СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Лактина Н.В. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития теории и практики, педагогики и школьного образования в целом, так и вариативных методик преподавания иностранного языка, в частности, характеризуется повышенным интересом к деятельностному подходу в обучении.

В отличие от систематичного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, компетентностного и других подходов, деятельностный ставит ориентиром формирование различных видов речевой деятельности. В центре внимания данного подхода лежат механизмы, обеспечивающие процесс формирования и развития социокультурных навыков с последующей реализацией их в процессе коммуникации, т. е. «процесс передачи речемыслительных высказываний от одного участника к другому в результате первичной коммуникатиной деятельности (продуцирование речи) и вторичной коммуникатиной деятельности (восприятие речи)».

Алексей Алексеевич Леонтьев, замечал: «Процесс учения – есть процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Психология учит нас, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель, мотивационную обусловленность, направлено на материальный или нематериальный предмет. Действие, будь оно практическим, материальным или умственным, всегда опосредованно орудием или знаком. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе и средства, ее достижения».

На этой методологической основе происходит реализация этапов деятельностного подхода:

  • мотивационный, в процессе которого ставиться учебная задача и актуализируется ЗУН;

  • планирование и организация деятельности, в процессе которого вырабатываются УУД (универсальные учебные действия);

  • самоконтроль и самооценка.

Таким образом, Леонтьев видит деятельностный подход в образовании не как совокупность образовательных технологий и методических приемов, но как базис для философии образования.

В процессе образование происходит самоактуализация личности и развитие активного творческого начала. С.И. Гессен настаивал, что «образование в школе должно быть реализовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению. В этом случае, деятельностный подход переходит в категорию личностно-ориентированного подхода.

В чем же главная задача учителя? Его цель - взаимодействие с учащимися. Ведь именно подобный акт коммуникации обеспечивает вхождение человека в общество и формирования глубинного понимания «отношений человека и мира, личности и сознания, простого воспроизводства и творчества». И этим учитель отличается от простого учебника.

Современное образование требует, чтобы обучение отвечало запросам общества. В рамках ФГОС главное требование, предъявляемое уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы индивид мог решать при помощи иностранного языка свои жизненные и профессиональные проблемы. Общение – ключ деятельностного подхода в обучении. Иностранный язык перестал быть самоцелью. В современных условиях, он стал рассматриваться как способ познания окружающего мира, самопознания и саморазвития.

Профессор Леонтьев говорил, что «жизнь – система сменяющих друг друга деятельностей». Новая парадигма образования основана на умении школьников приобретать следующие универсальные способы деятельности:

  • познавательные,

  • информационно-коммуникативные,

  • рефлексивные.

Каждый из них предполагает включенность учащегося в самостоятельную учебную деятельность.

Адольф Дистервег замечал: «Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Психологи считают, что передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе образования, поскольку только через собственную деятельность человек познает окружающий мир и себя самого. А потому вчерашние студенты и сегодняшние выпускники сталкиваются с такой проблемой, как неподготовленность к самостоятельной жизни, неумение мыслить и находить ответы на интересующие вопросы. В таком случае образование не только делает образование мотивационным, но и «формирует умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Образование должно отвечать запросам современной науки и включать сведения, необходимые для создания представлений о частных и общенаучных методах познания, а так же показывать учащимся важнейшие закономерности процесса познания. В учебном процессе содержание предметной области ложиться не только на плечи преподавателя, представляющего учебный материал, но является объектом учебной деятельности обучаемого, усваивающего этот материал.

Содержание обучения иностранному языку исходит из формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в процессе общения. Данные компоненты предполагают развитие как чисто лингвистических навыков, представляющих тройственный союз фонемных, лексических и грамматических основ, так и нормативное использование устной и письменной речи.

Особенности деятельностного подхода в обучении тесно связаны со спецификой самой учебной дисциплины «иностранный язык», которая заключается в том, что:

  1. иностранный язык рассматривается как средство общения в типичных ситуациях;

  2. изучая инвентарь иноязычной лексики, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах и явлениях;

  3. главной задачей в изучении иностранного языка является не добыча новых сведений об окружающей их действительности, как это происходит при изучении других школьных предметов, а формирование представления о культуре других стран через язык.

Как мы видим в содержании и целях обучения иностранному языку уже заложен деятельностный подход, что определяет не только особенности организации обучения, но специфику и преимущества иностранного языка перед другими дисциплинами.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый и педагог, представитель философского направления прагматизм, Джон Дьюи.

Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;

  • учение через обучение мысли и действию;

  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;

  • свободная творческая работа и сотрудничество

Как только учитель полноценно осознает, что его главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, он сможет создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке.

Один из величайших английских мыслителей 19 века, философ и социолог Герберт Спенсер говорил: «Великая цель образования -это не знания, а действия».

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Каким образом происходит эта организация? Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  2. Использование активных и интерактивных методик;

  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Предполагается, что учащиеся выполняют следующие действия:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

  • критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

  • анализируют современные общественные явления и события;

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания учащиеся получают самостоятельно, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала — организовать исследовательскую работу учеников так, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Обязательнаякоммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.

Если учитель желает, чтобы учащиеся научились общаться на иностранном языке, он обязательно должен быть готов к диалогу с учащимися, к тому, что он – равноправный участник этого диалога, но не стараться отстраниться от ситуации общения. От того, насколько учитель открыт и искренен с учениками в процессе обсуждения с ними той или иной темы зависит то, насколько реальна и значима для учащихся будет тема урока, а значит и сам результат.

Организация обучения посредством деятельностного подхода на данный момент является приоритетной методологической формой. Специфика планирования учебной деятельности выносит на обозрение ряд проблем, заключающихся в выборе форм организации обучения, формированием способа действия у учащихся и психологическим анализа деятельности. Преподаватели должны вырабатывать такие приемы, формы и методы обучения, которые обеспечивают процесс саморазвития и самореализации у учащихся, а так же формируют коммуникативное единство с миром и обществом.

Список литературы

  1. Бурмистрова М.Н. Дидактика: материалы к курсу лекций по педагогике. Учебное пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.

  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969

  4. Леонтьев А.А Педагогика здравого смысла // «Школа 2000…» Концепции и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. - М., 1997

  5. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию / Интернет-журнал "Эйдос". - 2010

  6. Надточева Е.С. Рефлексивная модель развития профессионально-методических умений студентов второй языковой специальности. - Новосибирск: Изд-во Центра развития науч. сотрудничества,2010.

  7. Ольшевская М.В. Деятельностный подход в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку, Минск, 2010

Просмотров работы: 8329