МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО – ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с тем, что у детей с ОНР ход речевого развития специфичен, использование предложно-падежных конструкции детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня существенно отличаются от предложно-падежных конструкций, употребляемых детьми с нормальным речевым развитием. Употребление предлогов с пространственным значением представляет для дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности. Однако, пространственные отношения возможно выразить, преимущественно употребляя предложно- падежные конструкции. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на адаптации в обществе в дальнейшем. Из всего вышесказанного мы видим, что данная проблема актуальна.

Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

Работая над пониманием предлогов, необходимо сначала направить внимание детей на значение «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения:

1. Логопед дает детям «усеченное» задание:

- Положи кружок... стол.

И спрашивает:

- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: «Положи кружок на стол.»

Выделив интонационно и на слух «маленькое слово» на, педагог подчеркивает его значение.

- Что еще можно ставить на стол? Дети, выполняя действия оречевляют их, выделяя предлог на (Я ставлю на полку кубик. Лена кладет на книгу закладку.) В качестве закрепления понимания и употребления данного предлога рекомендуется использовать правильные и неправильные варианты предложения: Таня поставила вазу из стол. Девочка положила шапку за полку.

В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

При проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы, например:

Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, - ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.)

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Рекомендуя различные методические приемы работы над грамматическими формами, можно выделить следующее:

1.Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме.

2. Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции: а) по вопросам; б) по демонстрации действия; в) по опорным словам;

Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка). Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса.

Список литературы

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.

3. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999

4. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб, 1997.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.

Просмотров работы: 4366