ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО ДЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО ДЛЯ РОССИИ

Васильева О.Ю. 1
1Воронежская лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Недавно Россия совершила очередной серьезный для экономической политики шаг – вступила в ВТО (Всемирную Торговую Организацию). Исследование данной проблемы является весьма актуальным. Данный вопрос широко обсуждается как простыми обывателями, так и экономическими специалистами. Центральным вопросом стал выбор условий вступления во Всемирную Торговую Организацию, а именно определение тарифов и субсидий по товарам или товарным группам.

От данного шага могут, как выиграть различные отрасли промышленности, так и пострадать. Отрасли, ориентированные на экспорт – цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, грузовые автоперевозки, добыча угля, нефти и газа – прогнозируемо выигрывают от присоединения России к ВТО. Но значительная группа отраслей (сельское и лесное хозяйство, воздушные перевозки, стройматериалы, легкая и пищевая промышленность, наука и отрасли, обслуживающие науку, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка) окажется в аутсайдерах, поскольку их продукция является неконкурентоспособной в условиях мирового рынка.

Уникальность данного вопроса для России в том, что наши отрасли промышленности, которые потенциально попадают в группе риска, сконцентрированы в небольшом числе регионов, где они являются ведущими отраслями специализации. Например, уровень локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всего для двух субъектах Российской Федерации. Для текстильной промышленности он превысил 65% на долю трех субъектов производства. Подавляющая часть банковских и страховых услуг сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.

Вступление России в ВТО, в регионах и муниципальных образованиях с высокой концентрацией уязвимых экономических отраслей, может привести к негативным последствиям для общества, а именно: снижению доходов населения, росту безработицы, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, следовательно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения из-за сокращения объемов производства и высокой конкуренции. На сегодняшний день трудно на сто процентов подтвердить данный прогноз, но подобное развитие событий вполне возможно, без четких и грамотных мер по уменьшению вредного эффекта от вступления в ВТО.

С целью сокращения потерь от вступления в ВТО, Россия заключила таможенный союз с Казахстаном, Белоруссией и Украиной. Это позволило создать единое экономическое пространство. Следовательно, мы нашли себе союзников. В данном тандеме можно поддерживать сферу производства стран, экономя на транспортных издержках, сократив их до минимума.

В начале 2009 года было объявлено о создании Таможенного союза, а уже с 1 января 2010 года на территории стран союза начал действовать «единый таможенный тариф». В связи с этим, переговоры о вступлении во Всемирную Торговую Организацию на время были прекращены.

Создание единого Таможенного союза с братскими Белоруссией и Казахстаном государствами также является стратегически важным действием с нашей стороны, но не стоит искать здесь сверхвыгоды. Степень интеграции с ближайшими соседями сложно преувеличивать. Тем не менее, это был хороший повод оттянуть вступление России в ВТО.

Следующим широкообсуждаемым вопросом ВТО является регулирование таможенных пошлин. А это один из немногих еще оставшихся в руках государства механизмов защиты отечественной экономики. Допускать кого-то со стороны к столь важному рычагу регулирования, означает фактическое сведение на «нет» активности отечественных производителей. Камнем преткновения являются пошлины на круглую древесину. Официальные данные говорят о неуклонном повышении тарифной ставки за последние годы – так, например, в 2006 году пошлина составляла 6,5%, в 2008 году она выросла до 25 процентов, а в 2009 году пошлину планировалось повысить на 80%, но это повышение трижды приостанавливалось. После вступления России в ВТО размер пошлины на круглый лес в пределах тарифных квот снизился в два раза. Это значит, что объем экспорта древесины в пределах союза увеличится, однако это не будет способствовать развитию деревопереработки в России.

Экспортом леса занята большая часть субъектов Российской Федерации (33 субъекта), в основном это те субъекты, которые имеют развитую и удобную для экспорта транспортную инфраструктуру: Приморский край, северо-западные и западные регионы РФ, Сахалин и юг Сибири. Уже к июню 2012 года экспорт круглой древесины осуществлялся из Бурятии в Монголию, Китай, при этом показатель объема поставок составил более 170 тыс. кубометров древесины, что является весьма значительным, говоря о показателях до вступления в ВТО, для Таможенного союза они составляют всего 13% от таможенной стоимости.

Достижения важнейших экономических целей таких как: увеличение темпов роста и развитие предприятия, а также сокращение издержек за счет себестоимости продукции может быть реализовано за счет проведения закупок товаров и услуг в электронной форме. Этот способ должен привести к качественному развитию российских электронных систем, например, переход на английский язык будет способствовать расширению круга иностранных участников торгов. Также возможным предположением станет приход на российский рынок электронных торгов международных досок объявлений, предоставляющих ряд дополнительных сервисов, и, ориентированных на предприятия малого и среднего бизнеса. Данный инструмент повышения конкурентоспособности выступает также жизненноважным фактором в условия вступления в ВТО и единого торгового пространства.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами вступления в ВТО такими как - повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, защита от лоббирования, борьба с коррупцией - должно пройти еще некоторое время, чтобы Россия встала на один уровень с европейскими странами. А для этого необходимо задействовать новые технологии и рычаги управления в стране.

Просмотров работы: 2025