ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у учащихся-кадетов гражданско-патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочению единства и дружбы народов России. Это теснейшим образом связано с важнейшими приоритетами развития современного общества и государства в плане воспитания нового поколения страны, поскольку гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. В результате исследования различных взглядов ученых-педагогов высвечиваются три задачи в указанной области.
  1. Формирование нравственного и гражданского сознания, нравственных идеалов, эстетических ценностей и норм, моральной мотивации, этической оценки.

  2. Развитие нравственных и гражданских качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, стыда, уважения к людям, милосердия.

  3. Формирование достойного поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям, выработка нравственных привычек.

В современной педагогике и образовании эти задачи постепенно решаются. В частности появился новый вид образовательных учреждений, в которых реализуется особая модель обучения и воспитания гражданственности у школьников. Это кадетские школы и кадетские классы на базе общеобразовательных школ. Кадетские классы и школы после длительного, семидесятилетнего перерыва начали создавать по Распоряжению Президента РФ от 9.04.1997г. №118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ». Сегодня в России действует более 80 кадетских школ, школ-интернатов, гимназий и около 400 кадетских классов. Данные учреждения находятся как в подчинении Министерства образования и науки РФ, так и в подчинении министерства обороны РФ (Суворовские военные, Нахимовские военно-морские училища).

Формирование гражданских чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся. Неслучайно уроки эстетического цикла признаются наиболее важными в этом процессе. Проблема формирования гражданственности средствами музыкального искусства остаётся актуальной на протяжении многих лет. Еще Д. Б. Кабалевский считал важным гражданско-патриотическое воспитание, наряду с эстетическим и духовным развитием учащихся. Эта задача и в наше время признается основной задачей уроков музыки во всех ныне действующих программах по музыкальному образованию. Изучение предмета «Музыка» воспитывает музыкальный вкус, нравственные и эстетические чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своей страны, эмоционально-ценностное отношение к искусству. На уроках музыки раскрываются значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные» темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Музыкальные произведения гражданско-патриотического содержания вызывают у учащихся переживания и чувства. Впоследствии дети приобретают такие качества как благородство, порядочность, приобретают способности сострадания, любви, сочувствия.

Вместе с тем низкий гражданско-патриотический, культурный и нравственный уровень современного общества обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации музыкально-образовательного процесса, направленного на формирование гражданских чувств. Современная педагогика ставит цель пересмотреть средства, методы и приемы воспитания гражданственности у современных учащихся, в особенности – у учащихся – кадетов. Основным чувством должно быть чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

Вместе с тем, анализ научной и научно-методической литературы в рассматриваемой области показывает, что назрела необходимость поиска новых подходов к организации музыкально-образовательного процесса, направленного на формирование гражданских чувств, а также существует недостаточная освещенность методических подходов к воспитанию гражданских чувств у учащихся кадетских классов средствами музыкального искусства.

Целью нашего исследования явилосьраскрытие теоретических и методических основ воспитания гражданских чувств у учащихся кадетских классов средствами музыкального искусства.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

  1. Раскрыты особенности становления и развития кадетского образования в России.

  2. Выявлена специфика воспитания гражданских чувств у учащихся кадетских классов средствами музыкального искусства.

  3. Осуществлено опытно-экспериментальное исследование по воспитанию гражданских чувств у учащихся кадетских классов средствами музыкального искусства.

  4. Разработаны методические рекомендации по организации урочной и внеурочной музыкальной деятельности, направленной на воспитание гражданских чувств у учащихся-кадетов.

Кадетское образование в России берет свое начало с 1732 г. Цель его – подготовка государственного человека, деятеля, несущего службу на каком-либо государственном или общественном поприще – патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию; благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Н. А. Соколов указывает: «Гражданское чувство – сознание себя гражданином своей страны, человеком, принимающим правила, законы и историю, радеющим за государственность». Гражданские чувства мы определяем как высшие, культурно обусловленные эмоции, связанные с выявлением нравственной, патриотической, духовной и социальной позиции человека в гражданском обществе.

В процессе изучения теоретической литературы нами были выделены следующие гражданские чувства:

  1. Любовь к Родине –особое чувство переживания сердечной привязанности к Отечеству, присущее каждому человеку, но при этом очень индивидуальное.

  2. Чувство долга – осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя в гражданском обществе, вступая в определенные отношения с его членами.

  3. Чувство ответственности за себя, близких и страну – внутреннее ощущение обязанности отвечать и готовность отвечать за свой жизненный выбор, поступки, мысли, чувства, в целом – за свою жизнь и судьбу как гражданина.

  4. Чувство причастности – принятие участия в судьбе своей страны, переживание и радость за неё.

  5. Чувство гражданской справедливости беспристрастное отношение человека к кому-либо или чему-либо при выполнении правил, законов своего государства.

  6. Чувство толерантности терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  7. Чувство уважения к государственным символам, культуре, языку, истории.

Нами был проведен педагогический эксперимент,целью которогостало выявление педагогических условий воспитания гражданских чувств у учащихся кадетских классов средствами музыкального искусства. Работа осуществлялась с учащимися 8 кадетского класса МОУ «Лицей № 26» г. о. Саранск.

На основании результатов эксперимента и теоретических данных были разработаны методические рекомендации, охватывающие цель и задачи педагогической деятельности по воспитанию гражданских чувств у учащихся кадетских классов, характеристику важнейших принципов и методов. Цель деятельности педагога-музыканта в кадетском классе заключается в создании условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Главной задачей учителя является создание на уроке психологической ситуации, при которых у учащихся возникнут переживания, способствующие формированию гражданских чувств.

Основными принципами организации содержания воспитания гражданских чувств у кадетов являются:

  1. Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания – устанавливает приоритет формирования патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо государства.

  2. Принцип единства воспитательных воздействий – предполагает объединение усилий всех основных субъектов воспитания и социализации: педагогического коллектива, родителей обучающихся, органов МВД, общественных объединений, учреждений культуры и спорта.

3. Принцип ориентации на идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни кадета, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности обучающихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.

  1. Аксиологический принцип – определяет основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника, поскольку любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

  2. Принцип следования нравственному примеру основан на ведущем методе нравственного воспитания, позволяющем расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей. Таким образом, пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Следовательно, содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

  3. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Наиболее эффективными в плане воспитания гражданских чувств у учащихся-кадетов являются следующие методы и приемы:

прием «Жизненные перекрестки» (А. С. Белкин) – направлен на формирование активной жизненной позиции учащихся. Учащимся можно задать такие вопросы: «Как вы думаете, многие люди сегодня совершили бы такой поступок?», «Правильно ли поступил князь Игорь и как ты поступил бы на его месте?».

прием жизненных и исторических аналогий (В. В. Алеев, И. В. Кошмина), когда слушание какого-либо произведения ассоциируется с известными жизненными ситуациями или историческими событиями;

метод сопереживания (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев), заключающийся в восприятии учащимися жизненного и эмоционального опыта героев (например, предсмертная ария Сусанина и ария полонённого князя Игоря);

метод установления ассоциативных связей между произведениями музыки и других видов искусства (С. Д. Давыдова, Э. К. Туркина) – например, хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и картина А. В. Лентулова «Колокольня Иван Великий»;

метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными (Н. Г. Тагильцева).

Эффективности воспитания гражданских чувств у учащихся-кадетов способствует органичное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Урок музыки в кадетских классах должен включать в себя все аспекты гражданско-патриотического воспитания: интеллектуального (идеи объединения социального общества), духовного (самореализация личности как гражданина своей страны), волевого (забота о ближних), деятельностного (благородные поступки), эмоционального (любовь к Родине).

Во внеурочной деятельности целесообразно использовать: конкурсы патриотической песни, тематические концерты, конкурс строевых песен, музыкальные вечера на военно-патриотическую тематику. Также очень важны военные ритуалы, где музыка играет огромную роль. Она вызывает у учащихся чувства сопереживания, сострадания и помогает им в формировании собственной жизненной позиции. Музыкальное сопровождение присутствует в таких военных ритуалах, как принятие военной присяги, вручение боевых знамен воинским частям, вынос боевого знамени воинской части, различные парады, торжественное вручение оружия и боевой техники, проведение годовых праздников частей, возложение венков к памятникам воинам, павшим в боях, отдание воинских почестей при погребении воинов.

Благодаря такому комплексному воспитательному воздействию современные кадеты понимают, что они являются гражданами Российской Федерации и будущее их страны зависит от них, и первейшая задача педагога-музыканта – подвести учащихся к тому, чтобы поняли, что без любви и уважения к Отечеству и к гражданам, проживающим в ней, Великой России не построить.

Литература

  1. Адищев, В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX – начала ХХ века : теория, концепции, практика / В. И. Адищев. – М. : Музыка, 2007. – 340 с.

  2. Андрушкевич, И. К. Воспитание русской военной молодежи / И. К. Андрушкевич. – СПб., 1998. – 23 с.

  3. Боголюбова, Л. Н. Человек и общество / Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2006. – 269 с.

  4. Выготский, Л. С. Нравственное воспитание / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.

  5. Кичев Л. М. Родниковые истоки патриотизма / Л. М. Кичев. – Саранск : Красный Октябрь, 2003. – 166 с.

  6. Концепция образовательного стандарта кадетских корпусов в современной России – М. : Астрель, 2009. – 48 с.

  7. Федеральный закон «О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе». – М. : Рид Групп, 2011. – 240 с.

Просмотров работы: 3063