ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ

Кузменков О.А., Жуков Р.С., Скотникова Л.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном боксе скоростно-силовая подготовка юных спортсменов приобретает весьма актуальное значение, так как многофакторная структура боевого поединка предъявляет особые требования к движениям спортсмена, уровню его физической и функциональной подготовленности. Специфика содержания двигательной деятельности в боксе обусловлена высокой динамичностью, постоянной сменой стрессовых ситуаций различного характера, необходимостью поддержания оптимального веса, позволяющего обеспечить рациональное соотношение компонентов двигательного акта и согласованность их основных параметров.

Высокая скорость действий боксера, насыщенность разнообразными движениями различной сложности создают жесткие условия ведения поединка: в десятые доли секунды найти эффективный прием для проведения нейтрализующего или опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность, гибкость, подвижность, равновесие.

Традиционная система подготовки боксеров предусматривает формирование скоростных способностей, однако при этом не конкретизируются особенности ее проявления в различных ситуациях, не уточняются средства и методы решения технико-тактических задач, возникающих в процессе ведения боксерского поединка.

В настоящее время достаточно глубоко изучены многие аспекты видов подготовки боксеров, однако большая часть публикаций в научно-методической литературе по данному вопросу относится преимущественно к тренировке взрослых спортсменов. Вместе с тем, современная практика показывает, что именно на ранних этапах (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) необходимо формировать рациональную технику движений, основанную на сопряженном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств юных боксеров. Это непосредственно связано с переводом общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки в избранном виде спорта.

Однако до настоящего времени остаются не изученными вопросы сопряженного применения целенаправленных средств скоростно-силовой направленности в процессе формирования спортивной техники у юных боксеров 13-14 лет. Не разработаны критерии определения общей и специальной физической подготовленности и показателей межмышечной координации групп мышц верхних и нижних конечностей в процессе освоения технических приемов.

Процесс многолетней подготовки спортивного резерва подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, на него также распространяются и основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации. В то же время, приступая к разработке модели многолетней подготовки юных спортсменов, необходимо учитывать общие методические положения теории юношеского спорта. Это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей спортсмена, соразмерность развития основных психофизических качеств.

Проблема исследования состоит в том, чтобы изучить воспитание скоростных способностей в процессе занятий боксом у юношей 13-14 лет, необходимо провести исследования именно на этот предмет, найти зависимость от уровня подготовки, других физических способностей юных спортсменов.

Объект исследования: является процесс физической подготовки спортсменов-боксеров.

Предметом исследования являются скоростно-силовые способности юных боксеров 13-14 лет.

Цель исследования заключается в раскрытии особенностей методики воспитания скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет.

Научная гипотеза исследования основывается на представлениях о наличии сензитивных периодов в развитии человека, во время которых создаются наилучшие условия для развития двигательных и психических способностей, и о возможности направленных сопряженных воздействий на процесс спортивной подготовки.

Выявление конкретных сензитивных периодов в развитии отдельных физических и психических качеств юных боксеров позволяет подбирать средства общей физической, специальной и психологической подготовки, которые способствуют интегрированию отдельных сторон подготовленности в единую систему спортивной дееспособности юного боксера.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет.

2. Выявить отличительные черты эффективной методики воспитания скоростно-силовых способностей юных боксеров13-14 лет.

3. Исследовать преимущества индивидуализации спортивной тренировки в юношеском возрасте.

Методологической основой исследования выступает антропологический подход к процессу оптимизации спортивной подготовки, согласно которому в качестве субъекта подготовки рассматривается человек со всеми характерными для него особенностями единого процесса физического и психического развития. Суть интерпретации данного подхода в настоящем исследовании заключается в следующем. В основе любой спортивной деятельности лежит система взаимосвязанных интеллектуальных или моторных действий. Успешное выполнение деятельности определяется комплексом навыков, среди которых выделяются двигательные, мыслительные и сенсомоторные. Одним из важнейших компонентов индивидуальной структуры спортсмена, который определяет его возможности, является система способностей, развитие которых зависит от морфофункциональных и психофизиологических свойств индивида. Сформировавшиеся способности в основном проявляются в уровне развития различных, характерных для определенного вида деятельности, физических и психических качеств.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

-методы математической статистики.

Новизна исследования:

• установлены сензитивные периоды в динамике возрастного развития физических и психических качеств подростков 13-14 лет в процессе занятий боксом, разработан методический подход к оценке физической и психологической подготовленности юных боксеров в возрасте 13-14 лет;

• определено содержание принципа направленных сопряженных воздействий на процесс развития физических и психических качеств юных боксеров;

• разработан методический подход к применению средств и методов физической и психологической подготовки в процессе интегральной подготовки юных боксеров.

Метод педагогических контрольных испытаний использовался для диагностики скоростно-силовых способностей боксеров. В целом в работе применялись стандартизированные тесты, применительно к специфике вида спорта. В процессе тестовых испытаний соблюдались основные требования по стандартизации и унификации.

В соответствии с целью и гипотезой исследования, связанной с определением влияния индивидуально-типологических особенностей на динамику развития специальной выносливости, был проведен педагогический эксперимент. В естественном эксперименте изучали динамику показателей скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет, развивающихся в процессе занятий при использовании различных вариантов нагрузки.

В экспериментальной группе для воспитания скоростно-силовых качеств боксeров нами использовался круговой метод. После разминки спортсмены разбиваются на четыре подгруппы. Каждая из подгрупп боксёров по заданию тренера занимает определенную «станцию». Каждая «станция» предназначена для совершенствования конкретного скоростного, качества.

Обычно на 1-й «станции» боксёры совершенствуют скорость одиночных ударов, на 2-й – быстроту защитных реакций, на 3-й – скорость передвижений и на 4-й – быстроту серийных ударов, выполняемых с максимально возможной частотой.

Для сохранения стереотипности временных интервалов, характерны для соревновательного боя, время выполнения упражнений на «станциях» должно составлять один раунд, т. е. 3 мин.

Результаты исследования анализировались с использованием количественных и качественных методов, наиболее полно соответствующих цели и задачам, сформулированным в работе, в частности, проводили вычисление средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерия Стьюдента (табл. 1-7; рис. 1-3).

Исследования проводились с сентября 2011 г. по январь 2013 г.

На первом этапе, носившем поисковый и констатирующий характер, изучена литература по теории и методике спортивной тренировке и смежным дисциплинам: психологии, педагогике, физиологии, спортивной медицине, математической статистике. При этом основное внимание уделялось частным концепциям подготовки в единоборствах, структуре соревновательной деятельности и подготовленности, вопросам укрепления и сохранения здоровья занимающихся, факторам повышения спортивного мастерства. На данном этапе была разработана программа экспериментальных исследований с определением методологии и основной проблемы работы, формулированием цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.

На втором этапе, имевшем формирующую направленность, проведен педагогический эксперимент в соответствии с научно-методическими положениями экспериментальной работы. В процессе эксперимента осуществлялась оценка уровней физической подготовленности. Для юных экспериментальной группы было обосновано и реализовано положение об оптимальной последовательности и продолжительности включения нагрузок разной преимущественной направленности в структурах годичного макроцикла.

Юные спортсмены контрольной группы проходили подготовку в рамках общепринятой методики тренировки для юных боксеров этапа начальной подготовки по программе ДЮСШ.

На третьем этапе, носившем обобщающий характер, осуществлена систематизация и математическая обработка экспериментального материала, его интерпретация с формулированием выводов и практических рекомендаций, выполнено литературное оформление и внедрение в практику подготовки боксеров.

Таким образом, согласно полученным данным, можно сделать выводы, что экспериментальная группа показала более высокие результаты по прыжкам в длину, подтягиванию и бегу.

В сравнении с показаниями до эксперимента в контрольной группе прыжки в длину с места по среднему показателю в группе составил 2,4 м, подтягивание в этой группе сделали в среднем 18 раз, бег составил 3,5 с.

В экспериментальной группе соответственно прыжки в длину составили 2,5 м, подтягивание на перекладине 19 раз, бег 3,6 с.

Показатели в конце эксперимента значительно выше, чем в его начале.

Так, прыжки в длину с места по среднему показателю в группе составил 2,5 м, подтягивание в этой группе сделали в среднем 19 раз, бег составил 3,6 с.

В экспериментальной группе соответственно прыжки в длину составили 2,6 м, подтягивание на перекладине 21 раз, бег 3,7 с.

Таким образом, результаты в начале эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группе значительно ниже, чем в конце поставленного эксперимента. Причем показатели в контрольной группе значительно ниже, чем в экспериментальной.

Результаты педагогического эксперимента позволяют нам предполагать, что методы занятий, предложенные во время эксперимента позволили улучшить спортивную подготовку, что повлияло на результаты по прыжкам, подтягиванию и бегу.

Сравнивая полученные результаты, можно сказать, что применение упражнений, рекомендованных для развития скоростных способностей у боксеров, позволили значительно улучшить результаты спортивной подготовки.

Таким образом, применение работы скоростно-силового характера с юными боксерами 13-14 лет с применением отягощений является более эффективным.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности до начала эксперимента в контрольной группе

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

1. Латкин В.

2,1

18

3,6

2. Сафронов А.

2,2

17

3,5

3. Швед Ю.

2,5

16

3,4

4. Апухтин В.

2,4

19

3,3

5. Буймов В.

2,4

20

3,6

6. Ровенских М.

2,3

18

3,4

7. Карпов О.

2,5

17

3,6

Средний показатель

2,34

17,86

3,49

Стандартное отклонение

0,15

1,35

0,12

Таблица 2

Показатели физической подготовленности до начала эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места, (см)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

1. Белых С.

2,4

18

3,8

2. Матюшев Р.

2,6

20

3,7

3. Устинов Е.

2,5

19

3,8

4. Савинкин Я.

2,3

18

3,5

5. Горлов М.

2,5

20

3,6

6. Малышев А.

2,6

19

3,6

7. Колесников С.

2,4

20

3,5

Средний показатель

2,47

19,14

3,64

Стандартное отклонение

0,11

0,90

0,13

Таблица 3

Показатели физической подготовленности в конце эксперимента в контрольной группе

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

1. Латкин В.

2,5

19

3,7

2. Сафронов А.

2,4

18

3,8

3. Швед Ю.

2,5

17

3,7

4. Апухтин В.

2,5

19

3,6

5. Буймов В.

2,6

20

3,6

6. Ровенских М.

2,6

19

3,5

7. Карпов О.

2,4

17

3,6

Средний показатель

2,50

18,43

3,64

Стандартное отклонение

0,08

1,13

0,10

Таблица 4

Показатели физической подготовленности в конце эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

1. Белых С.

2,6

19

3,7

2. Матюшев Р.

2,6

22

3,8

3. Устинов Е.

2,5

20

3,8

4. Савинкин Я.

2,4

21

3,6

5. Горлов М.

2,6

21

3,6

6. Малышев А.

2,6

20

3,7

7. Колесников С.

2,5

19

3,6

Средний показатель

2,54

20,29

3,69

Стандартное отклонение

0,08

1,11

0,09

Таблица 5

Показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента

Группы

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

Контрольная

2,34

17,86

3,49

Экспериментальная

2,47

19,14

3,64

ро

>0,05

>0,05

>0,05

Таблица 6

Показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Группы

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

Контрольная

2,50

18,43

3,64

Экспериментальная

2,54

20,29

3,69

ро

>0,05

>0,05

>0,05

Таблица 7

Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента

Группы

Прыжок в длину с места, (м)

Подтягивание, (раз)

Бег 30 м, (сек)

Контрольная группа

До эксперимента

2,34

17,86

3,49

После эксперимента

2,50

18,43

3,64

ро

>0,05

>0,05

>0,05

Экспериментальная группа

До эксперимента

2,47

19,14

3,64

После эксперимента

2,54

20,29

3,69

ро

>0,05

>0,05

>0,05

Рис. 1. Динамика результатов в прыжках в длину с места контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента

Рис. 2. Динамика результатов в подтягиваниях на перекладине контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента

Рис. 2. Динамика результатов в подтягиваниях на перекладине контрольной и экспериментальной групп в процессе эксперимента

Таким образом, в результате исследования выявлен уровень физической подготовленности юных боксеров 13-14 лет на этапе начальной спортивной специализации в проявлениях скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей, соответствующий согласно экспериментальным данным исследования их биологическому возрасту и морфофункциональным особенностям.

Результаты педагогического эксперимента показывают, что специальная физическая подготовка скоростно-силовой направленности, сопряженная с формированием техники основных приемов бокса у юных спортсменов, создает основу для рационального обучения специализированным движениям в соответствии с конкретной ролью двигательной задачи.

Полученные результаты позволили рассматривать в качестве адекватных избранные педагогические задачи и соответствующий состав тренировочных средств и методов, а основные методические положения рекомендовать к практическому применению в учебно-тренировочном процессе юных боксеров на этапе начальной спортивной подготовки.

Просмотров работы: 4699