ПРОБЛЕМА НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСЕМИНАРОВ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСЕМИНАРОВ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе обученияв высших учебных заведенияхпреподаватели уделяют большое внимание формированию практических навыков и умений у студентов. Согласно пункту 5.4 ГОС, соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов составляет в среднем 50:50%. Однако в настоящее время в странах Болонского процесса отмечается устойчивая тенденция к снижению общего времени на аудиторные занятия и увеличению (примерно в три раза)времени на самостоятельную работу студентов. Такой подход значительно усиливает значимость самостоятельной работы и повышает ее роль в улучшении качества подготовки специалистов.[2;156]

Однако, зачастую студенты (в особенности обучающиеся на 1 и 2 курсе) сталкиваются с проблемой: как с минимальными затратами времени и сил, и, что безусловно важно, верно отобрать нужный материал среди огромного объема информации, содержащейся в литературных источниках библиотеках и интернете? Мы не рассматриваем здесь проблему осведомленности о местонахождении наиболее приемлемых источников информации в мировой сети. Мы акцентируем внимание на том, что юные студенты не владеют приемами работы с учебной информацией (отбор, анализ/синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Это создает определенные проблемы в процессе обучения, так как студенты либо эргономически неверно тратят силы на самостоятельную подготовку, что может являться причиной повышенной усталости, невнимательности и пассивности на занятиях, либо совершенно теряют всякую мотивацию к самоподготовке. Данные сложности, возникающие у студентов, заставляют преподавателя отходить от заранее намеченного плана работы, давать дополнительные разъяснения, а затем в ускоренном темпе наверстывать упущенное время, что в свою очередь сказывается на качестве информации, передаваемой студентам.Со временем это превращается в замкнутый круг.Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем.[1;74]

В настоящее время существует множество форм учебных занятий, которые применяются в вузах. Их условно подразделяют на лекционные (вводная, обзорная, проблемная, бинарная лекция, лекция –визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация) и практические занятия (коллоквиум, лабораторные и семинарские занятия).Лекционные занятия направлены на передачу теоретических знаний студентам, формированию у них системы понятий, а также интереса к изучаемой теме.Коллоквиум (от латинского colloguiurfl "собеседование") - вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Специфика лабораторных занятий сильно зависит от изучаемой дисциплины. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.[1;78]

Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Семинар предполагает самостоятельную подготовку студентов к его проведению: выполнение заданий, подготовка сообщений, ответов на вопросы. Но студенты не получают сведений о том, как это сделать. С чего начать? Как построить свою работу? Ответ на эти вопросы даёт студентам просеминар.Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.[1;74]Успешно проведенные просеминары облегчат подготовку к предстоящим практическим занятиям, при этом, она в любом случае должна осуществляться максимально самостоятельно. Преподаватель должен вести студентов, выделять этапы, конкретные приемы работы с информацией, давать подсказки, исправлять ошибки, но не работать непосредственно с самой литературой. Также просеминары проводятся в целях профилактики компилятивного подхода к обучению. Второй этап работы на просеминаре – подготовка рефератов, их чтение и обсуждение с участниками просеминара.

Просеминар помимо своей основной функции – познавательной, должен осуществлять также мотивационную функцию. Для этого необходимо дать почувствовать студентам уверенность в себе, удовлетворение от умственного труда, создать ситуацию успеха, к которой они будут стремиться далее, при подготовке к практическим занятиям.

К сожалению, далеко не во всех высших учебных заведениях используется данная форма практических занятий. Просеминары практикуются в МГУ им. Ломоносова, Кемеровском государственном университете, Томском политехническом университете и ряде других.

Обобщив все вышесказанное, мы делаем вывод: проведение просеминаров в высших учебных заведениях является эффективным способом решения проблемынедостаточной сформированности у студентов приемов и навыков работы с информацией.

Список использованной литературы:

  1. Педагогика и психология высшей школы: Уч. Пособие, отв. ред. М.В. Буланова – Топоркова, Ростов н/Д: Феникс, 2002г., 342с.

  2. С.В. Коновалова, А.Ф. Амиров. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза //Высшее образование в России – 2010г., №6, С. 156-159.

Просмотров работы: 1465