РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей задачей современного дополнительного музыкального образования является общемузыкальное развитие учащихся. Однако в практике преподавания игры на фортепиано педагоги направляют свои усилия в основном лишь на те виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов, зачетов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием лишь нескольких пьес, учащиеся задерживаются в своем общемузыкальном развитии. Такие занятия престают носить творческий, увлекательный характер, они становятся однообразными. К сожалению, в настоящее время к таким видам музыкально-творческой деятельности как: транспонирование, чтение с листа и подбор по слуху – педагоги обращаются все реже. Между тем данные виды музыкально-творческой деятельности на уроках фортепиано способствуют в полной мере общемузыкальному развитию учащихся.

Проблема организации в классе фортепиано детской музыкальной школы такого вида музыкально-творческой деятельности, как транспонирование, остается актуальной уже в течение многих десятилетий. Свидетельством тому является общепризнанный факт, что в большинстве случаев учащиеся-пианисты не владеют навыками транспонирования.

Решение этой проблемы связано на наш взгляд, прежде всего, с осознанием современными педагогами развивающего потенциала транспонировния в контексте теории развивающего обучения.

Идея всестороннего развития учащихся в процессе обучения всегда была одной из наиболее важных в педагогике. Различные подходы к ее теоретическому обоснованию и практической реализации привели к созданию теории развивающего обучения. В отечественной педагогике и психологии она была разработана в трудах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и других ученых.

Следует отметить, что главная установка теории развивающего обучения основана на дидактической концепции Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Он считал, что обучение в зоне ближайшего развития должно задавать более высокий, чем наличный, уровень развития и в то же время не слишком отрываться от его реальных возможностей [2, с. 376].

К этому направлены и основные дидактические принципы развивающего обучения, сформулированные Л. В. Занковым: обучение на высоком уровне трудностей, обучение быстрым темпом, усиление в нем роли теоретических знаний [4, с. 116].

В музыкальной педагогике теория развивающего обучения получила основательную разработку в трудах Г. М. Цыпина и его последователей. В данных работах всесторонне решается вопрос о достижении максимально развивающего эффекта в процессе музыкального обучения.

Применяя к музыкальному обучению принципы развивающего обучения, Г. М. Цыпин формулирует четыре направления в реализации этих принципов:

  • увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;

  • ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала  повышение интенсивности усвоения;

  • увеличение меры теоретической емкости занятий исполнительством;

  • изменение способов работы с материалом, отход от пассивных «мнемически-репродуктивных» способов деятельности, организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося [10, с. 64].

Таким образом, транспонирование как вид музыкально-творческой деятельности заключает в себе огромный развивающий потенциал общемузыкального развития учащихся-пианистов: раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт – оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.Транспонирование – одна из форм музыкально-творческой деятельности, содействующая развивающему эффекту в обучении, открывающая благоприятные возможности стимулировать общемузыкальное развитие учащихся.

Проблемой развития у учащихся навыков транспонирования занимались различные деятели музыкально-педагогической науки: О. В. Рафалович, Н. В. Шелков, А. Н. Малюков, Г. И. Шахов, М. В. Савельева и другие. О важности развития данных навыков у музыкантов говорили также многие выдающиеся педагоги-музыканты прошлого. Они подчеркивали особо, что транспонирование сложно для всех, кто не занимается этим регулярно. Так, Й. Гофман писал: «Если вы находите, что транспонирование – дело трудное, то можете утешить себя тем, что это трудно для всякого» [3, с. 34].

Итак, транспонирование (или транспозиция) – это перенесение музыкального произведения или его части из одной тональности в другую [7].

В музыкально-педагогической практике применяется два вида транспонирования: по слуху и по нотам.

Транспонирование по слуху– это воспроизведение мелодий в разных тональностях без помощи нот. Этот вид транспонирования наиболее приемлем при развитии навыков транспонирования у дошкольников и учащихся младших классов. Однако он также может использоваться в средних и даже в старших классах, так как уровень инструментально-исполнительской подготовки у учащихся-пианистов детской музыкальной школы бывает весьма различен.

В практике начинающего пианиста этот вид транспонирования возможно и необходимо применять с самого начального этапа обучения музыке. Даже не зная тональностей, ученик уже способен подбирать мелодию по слуху от разных клавиш. Однако следует отметить, что большинство учеников, легко транспонирующих мелодии по слуху, зачастую подбирает ее без активного участия сознания: они не отдают себе отчет ни в направлении движения мелодии, ни в интервальных внутри ее соотношениях звуков. Поэтому на первом этапе обучения транспонированию по слуху главной задачей педагога является направить ученика на осознанное отношение к работе, научить слушать и контролировать то, что он делает. Для этого педагог должен разъяснить ученику, что от него требуется, пояснив сказанное примерами. Главное при этом  доступность и наглядность.

Транспонирование по нотам– этот вид наиболее сложен, так как предполагает владение учащимися-пианистами клавиатурой, разными видами фактуры, а также знание тональностей, строения аккордов.

Транспонирование по нотам возможно осуществлять несколькими способами:

Во-первых, транспонирование с заменой ключевых знаков. Это наиболее простой способ, так как переход в другую тональность осуществляется здесь простой заменой ключевых знаков. Предположим, что нотный текст следует транспонировать на полтона вниз (из Ре мажора в Ре-бемоль мажор). Для подобной перемены тональности достаточно мысленно выставить ключевые знаки, соответствующие новой тональности, и сыграть нотный текст на фортепиано с учетом этих знаков.

Во-вторых, интервальный способ транспонирования. При транспонировании произведений в новую тональность определяющим моментом является тот интервал, на который производится перенос нотного текста. При этом перемена тональности должна осуществляться путем последовательного повышения или понижения каждой ноты произведения, т.е. путем отсчета на определенный интервал. Данный способ транспонирования в принципе вполне применим, однако, занимая много времени для переноса отдельных звуков, он не дает возможность осуществлять быстрый перенос произведения в другую тональность. Поэтому применение интервального способа транспонирования ограничивается, в основном, кругом тональностей, находящихся в секундовом отношении, так как последовательный отсчет интервалов при транспонировании на терцию или кварту представляет значительные трудности.

В третьих, ключевой способ транспонирования. В отличие от вышеизложенных, данный способ транспонирования основан на совершенно ином принципе. Дело в том, что одинаковые по написанию ноты (на аналогичной линейке) в разных ключах приобретают и различное значение. Например, в скрипичном ключе на третьей линейке пишется нота си (первой октавы), а в теноровом ключе на этой же линейке помещается нота ля (малой октавы). Отсюда изменение высоты звучания при перемене ключа и легло в основу ключевого способа транспонирования. Если, например, нотный текст, записанный в скрипичном ключе прочитать в теноровом (на октаву выше), то тем самым произведение будет транспонировано на ступень ниже. При этом не следует забывать, что в связи с изменением ключа, естественно, будут происходить и изменения в расположении на линейках нотного стана ключевых знаков.

В заключение следует отметить, что развитие навыков транспонирования по слуху и по нотам у учащихся-пианистов необходимо осуществлять в тесной связи с развитием у них навыков подбора музыки по слуху и чтения нотного текста с листа. Весьма важным является также то, что поскольку навыки транспонирования, подбора музыки по слуху, чтения нот с листа носят творческий характер, и существуют в тесной взаимосвязи, они имеют большое значение для общемузыкального развития учащихся-пианистов и потому начинать развитие этих навыков необходимо как можно раньше.

Литература

1. Винокурова, Е. Б. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы / Е. Б. Винокурова.  Астрахань : Проект LENOLIUS, 2008. – 196 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984.  480 с.

3. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / Й. Гофман.  М. : Классика-XXI, 2010. – 192 с.

4. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. – М. : Педагогика, 1975. – 228 с.

5. Развитие навыков чтения нотного текста и транспонирования : метод. разработка для преп. ДМШ и ДШИ; 3-й год обучения / сост. Л. Д. Цибизова. – М., 1986. – 276 с.

6. Рафалович, О. В. Транспонирование в классе фортепиано / О. В. Рафалович.  Л. : Музыка, 1963. – 39 с.

7. Риман, Г.Музыкальный словарь / Г. Риман [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //slovari /yandex.ru.

8. Теория и методика обучения игре на фортепиано : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

9. Тургенева, Э. Ш., Пианист-фантазер : учеб. пособие по развитию творческих навыков и транспонированию. В 2 ч. Ч. 1 / Э. Ш. Тургенева, А. Н. Малюков.  М. : Сов. композитор, 1990. – 198 с.

10. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин.  М. : Просвещение, 1984.  176 с.

Просмотров работы: 4612