АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 16-17 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 16-17 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный уровень спортивных результатов в лыж­ных гонках предъявляет высокие требования к физической подготовке спорт­сменов. Причем, определяющим фактором в достижении высоких результатов, при прочих равных условиях, является способность передвижения на лыжах. Это посильно только спортсменам, которые обладают высоким уровнем спе­циальной выносливости. В связи с совершенствованием спортивного инвента­ря и подготовкой лыжных трасс машинным способом, роль специальной вы­носливости в достижении высоких результатов в последние годы неизмеримо возросла.

В научно-методической литературе данному вопросу уделяется недоста­точное внимание. Имеются разноречивые мнения об использовании средств и методов в воспитании специальной выносливости, определении их объема в круглогодичной подготовке спортсменов.

Подготовительный период занимает особое положение в процессе под­готовки лыжника-гонщика, и является базой для успешного выступления в со­ревновательном периоде. От того, правильная ли методика была применена на этапах подготовительного периода, зависит успех выступления на лыжных трассах.

Целью нашей работы является выявление рациональной методики вос­питания специальной выносливости у лыжников-гонщиков в подготовитель­ном периоде.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что увеличение в подготовительном периоде тренировочной работы с использованием переменного метода благоприятно скажется на развитии специальной выносливости; увеличение на третьем этапе подготовительного периода (ноябрь, начало декабря) объемов передвижения на лыжах со средней и высокой интенсивностью будет способствовать достижению высоких спортивных результа­тов в соревновательном периоде.

Объектом исследования в нашей работе является методика тренировок лыжников-гонщиков.

Предметом исследования в нашей работе является методика воспитания специальной выносливости лыжников-гонщиков 16-17 лет в подготовительном периоде.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  1. Определение рациональных средств и методов воспитания специальнойвыносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.

  2. Выявление наиболее распространенных микроциклов спортивной тренировки в подготовительном периоде, направленных на воспитание специальной выносливости.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; обобщение опыта существующей практики по данным анкетирования, анализа тренировочных планов и дневников тренировки, бесед со спортсменами и тренерами; педагогическое наблюдение, в котором регистрировались величины объемов и интенсивности выполняемых тренировочных на­грузок, средства и методы тренировки.

С целью установления наиболее рациональных средств и методов тре­нировки специальной выносливости нами проводились беседы с тренерами и спортсменами, анкетный опрос тренеров, анализ тренировочных дневников и тренировочных планов.

Путем анкетирования (приложение) выяснилось мнение тренеров об ис­пользуемых средствах и методах тренировки в подготовительном периоде, объемах циклических средств специальной подготовки слабой, средней и сильной интенсивности на 3 этапе подготовительного периода. Всего за пери­од исследований было получено 6 анкет и проведено 19 бесед с тренерами и спортсменами. Также были подвергнуты анализу учебно-тренировочные днев­ники спортсменов и несколько планов-конспектов, записей тренеров с целью выяснения более используемых средств и методов воспитания специальной выносливости.

В процессе педагогического наблюдения на тренировочных занятиях ре­гистрировались следующие показатели: интенсивность нагрузки в циклических средствах передвижения (оценива­лась по показателям ЧСС); объемы тренировочных нагрузок в циклических средствах передвижения (км) ударов пульса в минуту); рельеф трасс; средства и методы тренировки; условия передвижения.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось на протяжении 2010-2012 гг.

С помощью анкетного опроса проведенного в нашей работе заранее, бы­ли отработаны для дальнейшего анализа тренировочные планы двух тренеров. Отли­чие тренировочных программ у этих тренеров заключается в использовании разных объемов тренировочной работы слабой, средней и высокой интенсив­ности.

Тренер 2 на третьем этапе подготовительного периода ис­пользует в большем объеме работ низкой и средней интенсивности (таблица 5, тренер 2). Для наблюдения за тренировочным процессом в этой группе был выбран спортсмен Б. (16 лет, занимается спортом пять лет).

У другого тренера (таблица 5, тренер 1) для педагогического наблюдения был выбран спортсмен, показавший в соревновательном сезоне 2002-2003 года относительно хорошие результаты (спортсмен А., 16 лет, занимается спортом пять лет).

Нами у этих спортсменов были проанализированы объем тренировочной работы на 2 и 3 этапах подготовительного периода и сравнены спортивные ре­зультаты в соревновательном периоде.

Поставленная задача рассматривалась на каждом этапе подготовитель­ного периода. На первом этапе (май-июнь), основная задача заключается в поддержании уровня физической подготовки, восстановлении организма. На данном этапе тренеры не ставят задачу воспитания специальной выносливо­сти, поэтому мы рассмотрим только основные средства используемые лыжни­ками-гонщиками: бег в слабо-среднем темпе (ЧСС 120-140 уд/мин), имитация шаговая с палочками, лыжероллеры (ЧСС 120-140 уд/мин), спортигры, плава­ние, упражнения на технику, координацию и силовые упражнения.

При этом на тренировках использовались, в основном, равномерный и игровой методы.

На втором этапе (вторая половина июня - первая половина октября) ос­новная задача - воспитание специальной выносливости. Спортсмены (Б. и А.) находились на учебно-тренировочном сборе и имели возможность проводить двухразовые трени­ровки.

Для решения задачи данного этапа использовались такие средства, как переменный бег с имитацией подъемов (чес 140-160 уд/мин), прыжковая имитация с палочками в подъем (чес 160-180 уд/мин), лыжероллеры (чес 160-180 уд/мин). Переменный бег проходил по кругу 3 км (1 км: 100 м - подъемы, длиной от 10-000 метров), имитация выполнялась в подъемы от 5°-15°; длиной 150-250 метров повторным методом. Лыжероллерная трасса имела протяжен­ность 1,5 км, длина подъема от 50-200 метров, 5°-10°, общая сумма подъемов -300 метров (таблица 1, 2).

Просмотрев тренировочной работы обеих спортсменов, мы пришли к выводу, что они выполнили почти одинаковые объемы. Объем циклической нагрузки на втором этапе составил у спортсмена Б. - 2.356 км; у спортсмена А. - 2.350 км.

Анализируя объемы средств специальной подготовки, мы видим, что наибольшая доля приходится на лыжероллеры и переменный бег с имитацией.

Микроцикл тренировочного процесса в этот период у спортсменов (над которыми ведем наблюдение) выглядел следующим образом:

день – 1 тренировка (задача — воспитание скоростной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 5 км, имитация прыжковая 20 серий по 200 м, равномерный бег 5 км, ОРУ.

Таблица 1

Планирование объема тренировочных средств специальной подготовки лыжника Б на втором этапе подгото­вительного периода

Средства подготовки (км)

Месяцы

Всего

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

Переменный бег с имитацией (чес 145-180 уд/мин)

90

96

164

234

34

618

Имитация прыжковая (чес 155-185 уд/мин)

14

34

46

14

-

108

Лыжероллеры (чес 145-175 уд/мин)

340

420

400

320

150

1630

Таблица 2

Планирование объема тренировочных средств специальной подготовки лыжника А. на втором этапе подгото­вительного периода

Средства подготовки (км)

Месяцы

Всего

ИЮНЬ

июль

август

сентябрь

октябрь

Переменный бег с имитацией (чес 145-180 уд/мин)

90

90

150

240

35

655

Имитация прыжковая (чес 155-185 уд/мин)

15

30

40

15

5

105

Лыжероллеры (чес 145-175 уд/мин)

340

400

420

300

150

1590

Содержание тренировки: лыжероллеры 1.5 часа 18-20 км.

день – 1 тренировка (задача – воспитание специальной выносливости). Содержание тренировки: равномерный бег 3 км, переменный бег с имитацией 90 мин до 20 км, равномерный бег 3 км.

тренировка (задача – воспитание специальной выносливости). Содержание тренировки: лыжероллеры 1.5 часа 18-20 км.

день – 1 тренировка (задача – воспитание специальной выносливости).Содержание тренировки: лыжероллеры 3 часа 30-35 км.

тренировка (задача – воспитание скоростной выносливости). Содержа­ние тренировки: равномерный бег 3 км, спортивные игры 60 мин., силовая подготовка 4-5 серий.

  1. день - активный отдых.

  2. день - 1 тренировка (задача - воспитание скоростной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 3 км, прыжковая имитация 10 се­рий по 200 м., ОРУ 20 мин.

2 тренировка (задача - воспитание специальной выносливости). Содер­жание тренировки: лыжероллеры 1.5 час до 22 км, силовая подготовка 30 мин.

6 день - 1 тренировка (задача - воспитание специальной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 5 км, переменный бег с имитациейдо 20 км, равномерный бег 3 км.

2 тренировка (задача - воспитание общей выносливости). Содержание тренировки: спортигры 60 мин., силовая подготовка 30 мин.

7 день - отдых.

Мезоцикл состоял из двух нагрузочных микроциклов и одного разгру­зочного. В разгрузочном объеме снижался на 30%.

Мы видим, что при составлении микроцикла в летне-осеннем этапе при двухразовых тренировках необходимо каждый тренировочный день ставить задачу воспитания специальной выносливости, как главного физического ка­чества гонщика, варьируя при этом средства тренировки.

Осенне-зимний этап подготовительного периода начинается с выпадени­ем снега (вторая половина октября - декабря). Основной задачей является вос­питание специальной выносливости, основным средством является передви­жение на лыжах. На данном этапе применяются в основном равномерный, в меньшей степени переменный и темповый методы. В нашей работе мы говорили о том, что использование на третьем этапе подготовительного периода работы высокой интенсивности способствует хо­рошим спортивным результатам.

Из тренировочной практики (таблица 3) известно, что в подготовитель­ном периоде применяется в основном работа слабой интенсивности, что ведет к определенному снижению общей тренированности спортсмена, к потере способности к скоростной работе.

Таблица 3

Результаты анкетирования тренеров о соотноше­нии интенсивности передвижения на лыжах на осенне-зимнем этапе подготовительного периода

Соотношение работы низкой, средней, высокой интенсив­ности (км)

Тренеры

1

2

3

4

5

6

Подготовительный период (3 этап)

1. в первую неделю на снегу

92:6:2

90:10:0

80:20:0

80:20:0

80:15:5

90:10:0

2. во вторую неделю

8С:15:5

80:18:2

80:20:0

80:20:0

75:20:5

90:10:0

3. в третью неделю

50:34:16

60:35:5

60:40:0

60:40:0

50:38:12

75:25:0

4. в четвертую неделю

50:34:16

60:35:5

60:35:5

60:35:5

50:38:12

75:25:0

Это происходит и вследствие того, что пер­вый месяц тренировок на снегу у большинства тренеров строится на использо­вании больших объемов передвижения на лыжах. При этом наблюдается сни­жение функциональной и двигательной активности, нарушается принцип по­следовательности развития функциональных систем организма.

Мы предполагали, что увеличение на третьем этапе подготовительного периода объемов передвижения на лыжах со средней и высокой интенсивно­стью будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.

Чтобы убедиться в этом, мы сравнили тренировочные объемы спортсме­нов с учетом интенсивности передвижения на лыжах. Проанализировали про­веденную работу на данном этапе и сделали выводы о целесообразности включения тренировок средней и высокой интенсивности в занятиях с первых микроциклов третьего этапа.

Таблица 4

Планирование объема средств специальной подготовки лыж­ника Б. на осенне-зимнем этапе подготовитель­ного периода

Средства подготовки (км)

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

1. передвижение на лыжах сильной интенсивности (км) (чес 18010 уд/сек)

 

40

65

105

2. средней интенсивности (чес 140-160 уд/мин)

100

350

250

700

3. слабой интенсивности (чес 120-140 уд/мин).

200

420

150

770

Мы видим, что тренер лыжника Б. включил передви­жение на лыжах высокой интенсивности уже в ноябре в объеме 40 км.

Таблица 5

Планирование объема средств специальной подготовки лыж­ника А. на осенне-зимнем этапе подготовительного периода

Средства подготовки (км)

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

1. передвижение на лыжах сильной интенсивности (км) (чес 18010 уд/сек)

   

40

40

2. средней интенсивности (чес 140-160 уд/мин)

95

300

300

695

3. слабой интенсивности (чес 120-140 уд/мин).

220

450

250

920

У лыжника Б. объем передвижения на лыжах сильной интенсивности со­ставил 105 км, тогда как у лыжника А. - 40 км.

Анализируя записи тренеров (тренировочные программы), над которы­ми вели наблюдения, мы выявили отличие в планировании микроцикла данно­го этапа. Первые два микроцикла третьего этапа отводились в основном вос­становлению чувства лыж и снега. В то время применялись равномерные тре­нировки, но включалась так же и переменная работа.

В ноябре - декабре микроцикл у лыжника Б. имел следующее содер­жание:

  1. день - задача тренировки: воспитание скоростной выносливости. Со­держание тренировки: техническая подготовка 30 мин., равномерное передви­жение на лыжах 8-10 км, переменное передвижение на лыжах 5 км (ускоре­ние по 300-500 м), кросс 2 км.

  2. день - задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Со­держание тренировки: равномерное передвижение на лыжах (средней интен­сивности), 20-25 км, кросс 2 км.

  3. день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., пере­менные передвижения на лыжах 20-25 км, кросс 2 км, ОРУ.

  4. день - активный отдых

  5. день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной вы­носливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., пере­менное передвижение на лыжах 15 км (3*5 км, на кругу 3-4 ускорения по 200-500 м), кросс 2 км, ОРУ.

  6. день — задача тренировки: воспитание общей выносливости. Содержа­ние тренировки: равномерное передвижение на лыжах 30-35 км, кросс 2 км,ОРУ.

7 день - отдых.

Мы видим, что три дня из микроцикла включали в себя задачу воспита­ния скоростной выносливости, т.е. микроцикл имеет структуру с преобладани­ем развивающего режима. Это значит, что спортсмен Б. выполнил тренировки с высокой интенсивностью.

Отличие тренировочного микроцикла спортсмена А. состояла в том, что задачу воспитания скоростной выносливости тренер ставил только в один день. Отсюда, естественно, и объем передвижения на лыжах с высокой интен­сивностью много меньше. Тренировочный микроцикл спортсмена А. выглядел следующим образом:

  1. день - задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Со­держание тренировки: техническая подготовка 30 мин., равномерное передви­жение на лыжах 12 км, кросс 2 км.

  2. день — задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Со­держание тренировки: равномерное передвижение на лыжах (средней интен­сивности) 20 км, кросс 2 км.

  3. день — задача тренировки: воспитание общей специальной выносливо­сти. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., передвижениена лыжах 25 км, кросс 2 км.

  4. день — активный отдых, игры.

  5. день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной вы­носливости. Содержание тренировки: переменное передвижение на лыжах 15км (ускорение 3000 м), кросс 2 км.

  6. день - задача тренировки: воспитание общей выносливости. Содержа­ние тренировки: равномерное передвижение на лыжах 35 км, кросс 2 км.

  7. день - отдых.

Анализ и сравнение показателей микроциклов двух спортсменов позво­лили установить отличие в выполнении объемов передвижения на лыжах с разной интенсивностью.

Для сравнения результатов подготовки наблюдаемых лыжников, был проведен контрольный старт, чаще подготовительного периода, на дистанции 5 км. (классическим стилем). Результат спортсмена Б. составил 17.48 мин., ре­зультат спортсмена А. — 18.11 мин.

Условия скольжения и смазка у лыжников были одинаковые. Результаты контрольного старта позволяют нам заключить, что методика тренировки тре­нера спортсмена Б, которая состояла в использовании высокой интенсивно­сти передвижения на лыжах на третьем этапе подготовительного периода, бо­лее рациональна и прогрессивна в плане роста спортивных результатов.

Наше заключение было подтверждено результатами выступлений спортсменов А. и Б. уже в соревновательном периоде. Соревнования проходили на абсолютном уровне на дистанции 5 км (на лыжной трассе, где нами был проведен контрольный старт в подготовительном перио­де) классическим стилем. Спортсмены показали результаты:

  • Спортсмен Б. - 9 место, с результатом 17.23 мин.

  • Спортсмен А. - 15 место, с результатом 17.56 мин.

На основании материала периодического исследования, изложенного в этой главе, нами выяснилось:

  • рациональные средства специальной подготовки лыжных гонщиков вподготовительном периоде;

  • основные методы тренировки, используемые отдельно на каждом из этаповподготовительного периода;

  • наиболее распространенное планирование микроцикла на втором этапеподготовительного периода и содержание каждой тренировки данного мик­роцикла;

  • что увеличение в осенне-зимнем этапе подготовительного периода объемовпередвижения на лыжах с высокой и средней интенсивностью приводит кхорошим спортивным результатам в соревновательном периоде.

Таким образом, установлено, что наиболее рациональными средствами при воспитанииспециальной выносливости являются: передвижения на лыжах, переменныйбег с имитацией подъемов, передвижение на лыжероллерах, имитация вподъеме. Выявлено, что основным методом воспитания специальной выносливостиявляется переменный метод. Реже используется повторный, интервальныйи темповый метод. Определено, что распространенными микроциклами спортивной трениров­ки в подготовительном периоде на втором этапе являются такие, когда ис­пользуются четыре дня поддерживающего режима, один день развивающе­го и восстанавливающего с двумя днями отдыха, т. е. развивающиймикроцикл. Выяснено, что на третьем этапе подготовительного периода микроциклимеет структуру с преобладанием развивающего режима. Установлено, что на третьем этапе подготовительного периода необходимо увеличивать интенсивность тренировок, начиная с третьей недели. При этом не нужно использовать большие объемы равномерного передвижения лыжах с низкой интенсивностью.

Просмотров работы: 4505