Для многих молодых людей процесс обучения в вузе, техникуме совпадает с окончанием периода полового развития, существенно влияющего на умственное и эмоциональное развитие и формирование личности. «Бомбардировка» половыми гормонами мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодых людей быть более активными и целеустремленными. Эти процессы управляемы и с помощью волевых усилий их можно переключить на другие виды активности – интеллектуальную, физическую и др. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуальных отношений является здоровый образ жизни.
Поэтому знания о половом поведении и его психогигиене имеют исключительно важное значение для молодёжи. И здесь существенную роль должно играть половое воспитание, которое заключается не только в рассмотрении вопросов биологического и потребительского поведения, но также связано с социальноэтическими и психогигиеническими требованиями.
Следует отметить, сексуальное поведение является определенным аспектом социального поведения человека. В этой связи можно выделить общие тенденции, определяющие сдвиги в сексуальном поведении людей в настоящее время. Прежде всего, произошла радикальная ломка традиционного разделения общества на мужчин и женщин в сфере труда. Ранее бытовал идеал нежной, ласковой и в то же время пассивной женщины, позволяющей мужчине чувствовать себя сильным и преуспевающим. Сегодня женщина выступает на равных с мужчиной, проявляя энергичность и предприимчивость. Иметь дело с такой женщиной мужчинам интереснее, но одновременно и сложнее.
Сдвиги коснулись и брачно-семейных отношений. Уменьшился численный состав семьи – она становится малодетной (1-2 ребенка). Ролевые функции мужчины и женщины в семье приобрели большую симметричность. Брачные союзы становятся временными и менее прочными.
Половая социализация молодежи (процесс формирования мужской и женской идентичности в соответствии с принятыми культурными нормами) дает ей большую свободу принятия решений, включая вопросы сексуальной жизни. Более раннее половое созревание ведет к более раннему пробуждению сексуальных интересов – задолго до наступления социальной зрелости. Увеличилась сексуальная свобода женщин за счет контрацептивов. Возрастает роль молодежной субкультуры в психосексуальной ориентации.
Все эти социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. Молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы при наличии и отсутствии любви.
Актуальными остаются вопросы: Каково реальное поведение девушек студенческого возраста и характерные для них формы сексуальной активности? Каковы их установки и ценностные ориентации в отношении секса? Каково их отношение к браку, созданию семьи?
Чтобы ответить на эти вопросы мы поставили цель исследования – выявить тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста.
Задачи:
Изучить поведение девушек и их информированность о сексуальных отношениях.
Выявить отношение молодых девушек к интимной жизни, браку.
Провести анализ сексуального поведения девушек студенческого возраста.
Объект исследования: культура сексуального поведения.
Предмет исследования: тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста.
Исследование сексуального поведения было проведено среди женского контингента студентов Технического института (филиала) «Северо-Восточного федерального университета» в г. Нерюнгри. Приняли участие 65 девушек гуманитарного направления в возрасте 17-23 года.
Большинство опрашиваемых студентов имеют среднее или неоконченное высшее образование. В гражданском браке состоят 15% человек, остальные - не замужем, т.е. 85% респондентов.
По данным анкетирования на вопрос «Я считаю половое воспитание необходимостью в современном обществе» большинство ответили положительно: «да» - 53%, «скорее да» - 30%, 17% опрошенных не считают это необходимостью, ответив «скорее нет».
Для наиболее адекватной картины сексуальной культуры и поведения молодежи необходимо изучить отношение молодых респондентов к сексуальным отношениям до брака. Чтобы получить ответ на вопрос «На сколько социально зрелыми являются молодые люди в студенческом возрасте?», мы провели опрос и получили следующие результаты.
О недостатке полового воспитания современной молодежи, на сколько это можно судить на примере студентов отдельно взятого института, говорят комментарии на следующее утверждение анкетирования: «Ранее начало сексуальной жизни делает человека взрослым и самостоятельным». Большая половина опрошенных девушек, а именно - 72% согласны с данным утверждением, 18% были менее уверены, но ответ также утвердительный – «скорее да», ответ «скорее нет» - выбрали всего 10%. Возможно по причине недостатка полового воспитания подавляющее большинство молодых людей воспринимают начало половой жизни недостаточно серьезно.
На вопрос о конкретном периоде возможного вступления в половую жизнь, часть студентов, а именно 33%, отметили ответ «с совершеннолетия», 57% составил ответ «при появлении любимого человека», 6% ответили «в период полового созревания (11-15 лет)», и 4 % - «только в браке». Следовательно, основным приоритетом вступления в половую жизнь считается появление любимого человека.
В вопросе о получении информации о сексуальных отношениях ответы распределились следующим образом (можно было выбрать несколько ответов): 51% - получают информацию от друзей, 30% - от родителей, 29% - по интернету, 40% - по телевидению и 8% - из газет. Таким образом, большинство девушек информацию о сексуальных отношениях получают от друзей. Такая категоричность может быть обусловлена их стремлением избавиться от внешнего контроля со стороны родителей и общества, их сознательным подражанием взрослым и стремлением стать независимыми и самостоятельными.
Здоровая удачная половая жизнь - это половая жизнь, которая доставляет человеку сексуальное наслаждение от сексуального взаимодействия, возможность иметь детей и те сексуальные ощущения, которые избавляют человека от чувства стыда, вины или комплексов [2]. Что считают важным студенты в вопросе «Удачная половая жизнь – это…», мы получили следующие результаты: семейная сексуальная жизнь - 72% ответов, наличие постоянного партнера без регистрации брака - 25%, обильные разнообразные сексуальные контакты - 3%. Таким образом, самым важным для девушек является удачная семейная сексуальная жизнь.
Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах контрацепции и о заболеваниях, передаваемых половым путем, увеличивают риск наступления нежелательной беременности, приводят к росту у молодых женщин искусственных абортов или родов. Большинство девушек-студенток (60%) заботятся о своем здоровье и о своей интимной жизни, и поэтому предпочитают предохраняться при половой близости с партнером.
Сексуальность человека соединяет в себе две важные противоречивые тенденции: это нечто общее, присущее человеку как биологическому виду: инстинкт, биологическая программа, и нечто частное, присущее только данному индивидууму. Это нечто частное является спецификой, которая определяется сугубо культурой, тем полем, в котором живет человек. Поэтому очень важно, чтобы молодые люди понимали насколько серьезно необходимо относиться к интимным отношениям, а общество, половое воспитание помогали им это понять.
Ни для кого не секрет, что сексуальная жизнь тесно связана с состоянием физического и психического здоровья. Активная сексуальная жизнь требует соблюдения здорового образа жизни. И это является еще одной из важных задач, т.к. сохранение и укрепление здоровья – приоритет в любом возрасте.
В заключение следует сказать - сексуальная удовлетворенность у молодых девушек положительно коррелирует с удовлетворенностью другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, если у студентов сексуальная жизнь приобретает социально и культурно приемлемые формы, то она имеет положительное значение для общекультурного развития.
Список литературы:
Лукина Н.А., Рейхель В.В., Гвоздецкая М.П. Сексуальное поведение подростков // Сексуальное здоровье человека на рубеже веков: проблемы, профилактика, диагностика и лечение / Материалы международной конференции. - М. - 1999. - С. 23-24.
Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие/ М.Я.Виленский, А.Г.Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – С. 176-188.