходов – инновации (2,5% от общего балла).

  • Исследования – объем, доход и репутация (30% от общего балла).

  • Цитаты – исследование влияния (30% от общего балла).

Для каждого из этих критериев составлен собственный рейтинг. Проанализировав рейтинги вузов в мире (World University Rankings 2011-2012 (UTL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html и URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012) и в России (ТОП-20 сайтов вузов России – http://webometrics.sfu-kras.ru/) по различным критериям, было выявлено, что самыми сильными вузами мира являются Университеты США, а МГУ, занимающий в настоящее время самую высокую позицию среди университетов России, находится на 80 месте.

WorldRank

Institution

Country

1

Harvard University

 

2

Stanford University

 

3

Massachusetts Institute of Technology (MIT)

 

80

Moscow State University

 

Считается, что преимуществом зарубежных университетов перед Российскими вузами является качество образования (так сложилось исторически, что иностранные вузы превосходят Российские, что подтверждают многие статьи, такие как «Российское образование в контексте международных показателей» http://stat.edu.ru/doc/Rus_education.pdf и «Высшее образование: сравнение российской и европейской модели» (http://www.ibl.ru/konf/140509/64.html).

Выпускники зарубежных вузов имеют больше возможностей для трудоустройства в крупные, известные компании. Для российских студентов обучение в таких вузах – это, во-первых, способ получить знания языка на международном уровне, во-вторых, способ повышения самооценки, и в-третьих, дипломы международного образца дают возможность трудоустройства в любой стране мира.

Можно заметить, что самым популярным университетом России является тот, где проходной балл по результатам ЕГЭ выше (несколько последних лет ведётся анализ качества приёма в российские вузы (http://ria.ru/ratings_academy/20120904/742829269.html)). Но только ли проходной балл является показателем популярности вуза? На что еще обращают внимание выпускники школ?

В первую очередь при выборе высшего учебного заведения выпускники школ обращают внимание на качество образования в вузе, на информацию о нем в СМИ и Интернете, в какие компании устраиваются выпускники данного вуза и на проходной балл при поступлении за последние 2-3 года.

Получается, что имидж формируется под влиянием множества факторов, наиболее значимыми из которых являются мнение абитуриентов и их родителей об университете, а также востребованность выпускников данного вуза у работодателей (эти вопросы рассматриваются ниже).

Формирование имиджа вуза

Каким образом формируется положительный имидж вуза?

Можно отметить следующие моменты:

  • формирование положительного общественного мнения о вузе;

  • повышение эффективности рекламы и различных научных мероприятий, олимпиад, конференций;

  • выделение финансирования для улучшения условий обучения (современное оборудование, ремонт и т.д.), для проведения мероприятий (выставок, научных конференций, конкурсов), направленных на привлечение абитуриентов, улучшение внеучебной деятельности студентов.

Какие проблемы можно решить, повышая имидж университета?

Наиболее важными являются следующие:

  • облегчение открытия новых направлений подготовки, видов деятельности;

  • повышение конкурентоспособности вуза;

  • возможность получения дополнительного финансирования из различных источников для улучшения условий и качества образования, для увеличения количества бюджетных мест на специальностях и для открытий новых направлений, факультетов и т.д.

Формирование положительного имиджа высшего учебного заведения и его поддержание влияют не только на усиление его позиций, но и позволяют свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и в стране [4].

Основные этапы формирования имиджа:

  1. Этап изучения и прогнозирования общественного мнения при формировании имиджа вуза.

  2. Определение цели и задач формирования имиджа, учитывая целевые группы, на которые будут направлены изменения.

  3. Разработка концепции имиджа (главные принципы, фирменный стиль, мотивы и ценности, характерные для вуза и его услуг, а также значимые для потребителя).

  4. Формирование, внедрение и закрепление имиджа в сознании.

  5. Мониторинг факторов и результатов формирования имиджа.

Об имидже НИУ ВШЭ

Многие выпускники школ хотят учиться в ВШЭ, но не каждый подает документы, потому что считается, что в ВШЭ очень сложно учиться, к студентам предъявляются высокие требования, велик риск быть отчисленным после первого года обучения. Существует две стороны данных критериев: с одной – высокие требования формируют качества, которые нужны работодателям, а с другой – высокий балл говорит об авторитете, престижности вуза. Отпугивать абитуриентов он может только тем, что каждый выпускник школы боится не поступить на выбранное им направление.

В отличие от других классических вузов, в НИУ ВШЭ есть некоторые особенности контроля знаний: модульно-рейтинговая система обучения, которая помогает студентам всегда «быть в тонусе», дает возможность конкурировать между собой (студентам хочется достичь первых строчек рейтинга, что обеспечивает определённые преимущества); десятибалльная система оценивания знаний; если студент получает неудовлетворительную оценку на экзамене, он имеет право только на 1 повторную пересдачу данного предмета, если и в этот раз его постигнет неудача, тогда он должен доказать свои знания членам комиссии, в случае получения неудовлетворительной оценки, студент отчисляется из университета.

Кроме того, в вузе достаточно высокий уровень преподавания английского языка, что позволяет выпускникам успешно сдавать международные языковые экзамены и дает возможность продолжения образования в зарубежных вузах. В ВШЭ преподаются факультативно и другие иностранные языки (французский и немецкий), т.к. многие выпускники ВШЭ поступают в магистратуру и аспирантуру в сильные университеты Германии и Франции.

Возможно, благодаря именно этим особенностям, руководители крупных компаний считают ВШЭ одним из сильнейших вузов страны.

НИУ ВШЭ заботиться о своих студентах и всегда поддерживает их научно-исследовательскую деятельность. Существуют специальные программы поддержки мобильности (например, у каждого студента Вышки есть возможность обучаться по зарубежным образовательным программам (http://www.hse.ru/org/hse/wzwmob)); существует множество конкурсов, таких как конкурс научно-учебных групп (http://www.hse.ru/science/scifund/nug); научная работа студентов поддерживается повышенными стипендиями и пр. Благодаря такой поддержке студенты вышки издают большое количество публикаций и активно участвуют в научно-исследовательской работе университета.

Еще одной отличительной чертой НИУ ВШЭ являются ее собственные Интернет-ресурсы, такие как LMS (http://lms.hse.ru) и «ТРАЕКТОРИЯ» (http://trajectory.hse.perm.ru), направленные на поддержку учебного процесса. При помощи системы LMS (Learning Management System) студенты могут контактировать с преподавателем и между собой, задавать свои вопросы по выполняемым проектам, готовиться к семинарам и зачетам. Система «ТРАЕКТОРИЯ» позволяет проходить тесты по различным предметам, что помогает студентам сдавать зачеты и экзамены.

НИУ ВШЭ сотрудничает со многими IT-компаниями, в которых студенты проходят практику. Некоторые руководители и работники этих компаний являются также и преподавателями НИУ ВШЭ, следовательно, владеют информацией о студентах и предлагают им стажировку и трудоустройство. Это также является одним из преимуществ НИУ ВШЭ. Навыки, полученные в университете, помогают выпускникам достичь определенного карьерного роста.

Оценка выпускников работодателем

Работодатель оценивает компетенцию выпускника, давая некоторые задания и поручения, и анализирует успешность их выполнения. Компетентность – это умение выполнять свои рабочие функции в соответствии с предусмотренными должностью стандартами. Причем компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле – в реальных рабочих ситуациях, включая связанное с этим психологическое давление, а не только знание теории или понимание того, как это делается [5].

Компетенции – это комплекс требуемых характеристик (качеств) работника, которые он проявляет в реальной деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. К компетенциям относятся как знания и навыки, так и личностные характеристики: врожденные способности, эмоциональные особенности и волевые установки, проявляющиеся в поведении [6].

Если анализировать статистику трудоустройства студентов в Пермском крае (данные Федеральной службы занятости по Пермскому краю, URL: http://szn.permkrai.ru/download/statistika/Выпускники-2012.doc), то выявлено, что выпускники НИУ ВШЭ являются востребованными на рынке труда. Это происходит благодаря не только качеству образования, но и сформированному имиджу НИУ-ВШЭ.

Объемы обращений выпускников с ВПО в СЗН в 2008-2012гг. (по 5 учебным заведениям с наибольшим объемом обращений), чел.

Ниже представлена сводная таблица, сформированная службой занятости по Пермскому краю, о выпускниках ВШЭ. Можно заметить, что количество нетрудоустроенных практически равно нулю (http://szn.permkrai.ru/download/statistika/Выпускники-2012.doc).

 

Обратилось в отчетном периоде

Трудоустроено в отчетном периоде

Численность безработных

всего

в том числе по специальности

присвоен статус в отчетном периоде

на конец отчетного периода

Пермский филиал национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

2012г.

3

2

2

3

1

2011г.

4

1

1

2

2

2010г.

17

11

4

10

1

2009г.

9

4

1

5

2

2008г.

2

0

0

0

0

2007г.

0

1

0

0

0

2006г.

2

0

0

2

1

Оценка работодателем компетенций студента. Что для него важно помимо имиджа вуза?

Безусловно, подбирая кандидата на свободную вакансию, работодатель смотрит на образование. Большую роль играет и то, какой именно вуз закончил претендент. Подавая объявление о вакансии, работодатель выдвигает основные требования, необходимые для данной должности. Некоторые из этих требований содержатся в профессиограмме.

Профессиограмма – это документ, в котором описываются качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности) [10].

Компетенции студентов, востребованные на рынке труда

Рассмотрим конкретный пример компетенций выпускника 4 курса НИУ ВШЭ – Пермь факультета Бизнес-информатики. Существует огромное количество компаний, где интеллект студента будет востребован: ЗАО «ПРОГНОЗ», ЗАО «Институт информационных систем», ЗАО «Новомет-Пермь», Коммуникационное агентство «Projector», НИУ ВШЭ Пермь, ОАО «Пермский Моторный Завод», ООО «ДартИТ», ООО «Итология», ООО «Парма-Телеком», ООО Премиум-Про, ООО «Амадо», ООО «Восходящие технологии», ООО «ДВК АйТи», ООО «Динамикс Ресурсы», ООО «ЕАЕ-Консалт».

Проанализировав вакансии на сайтах работодателей, можно определить самые распространенные требования к кандидатам:

  • уверенное знание теории баз данных (БД), опыт проектирования БД;

  • отличное понимание принципов объектно-ориентированного программирования;

  • опыт анализа и проектирования программных решений, постановки задач;

  • умение работы с документацией;

  • умение обрабатывать большой объем информации и выделять главное;

  • хорошие коммуникативные навыки;

  • технический английский не ниже среднего.

Исходя из этих требований, можно выявить наиболее востребованными компетенции из числа определяемых в Оригинальном образовательном стандарте НИУ ВШЭ по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» [1]:

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • готовность работать с информацией из различных источников;

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;

  • готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований;

  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного).

Все эти компетенции формируются в течение всего времени обучения как при изучении различных дисциплин учебного плана, так и при прохождении практик, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Таким образом, проанализировав требования работодателей и список компетенций, которыми должен владеть выпускник НИУ ВШЭ, можно сделать вывод, что обучение в НИУ ВШЭ дает определённые преимущества перед выпускниками других вузов и позволяет выпускникам Вышки быть наиболее востребованными на рынке труда.

Но нельзя сказать, что студенты Вышки устраиваются на самые высокооплачиваемые должности благодаря имиджу вуза. Да, это немаловажно, но работодатель смотрит прежде всего на интеллект студента, на качественные знания, которые может дать только престижный вуз с положительным имиджем.

Заключение

Проведя исследования влияния имиджа вуза на выбор абитуриентов и работодателей, можно сделать следующие выводы:

  • Проанализировав требования, которым должны удовлетворять выпускники вузов для работы в качестве IT-специалистов, следует сделать заключение, что компетенции, которые дает Высшая школа экономики, в большей степени соответствуют требованиям работодателей, что подтверждает сведения о количестве трудоустроенных студентов.

  • Благодаря имиджу, сформированному НИУ ВШЭ, этот вуз является одним из наиболее успешных в России. Его выпускники имеют преимущество перед выпускниками других вузов и являются более востребованными на рынке труда. Качественное образование, полученное в НИУ ВШЭ, позволяет ее выпускникам строить карьеру в России и за рубежом, а так же открывает новые перспективы и возможности.

Список литературы

1. ГОСТ Оригинального Образовательного Стандарта НИУ-ВШЭ по направлению 080500.62 "Бизнес-Информатики". Пермь : б.н., 2012 r.

2. [Электронныйресурс]. URL: http://www.ibl.ru/konf/140509/64.html. (дата обращения 14.02.2013)

3. Большой Энциклопедический словарь. [авт. книги] неизвестен. Большой Энциклопедический словарь. Москва : АСТ, 2005, стр. 1248.

4. Имидж вуза как составляющая системы образования. [авт. книги] Фимина М.А. Имидж вуза как составляющая системы образования. Чита : Молодой ученый, 2011, стр. 68-72.

5. Обзор компетенций выпускников [Электронныйресурс]. URL: http://www.career-st.ru/specialist/docladi/2/#_ftnref4. (дата обращения 14.02.2013)

6. [Электронныйресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/article/model-kompetentsii-na-sluzhbe-effektivnoi-raboty-organizatsii.(дата обращения 14.02.2013)

7. Вконтакте [Электронныйресурс]. URL: http://vk.com. (дата обращения 14.02.2013)

8. [Электронныйресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=554539. (дата обращения 14.02.2013)

9. [Электронныйресурс]. URL: http://www.coolreferat.com. (дата обращения 14.02.2013)

10. [Электронныйресурс]. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-22059.html. (дата обращения 14.02.2013)

11. Webometrics. Top 50 European Universities 2011 [Электронныйресурс]. URL: http://www.ucheba.ru/abroad-rating/14683.html (дата обращения 14.02.2013)

13. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ [Электронныйресурс]. URL: http://lms.hse.ru/ (дата обращения 14.02.2013)

14. ИАСКЗ «Траектория»[ [Электронныйресурс]. URL: http://trajectory.hse.perm.ru/Default.aspx (дата обращения 14.02.2013)

16. [Электронныйресурс]. URL: http://szn.permkrai.ru/download/statistika/Выпускники-2012.doc (дата обращения 14.02.2013)

17. Спрашивай.ру [Электронныйресурс]. URL: sprashivai.ru (дата обращения 14.02.2013)

18. Сибирский федеральный университет [Электронныйресурс]. URL: http://webometrics.sfu-kras.ru/ (дата обращения 14.02.2013)

19. Academic Ranking of World Universities – 2012

[Электронныйресурс]. URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html (дата обращения 14.02.2013)

20. 2012 WORLD UNIVERSITY RANKINGS [Электронныйресурс]. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012 (дата обращения 14.02.2013)

21. Российское образование в контексте международных показателей [Электронныйресурс]. URL: http://stat.edu.ru/doc/Rus_education.pdf (дата обращения 14.02.2013)

Научный руководитель:доцент кафедры информационных технологий в бизнесе Дерябин А.И.

Просмотров работы: 8404