ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Баймуратова К.К. 1, Есенгелдинa М.Е. 1
1Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави, юридический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Конституции Казахстана закреплены правовые принципы образования социального государства. В связи с этим одной из основных задач является продолжение формирования эффективных механизмов обеспечения социальных прав и реализации современной социальной политики [1].

Как указано в Концепции правовой политики Казахстана на 2010-2020 гг. комплексная, многоотраслевая социально-правовая политика государства направлена на решение обширных проблем, имеющих социальное значение.

Социальная политика (англ. social politicy; лат. socialis - общеатенный; связанный с жизнью людей) - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни народа, определённых социальных групп. Она охватывает политику регулирования дохода, обеспечения работой, социального обеспечения; политику в области образования и здравоохранения; жилищную политику и т.д. Социальная политика направлена на защиту прав человека, предусмотренных международным и национальным законодательством.

Цель социальной политики – поддержка и развитие человека как наивысшей ценности любого общества. Реальное осуществление примеров социальной политики связано с политической структурой, уровнем экономического развития, отношениями, касающимися собственности, структурой управления, культурой, историей и традициями. Социальная политика основывается на распределении производственного общественного продукта [2].

Согласно взглядов социологов в любом государстве, имеющием глубокие исторические корни, социальная политика осуществлялась в соответствии с уровнем развития этого государсва на тот период. В настоящий момент вопросы социальной политики стали для народа, политиков и ученых очнь актуальными. Коренные экономические реформы, осуществляемые независимым Казахстаном в настоящий момент, требуют формирования соответствующей государственной социальной политики, способной поддержать происходящие изменения. То есть «обеспечение экономических реформ, направленных на оздоровление экономики страны, сильной социальной политикой очень важно, так как в противном случае одна реформа начнет представлять опасность для другой» [3].

Права и обязаности – категории юридических наук. Для осуществления социальной политики государство само себя социализирует, то есть предоставляет потребителю социальные права и накладывает обязанности. То есть, делает законными действия, направленные на улучшение жизни и быта населения. Другими словами, предоставляет гражданам правовые возможности удовлетворять свои социальные потребности в рамках закона. Говоря объективно, государство выполняет свои социальные обязанности перед народом только в рамках законодательных норм. На наш взгляд, понятие социальной правовой политики упирается именно в это определение. В общем, теория правового государства опирается на взаимную ответственность государства и гражданина перед друг другом. Поэтому социальную политику можно назвать социальной правовой политикой только в случае, если в ее рализации имеется правовая основа.

По нашему мнению, с теоретической точки зрения, социальная правовая политика – это государственная правовая политика, состоящая из механизмов правового регулирования и защиты социальных интересов различных социальных групп населения, влияющая на их жизнь и существование с юридической точки зрения, и таким образом создающая фундамент для социального развития государства.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев указал: «В настоящий момент социальное развитие упирается в переход к мировому тренду – «ОБЩЕСТВУ ВСЕОБЩЕГО ТРУДА». Поэтому поиск пути, стимулирующего к праведному труду, создание системы общественной стимуляции трудового дохода является одним из самых важных впоросов социального обновления Казахстана» [4].

Для большинства стран мира, являющихся в настоящий момент социальными государствами, определение четких приоритетов и направлений в социальной политике и формирование стабильной социальной правовой политики является вопросом стратегического значения. Путем определения приоритетных направлений социальной правовой политики государство в первую очередь определяет социальные нужды населения и реализует политику в соответствующем направлении.

Говоря о социальной правовой политике мы не можем не упомянуть о признаках социального государства, потому что политику формирует государство, которое может вести ее в нескольких направлениях. Например, политка укрепления демократического, правового, социального государства. Поэтому было бы правильным дать определение понятию социального государства.

В мировой практике у социального государства существуют следующие признаки:

  1. Соответствие системы государственной власти демократическим принципам;

  2. Наличие высокой нравственности, ответственности, доброжелательности и других подобных качеств у сотрудников органов государственной власти;

  3. Эффективное использование экономических возможностей в соответствии с необходимостью;

  4. Равное распределение среди населения дохода от природных богатств;

  5. Формирование правового государства;

  6. Принятие социально направленной государственной программы и наличие механизмов для ее реализации [5, 71].

Основной целью нашей научно-исследовательской работы является юридический анализ социальной политики Республики Казахстан в формировании социального государства, представление значения и содержания этой политики, а также представление имеющих практическое значение эффективных рекомендаций и предложений по приоритетным направлениям совершенствования социальной правовой политики.

На пути формирования социального государства, социальной правовой политике Республики Казахстан требуется научное обоснование методов нового развития с учетом особенностей истории и духовного развития нашей республики и передового опыта развитых стран, уже сфомировавших социальное государство. Тот факт, что всемирная выставка ЕХРО-2017 «Энергия будущего» проводится в Казахстане является показателем нового развития страны. Это не только экономическое развитие, это дает новый путь для социального развития. Поэтому в Казахстане сформировалась президентская модель нового социального развития. На наш взгляд, эффективно реализуемый социальный правовой опыт стран, экономика которых основана на природных богатствах (нефти), таких как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Норвегия, был учтен при реализации программы Казахстан-2030. Другими словами, программа Казахстан-2030, реализованная ранее намеченного срока, позволила принять 14 декабря 2012 г. новую программу стратегического развития – Казахстан-2050. Общая гипотеза исследовательской работы основана на стабильном развитии Казахстана в условиях мирового кризиса, то есть модель развития Казахстана в настоящий момент является примером для многих стран мира. В результате, можно сказать, что наша страна не похожа ни на одну другую страну мира. Например, международные организации с участием Казахстана, охватывающие социальный правовой уровень, среди которых Евразийский Совет, Евразийский таможенный союз и т.д., созданы по инициативе нашей страны.

В Казахстане создана новая политическая система и формируется социальное правовое государство, стоящее на пути эффективного развития. Повысился уровень и качество жизни всех казахстанцев, республика взяла направление на социальное обновление и развитие человеческого капитала.

Новая столица страны – Астана – отстраивается в соответствии с современными требованиями. В Межднародном выставочном бюро при участии представителей 148 государств проведено голосование на предмет проведения выставки ЕХРО–2017, где 103 голоса было отдано за Астану, что подтвердило значение Казахстана на мировой арене.

Достижения Казахстана напрямую связаны с именем первого президента – Н.А.Назарбаева.

Ко Дню Первого Президента Республики Казахстан на юридическом факультете Международного казахско-турецкого университета им.Х.А.Ясави был проведен международный научно-ознакомительный семинар «Назарбаевские чтения: международные отношения и основы формирования социально-правового государства», где среди студентов обсуждалась роль Первого Президента в формировании Казахстана как социально-правового государства и правовые основы социально-экономического развития страны с момента обретения независимости. [6]

Главной правовой основой формирования социального государства стала принятая 30 августа 1995 года на всенародном референдуме Конституция Республики Казахстан. В основной закон страны были внесены изменения в 1998 г. и 2007 г. Изменения и дополнения, принятые в связи с конституционной реформой 18 мая 2007 г., стали настолько серьезными, что можно говорить о том, что создана новая Конституция. В соответствии с этим, демократические принципы, одинаковые для всех, закреплены как высшие ценности народа Казахстана.

Экс-спикер Сената Парламента РК, Заместитель генерального секретаря ООН, Генеральный директор отдела ООН в ЖеневеКасым-Жомарт Токаев оценил этот эпохальный шаг следующим образом: «Следует заметить, что инициатором внесения изменений в Конституции стал сам Президент. Глава государства по собственной воле, без всякого влияния со стороны, принял решение о разделении властных полномочий в пользу Парламента. Этим решением он показал, что приложит все усилия для будущего страны. С полной уверенностью можно сказать, что проведенная реформа направлена на усиление стабильности и развития Казахстана»[7].

Как сообщил глава государства, конституционная реформа положила начало новому этапу эволюционного развития Казахстана. Казахстан прочно встал на ноги, с уверенностью смотрит в будущее, не боясь региональных и мировых кризисов, неуклонно повышается уровень жизни народа, то есть Казахстан находится на пути к прочной демократии. И гарантия этому – Конституция нашей страны.

Изменения, внесенные в Конституцию 18 мая 2007 г., США оценили как «шаг в правильном направлении». Об этом на брифинге в Вашингтоне сообщил официальный представитель Госдепартамента США Шон МакКормак. [7]

Диапазон внесенных изменений нуждается в глубоком анализе и понимании на всех уровнях общества.

В Конституции правовые гарантии укрепления социальной политики Казахстана определены следующими статьями. Прежде всего следует остановится на введении: «...осознавая себя как мирное гражданское общество, нацеленое на свободу, равенство и согласие .... принимаем эту Конституцию», из чего следует, что создаваемое гражданское общество предано таким принципам, как свобода, равенство и согласие. Эта конституционная идея превратилась в конституционную норму, укрепляющую обширные права и свободы нации, человека и гражданина, не смотря на их социальное положение. В введении присутствует еще одна важная мысль: Конституция является основным законом не только для государства, но и для общества. Эта идея закреплена во многих конституционных нормах, имеющих отношение к гражданским правам и свободам, общественным объединениям, семье и т.д.

Юридические основы социальной правовой политики в Казахстане представлены в нескольких нормативно-правовых актах, принятых в нашей стране в соответствии с Конституцией. Среди них Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс РК О здоровье народа и системе здравоохранения, Закон РК Об образовании, Закон РК О занятости населения, Закон о социальной защите инвалидов в РК, Закон РК О государственной адресной социальной помощи, Закон РК О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов и другие правовые акты, регулирующие социальную сферу.

Существует необходимость принять еще несколько законов с целью укрепления Казахстана как социального государства.

Мы предлагаем следующее: во-первых, принять в Республике Казахстан «Закон о материнском капитале». В настоящий момент такой закон принят и реализуется в Российской Федерации. Справка о законе: материнский капитал – государственная поддержка семей, имеющих детей, в виде дополнительных выплат. Осуществляется на основании документа, подтверждающего право использовать материнский капитал, то есть на основе сертификата о материнском капитале. В 2012 г. в России материнский капитал составлял 387640 рублей, а в 2013 г. эта сумма увеличится до 408960 рублей.[8]

Принятие этого закона сильно повлияет на ликвидацию психологического стресса матерей, переживающих за будущее своих детей. У нас для реализации этого закона имеется достаточно финансовых возможностей. Например, чтобы сформировать социальную поддержку будущего ребенка, необходимо продумать правовые механизмы выделения финансовых средств из Фонда национального благосостояния «Самрук-Казна». Акционерное общество «Фонд национального благосостояния Казахстана «Самрук-Казна» – это холдинг, управляющий государственными активами (собственностью) в разных сферах. Основателем и владельцем холдинга является Правительство Республики Казахстан. Фонд был создан с целью обеспечения стабильности и конкурентоспособности национальной экономики путем слияния акционерных обществ "Фонд устойчивого развития «Казына» и "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» в соответствии с указом президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 13 октября 2008 года № 669 «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669». На 31 декабря 2010 г. активы фонда составляли 12 815,3 млрд тенге. Этот показатель по сравнению с 2009 г. вырос на 1 741,3 млрд тенге [9].

Во-вторых, необходимо реорганизовать Министерство труда и социальной защиты населения в «Министерство социальной защиты населения», потому что государству необходимо обеспечить социальной помощью детей, матерей, неимущих и инвалидов, то есть все незащищенные группы и слои населения.

В-третьих, трудовые инспекторы должны вести проверку безопасности труда на местах. Вместе с этим, трудовые инспекторы будут заниматься вопросами защиты прав сотрудников, нарушивших правовые нормы. Таким образом в структуре Министерства юстиции необходимо создать Департамент труда, так как защита трудовых прав не снимет вопроса социальной защиты, так как защита трудовых прав напрямую связана с законом. Например, вред, нанесенный здоровью рабочего или служащего на производстве – это не социальный вопрос, он связан с правовыми нормами, касающимися охраны здоровья, то есть является объектом гражданского права, «защищающего права, не связанные с собственностью». То есть законное возмещение вреда, нанесенного здоровью человека. Если в исполнительных органах, готовящих законопроекты трудового права, то есть в Министерстве юстиции, трудового права не будет, то человек труда никогда не будет защищен. Вместе с этим, как указано в 1 пункте 1 статьи нашей Конституции, наша страна является правовым государством. Поэтому в качестве правового государства, существует необходимость создания Департамента труда в структуре Министерства юстиции.

Список использованной литературы:

1. Концепция правовой политики на 2010-2020 гг. Указ № 858 Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г.

2. Финасово-экономический словарь. - Алматы: Экономический институты Министерства образования и науки РК, ТОО "Зияткер", 2007

3. Удальцова М. Транзитное общество и его проблемы // Проблемы социальных взаимодействий в транзитном обществе. Сборник научных трудов.- НГАЭиУ.- Новосибирск, 1999.- 193 с. С.9.

4. Назарбаев Н. Социальное обновление Казахстана: 20 шагов к Обществу всеобщего труда. -[Электронный ресурс]- http://www.enbek.gov.kz/node/257872

5. Жуматай И. Борьба с бедностью, социальная защита и улучшение благосотояния народа – главное направление гуманизации политики в Казахстане // САЯСАТ-POLICY. 2007. № 12.

6. Назарбаевские чтения: международные отношения и основы создания социального правового государства: материалы международного научно-ознакомительного семинара. 05 декабря. 2012 г. – Туркестан: Изд.«Туран», 2012. Стр.3.

7.Егемен Қазақстан, 23 мая 2007 г.

8.http://www.papaimama.ru/arts.php?art=matkapital

9. Пояснения и анализ финансовой отчетности АО «Самрук-Қазына» за 2010 год. -[Электронный ресурс]-http://kk.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 3111