КАЗАХСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КАЗАХСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На формирование менталитета человека оказывают влияние разные факторы: среда, климат, географический ландшафт, общество, религия, обычаи и традиции и конечно народные сказки. Язык, память и культура — важная трилогия народного менталитета—находят в работе важное переосмысление. Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников.

Менталитет казахского народа как основной стержень национального самосознания, подвергается изменениям, подвижен. Если раньше до революции, основными чертами его были: патронимизм, т.е. почтительное отношение к господствующим в обществе патриархальным устоям, правилам, установленными общиной, родоплеменными старейшинами, уставом «Жеті жарғы», выполнение указаний торе и ходжей, то в послереволюционный период ведущими признаками, наряду с продолжающимися господствовать в казахском обществе патронимическими принципами, являются черты советской ментальности, выразившиеся в соблюдении принципов равенства коллективизма (один за всех, все за одного). Казахский народ сохранил самобытную культуру и язык. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались, с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

Что касается казахской ментальности, она слагается из менталитета кочевника и воина, пастуха и создателя мировых империй. В этом смысле она, благодаря консервативности патриархально-родового сознания, сродни менталитету кочевника эпохи скифов и гуннов до собственно казахского периода, начавшегося с XV в. Ибо казахи не могут быть осмыслены в отрыве от кочевой цивилизации, яркими представителями которой они являлись.

Проблема детской литературы остро стоит не только в Казахстане, но и, во всем мире. Современные дети – жертвы Интернета, телевизора и компьютерных игр порой даже не догадываются, как много нового и интересного может преподнести им книга. Детская литература, по мнению современных литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя совершенно очевидно, что без них нет полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Сказки — замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычаи, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости.

Мы узнаем из них о тяжелом и непосильном труде народа, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность баев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков. И всегда добро одерживает победу над злом, всегда торжествуют справедливость и правда.

Сказки - это часть многовековой культуры народа, которые учат добру, благородству, и другим качествам, в них восхваляются общечеловеческие ценности. В казахских народных сказках, с известным героем Алдар Косе, не только высмеиваются людские пороки: глупость, жадность, лень, но и учат добродетелям - любви к ближнему, щедрости, трудолюбию, вере в справедливость.

Просмотров работы: 2317