Нарушение зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы.
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Поэтому столь важно регулировать физическую нагрузку детей, которая, безусловно, зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:
возраст и пол ребенка;
степень нарушение зрительных функций;
наличие сопутствующих заболеваний, психических нарушений;
наличие навыка пространственной ориентировки;
способ восприятия учебного материала;
физическая подготовленность детей.
При этом сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться - важнейшая задача, которая решается в дошкольном учреждении в группах детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Реализацию коррекционной работы осуществляют не только врач окулист, медсестра-ортоптистка, но и педагог-психолог, учитель - дефектолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию. Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основная цель работы педагога-психолога с детьми с нарушением зрения – снятие эмоционального напряжения, развитие адаптивных социальных качеств необходимых для поступления в школу, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта в данной группе.
Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в его повседневную жизнь, поэтому работа с родителями является одним из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Консультации психолога направлены на оптимизацию внутрисемейных отношений, формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможность и перспективы развития ребенка.
Коррекционная работа учителя - дефектолога направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.
Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей. Работа учителя - дефектолога планируется на основе результатов обследования, в которых отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный; размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях. Наблюдается не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы.
Поэтому предусматривается две направленности занятий – формирование связной речи и формирование произношения. На первом году занятия проводятся только индивидуально, на втором и третьем году помимо индивидуальных занятий дефектолог проводит подгрупповые занятия.
При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Для их устранения учитель - дефектолог использует игры с речевым материалом и движениями, хороводы.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней учитель - дефектолог чередует периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.
Таким образом, коррекционная логопедическая работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности.
Литература:
Журнал «Семейный доктор» (N7) Июль 1999 г.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.
Демирчоглян Г.Г. Как сохранить зрение у детей. – М.: Сталкер, 1999.
Дефектология // журнал №1, 2002 г.
Дефектология // журнал №5 2000 г.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990.
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М. АПН РСФСР,1956.