ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях требования к педагогу составляют основу его комплексной готовности к педагогической деятельности. В рамках этой деятельности правомерно выделить с одной стороны требования к психологической, психофизиологическую и физической готовности педагога, а с другой теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Требования профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога[4].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

  • общегражданские качества;

  • качества, определяющие специфику труда педагога;

  • специальные знания, умения и навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к перечню педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские качества.

Емкая и лаконичная характеристика педагога может быть концентрирована до уровня требований к его личностным характеристикам. Среди них ведущее место занимает психологическая направленность личности педагога.

Рассмотрим в этой профессионально важные качества педагога – это те психологические качества, которые необходимы для его профессии и входит в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы.

Профессионально важные качества педагога определяются характером его трудовой деятельности. Поэтому изучение профессионально важных качеств педагога в его трудовой (профессиональной) деятельности, позволяет раскрыть те причинно-следственные связи, которые обуславливают взаимодействие субъекта с объектом труда в конкретных социально-исторических условиях [4].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Трудовая деятельность педагога – это его целесообразное воздействие на дошкольников с помощью средств педагогики и психологии. Результатом этой деятельности является приобретение старшими дошкольниками определенного уровня знаний. В процессе своей трудовой деятельности педагог выступает субъектом труда, объектом же труда являются дошкольники.

В связи с этим мы отмечаем, что основной задачей психологии труда, с одной стороны, и объективных требований к его профессионально важным качествам с другой стороны. То есть для субъекта труда (педагог) – это взаимодействие должно выражаться в определенных профессионально важных качествах.

Используя профессиографический подход Е. М. Ивановой [1] по изучению человек в трудовой деятельности мы в свое исследовании планируем акцентировать внимание на раскрытие причинно-следственных связей между субъектом и объектом труда в том числе и в конфликтных ситуациях, которые позволяют, по терминологии Е. М. Ивановой, понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований.

Успех трудовой деятельности педагога зависит прежде всего от содержания и характера отношений между педагогом и дошкольником. Поэтому их эффективное взаимодействие является одним из основных условий удовлетворенности педагога своим трудом. Вовлеченность педагога в процесс взаимодействия, способность к сотрудничеству, в свою очередь предполагает наличие у него развитой потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании своей трудовой деятельности.

Структура трудовой деятельности педагога включает:

  • Объект труда,

  • Субъект труда,

  • Средства труда (используемые педагогом приемы и способы),

  • Задачи и условия труда в ДОУ (социальные, гигиенические, психологические и организационные).

Несоответствие между какими-либо из субъектно-объектных составляющих приводит или к дистрессу педагога (неудовлетворенность трудом, быстрая утомляемость, раздражительность) или к снижению эффективности его труда, а часто и к тому и к другому. Мы считаем, что изучение личностного и психологического уровней регуляции субъектно-объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности педагога является одной из главных задач дошкольной психологии труда, которая способствует сознательному формированию индивидуального стиля деятельности. Это утверждение позволяет применить концептуальный аппарат субъектного подхода, разработанный Е. А. Климовым, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность[2]. Исходя из концепции Е. А. Климова, педагогический труд может быть представлен как осознанное целенаправленное исполнение педагогом нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором педагог реализует себя осуществляя поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Причем для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности, и разработки способов коррекционного воздействия на субъекты труда в целях обеспечения взаимосоответствия человека (педагога) и профессии, им выделены, специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда. В качестве психологических признаков (достойных условий) выделяются следующие четыре:

  •  
    1. «сознательное предвосхищение социально ценного результата»,

    2. «сознание обязательности достижения социально фиксированной цели»,

    3. «сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий средств деятельности»,

    4. «осознание межлюдских производственных зависимостей».

Как можно заметить из выделенных нами основных структурных элементов труда педагога само содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально важные, необходимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и определяя ее эффективность, обеспечивают исполнение функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Здесь уместно поставить вопрос: «Какие основные личностные свойства педагога являются необходимыми и профессионально важными для успешного исполнения своих функций? Безусловно, не существует какой-либо одной структуры личности особенно благоприятной для педагогического успеха, но определенные качества обязательно должны быть представлены.

Последовательно проблему классификации профессионально значимых качеств личности педагога раскрыла в своих работах Н. В. Кузьмина, выделив четыре группы педагогических способностей:

- конструктивные – способность проектировать личность дошкольника, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника,

- организаторские – способность включать дошкольников в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую личность, делать личность активной в движении к целям воспитания,

- коммуникативные – способность устанавливать правильные взаимоотношения с дошкольниками и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств,

- гностические – способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Здесь уместно отметить, что на основании опроса 244 педагогов С. В. Овдей определила, что наиболее трудной для педагога представляется деятельность коммуникативного и гностического плана. И что именно в коммуникативном плане происходят конфликтные ситуации.

Кроме того исследования Н. В. Кузьминой [3] показали, что педагоги считают наиболее важными качествами для учебной деятельности следующие:

качества ума (наблюдательность, последовательность и ясность мысли);

качества речи (доступность, логическая стройность и последовательность, убедительность);

качества воображения (понимание дошкольника – умение встать на точку зрения дошкольника, проникнуть в его психологию и педагогическая направленность – фантазия и изобретательность, подчиненная учебно-воспитательным задачам).

Данная классификация Н. В. Кузьминой построена исходя из принципа, что структура личности педагога должна отражать структуру педагогической деятельности. Другими словами содержание педагогической деятельности определяет требования к содержанию личности. То есть функциональным блоком педагогической деятельности должны отвечать соответствующие профессионально важные качества личности педагога. Классификация нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Кроме того, получили признание следующие классификации качеств личности педагога: Щербакова А. И., Гоноболина Ф. Н., Крутецкого В. А., Бернса Р.

На наш взгляд наиболее эффективная с точки зрения формирования и развития индивидуально стиля деятельности именно классификация Н. В. Кузьминой. Поскольку она нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Между характером педагогической деятельности и ее способами, с одной стороны, и профессионально важными качествами педагога, с другой стороны, прослеживается система связи и отношений. Характер трудовой деятельности педагога играет определяющую роль по отношению к его профессионально важным качествам. В свою очередь от них зависят способы трудовой деятельности педагога.

  2. Механизм воздействия профессионально важных качеств педагога на способы его трудовой деятельности включает в себя проявление этих качеств в его диалоге с дошкольником и в индивидуальном стиле обучения и воспитания. Исследования Тюлина М.Ю. [3] показали, что для педагога необходимы прежде всего такие профессионально важные качества как: 1) эмпатия, 2) высокая культура педагогического общения, 3) обладание диалогическим стилем педагогического общения, 4) справедливость, 5) толерантность, 6) педагогический такт, 7) ответственность. Что наводит на мысль о том, что индивидуальный стиль педагога складывается под влиянием других профессионально важных качеств, а именно: 1)знание половозрастных особенностей дошкольников, 2) умение предупреждать и своевременно разрешать конфликты, 3) способность к индивидуальному стилю трудовой деятельности, ориентированному на индивидуальность дошкольника

  3. Для оптимизации стиля педагогической деятельности, его психодиагностики и психокоррекции необходимо прежде всего активизировать процесс самопознания педагогом следующим компонентов педагогической деятельности: мотивы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, индивидуальный стиль деятельности как в сложных так и в обычных ситуациях, уровень эмпатии по отношению к дошкольнику и самооценка профессионально важных качеств.

  4. Основными структурными компонентами трда педагога являются:

    • Ориентировочно-подготовительная деятельность педагога;

    • Операционно-организаторская деятельность педагога;

    • Деятельность педагога по формированию учебных отношений.

  5. Среди профессионально-важных качеств педагога особую роль в современных условиях занимают такие как: эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, справедливость, толерантность, педагогический такт, любовь к детям, постоянное профессиональное самопознание, профессиональная компетентность педагога, ответственность. Вышеперечисленные качества и являются основными требованиями профессиональной деятельности педагога к его личности в современных условиях.

Таким образом, представления педагога о соответствии своих профессионально важных качеств содержательным компонентом профессионального труда, адекватность этих представлений определяют, в свою очередь, его профессиональное самосознание.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

  4. Тюлин М. Ю. Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.

  5. Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. - 1987.

 

5

 

Просмотров работы: 17507