ПРОБЛЕМА ЖИЛЬЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ЖИЛЬЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жилищная проблема в Краснодарском крае является одной из наиболее острых социальных проблем. По обеспеченности жильем на душу населения край занимает в России 69-е место. В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 127,8 тысячи семей, при этом первые очередники постановлены на учет еще в 60-70-е годы прошедшего столетия.

Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 7миллионов квадратных метров жилья (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на семью).

Фактически в 2004 году жилищные условия улучшили только 952 семьи.

Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 400 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в крае не обеспечивают эту потребность. В крае ежегодно сдается в эксплуатацию 1,7-1,8 миллиона квадратных метров жилья. При этом более 70 процентов жилых домов строится за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.

Доля жилья, вводимого за счет бюджетных средств, составлявшая до начала экономических реформ 29 процентов, сегодня не превышает двух процентов. Организациями различных форм собственности в 2004 году было построено всего 509 тысяч квадратных метров общей площади жилья, что составляет 28 процентов от общего объема.

Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

-ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;

-недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;

-недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;

-несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.

При сокращении объемов строительства государственного и муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизации большей части жилищного фонда переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.

В связи с этим продолжительность ожидания своей очереди на получение жилья составляет для граждан в основном 15?20 лет, а в отдельных случаях 30?40 лет.

Сохранилась напряженность в обеспечении социальным жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также граждан, уволенных с военной службы, участников ликвидации радиационных аварий и катастроф, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Из-за необеспеченности жильем продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2004 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 71 тысячу человек, то есть на 15 процентов. В связи с этим ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.

Растет доля ветхого и аварийного жилья в населенных пунктах Краснодарского края. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 900 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 60 тысяч граждан. Это сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, ухудшает внешний облик и благоустройство населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов Краснодарского края. Как правило, граждане, проживающие в ветхих и аварийных помещениях, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру или дом в удовлетворительном состоянии.

Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.

По результатам социологического исследования установлено, что 80процентов молодых семей испытывают необходимость в улучшении своих жилищных условий. Половина опрошенных семей среди основных причин отсутствия детей назвали нерешенность жилищной проблемы. По этой причине распадается почти половина молодых семей.

Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды).

Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Кубани неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения. В жилищной сфере величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время.

Назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Одна из самых актуальных задач ? обеспечение граждан доступным жильем. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения Краснодарского края, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.

Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года поставлена задача: "Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести ? за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.".

Для решения этой задачи необходимо:

-развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;

-установить ясные правовые условия для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков;

-обеспечить эффективную работу государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество, бюро кредитных историй, рынка ипотечных ценных бумаг, гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, осуществление сделок на рынке жилья по прозрачным, понятным и недорогим процедурам;

-использовать различные формы финансирования, например, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах;

-упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;

-обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;

-создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;

-разрушить монополии на строительных рынках. Граждане не должны оплачивать стоимость административных барьеров, создаваемых в строительстве, а также сверхприбыли застройщиков-монополистов;

-упорядочить предоставление социального жилья. Жилье по договору социального найма должно предоставляться тем, кто в нем действительно нуждается.

В Краснодарском крае за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства. Создан целый ряд коммерческих фирм и компаний (особенно в крупных городах: Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи), которые стабильно наращивают объемы жилищного строительства и формируют конкурентную среду на рынке готового жилья.

Введены в эксплуатацию новые производственные мощности по выпуску стеновых, кровельных и отделочных материалов повышенного спроса. Завершается перевод предприятий индустриального домостроения на изготовление комплектов жилых домов типовых серий, модернизированных с учетом повышенных требований по сейсмостойкости и теплозащите.

Накоплен опыт реализации крупномасштабных проектов строительства жилья (при ликвидации последствий стихийных бедствий 2002 года), который позволяет сделать следующие выводы:

-темпы жилищного строительства в первую очередь зависят от наличия отведенных под строительство земельных участков с известными инженерно?геологическими условиями, наличия проектно-сметной документации на определенные типоразмеры быстровозводимых домов, отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, сейсмобезопасности, комфортности, архитектурной выразительности;

-при компактной жилой застройке на новых площадках необходимо иметь проектно-сметную документацию на инженерные сети (водопровод, канализация, газоснабжение, электроснабжение) и подъездные дороги.

Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:

-направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;

-носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;

-не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;

-носит комплексный характер, оказывает значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется ряд краевых целевых программ, направленных на решение жилищной проблемы:

-краевая целевая программа "Молодой семье доступное жилье" на 2003-2012 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 года N 224-П;

-краевая целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004-2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 июня 2003 года;

-краевая целевая программа развития ипотечного жилищного кредитования Краснодарского края на 2005?2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2005 года N1440?П.

Кроме того, на территории Краснодарского края реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Однако они функционируют разрозненно, что не позволяет проводить эффективную жилищную политику, добиться значительного роста объемов вводимого жилья, сделать жилье доступным для различных слоев населения.

Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства — доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.

В связи с этим в Программу в качестве подпрограмм включены действующие краевые целевые программы и отдельные мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ.

Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002?2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005?2008 годы), задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в п ослании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года.

В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.

Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:

-формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;

-увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;

-обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.

Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:

-формирование рынка доступного жилья;

-обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.

Список использованных источников

  1. Информационно-аналитический вестник «Библиотеки – молодежи» Выпуск №2. Кузьмина О.В. «Информационное обеспечение проблем молодой семьи России»;

  2. Информационный бюллетень. «Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья», 2007 год;

  3. Решение городской Думы Краснодара от 23.10.2003 N 39 П.7 "Об утверждении городской целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2004 – 2010 годы.

  4. Официальный сайт администрации Краснодарского края

  5. Интернет портал Росстата - Федеральная служба государственной статистики

  6. http://www.realtypress.ru – Недвижимость и ипотека

Просмотров работы: 3436