В научно-методической литературе данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Имеются разноречивые мнения об использовании средств и методов в воспитании специальной выносливости, определении их объема в круглогодичной подготовке спортсменов.
Подготовительный период занимает особое положение в процессе подготовки лыжника-гонщика, и является базой для успешного выступления в соревновательном периоде. От того, правильная ли методика была применена на этапах подготовительного периода, зависит успех выступления на лыжных трассах.
Целью нашей работы является выявление рациональной методики воспитания специальной выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что увеличение в подготовительном периоде тренировочной работы с использованием переменного метода благоприятно скажется на развитии специальной выносливости; увеличение на третьем этапе подготовительного периода (ноябрь, начало декабря) объемов передвижения на лыжах со средней и высокой интенсивностью будет способствовать достижению высоких спортивных результатов в соревновательном периоде.
Объектом исследования в нашей работе является методика тренировок лыжников-гонщиков.
Предметом исследования в нашей работе является методика воспитания специальной выносливости лыжников-гонщиков 16-17 лет в подготовительном периоде.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Определение рациональных средств и методов воспитания специальнойвыносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Выявление наиболее распространенных микроциклов спортивной тренировки в подготовительном периоде, направленных на воспитание специальной выносливости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; обобщение опыта существующей практики по данным анкетирования, анализа тренировочных планов и дневников тренировки, бесед со спортсменами и тренерами; педагогическое наблюдение, в котором регистрировались величины объемов и интенсивности выполняемых тренировочных нагрузок, средства и методы тренировки.
С целью установления наиболее рациональных средств и методов тренировки специальной выносливости нами проводились беседы с тренерами и спортсменами, анкетный опрос тренеров, анализ тренировочных дневников и тренировочных планов.
Путем анкетирования (приложение) выяснилось мнение тренеров об используемых средствах и методах тренировки в подготовительном периоде, объемах циклических средств специальной подготовки слабой, средней и сильной интенсивности на 3 этапе подготовительного периода. Всего за период исследований было получено 6 анкет и проведено 19 бесед с тренерами и спортсменами. Также были подвергнуты анализу учебно-тренировочные дневники спортсменов и несколько планов-конспектов, записей тренеров с целью выяснения более используемых средств и методов воспитания специальной выносливости.
В процессе педагогического наблюдения на тренировочных занятиях регистрировались следующие показатели: интенсивность нагрузки в циклических средствах передвижения (оценивалась по показателям ЧСС); объемы тренировочных нагрузок в циклических средствах передвижения (км) ударов пульса в минуту); рельеф трасс; средства и методы тренировки; условия передвижения.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось на протяжении 2010-2012 гг.
С помощью анкетного опроса проведенного в нашей работе заранее, были отработаны для дальнейшего анализа тренировочные планы двух тренеров. Отличие тренировочных программ у этих тренеров заключается в использовании разных объемов тренировочной работы слабой, средней и высокой интенсивности.
Тренер 2 на третьем этапе подготовительного периода использует в большем объеме работ низкой и средней интенсивности (таблица 5, тренер 2). Для наблюдения за тренировочным процессом в этой группе был выбран спортсмен Б. (16 лет, занимается спортом пять лет).
У другого тренера (таблица 5, тренер 1) для педагогического наблюдения был выбран спортсмен, показавший в соревновательном сезоне 2002-2003 года относительно хорошие результаты (спортсмен А., 16 лет, занимается спортом пять лет).
Нами у этих спортсменов были проанализированы объем тренировочной работы на 2 и 3 этапах подготовительного периода и сравнены спортивные результаты в соревновательном периоде.
Поставленная задача рассматривалась на каждом этапе подготовительного периода. На первом этапе (май-июнь), основная задача заключается в поддержании уровня физической подготовки, восстановлении организма. На данном этапе тренеры не ставят задачу воспитания специальной выносливости, поэтому мы рассмотрим только основные средства используемые лыжниками-гонщиками: бег в слабо-среднем темпе (ЧСС 120-140 уд/мин), имитация шаговая с палочками, лыжероллеры (ЧСС 120-140 уд/мин), спортигры, плавание, упражнения на технику, координацию и силовые упражнения.
При этом на тренировках использовались, в основном, равномерный и игровой методы.
На втором этапе (вторая половина июня - первая половина октября) основная задача - воспитание специальной выносливости. Спортсмены (Б. и А.) находились на учебно-тренировочном сборе и имели возможность проводить двухразовые тренировки.
Для решения задачи данного этапа использовались такие средства, как переменный бег с имитацией подъемов (чес 140-160 уд/мин), прыжковая имитация с палочками в подъем (чес 160-180 уд/мин), лыжероллеры (чес 160-180 уд/мин). Переменный бег проходил по кругу 3 км (1 км: 100 м - подъемы, длиной от 10-000 метров), имитация выполнялась в подъемы от 5°-15°; длиной 150-250 метров повторным методом. Лыжероллерная трасса имела протяженность 1,5 км, длина подъема от 50-200 метров, 5°-10°, общая сумма подъемов -300 метров (таблица 1, 2).
Просмотрев тренировочной работы обеих спортсменов, мы пришли к выводу, что они выполнили почти одинаковые объемы. Объем циклической нагрузки на втором этапе составил у спортсмена Б. - 2.356 км; у спортсмена А. - 2.350 км.
Анализируя объемы средств специальной подготовки, мы видим, что наибольшая доля приходится на лыжероллеры и переменный бег с имитацией.
Микроцикл тренировочного процесса в этот период у спортсменов (над которыми ведем наблюдение) выглядел следующим образом:
день – 1 тренировка (задача — воспитание скоростной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 5 км, имитация прыжковая 20 серий по 200 м, равномерный бег 5 км, ОРУ.
Таблица 1
Планирование объема тренировочных средств специальной подготовки лыжника Б на втором этапе подготовительного периода
Средства подготовки (км) |
Месяцы |
Всего |
||||
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
||
Переменный бег с имитацией (чес 145-180 уд/мин) |
90 |
96 |
164 |
234 |
34 |
618 |
Имитация прыжковая (чес 155-185 уд/мин) |
14 |
34 |
46 |
14 |
- |
108 |
Лыжероллеры (чес 145-175 уд/мин) |
340 |
420 |
400 |
320 |
150 |
1630 |
Таблица 2
Планирование объема тренировочных средств специальной подготовки лыжника А. на втором этапе подготовительного периода
Средства подготовки (км) |
Месяцы |
Всего |
||||
ИЮНЬ |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
||
Переменный бег с имитацией (чес 145-180 уд/мин) |
90 |
90 |
150 |
240 |
35 |
655 |
Имитация прыжковая (чес 155-185 уд/мин) |
15 |
30 |
40 |
15 |
5 |
105 |
Лыжероллеры (чес 145-175 уд/мин) |
340 |
400 |
420 |
300 |
150 |
1590 |
Содержание тренировки: лыжероллеры 1.5 часа 18-20 км.
день – 1 тренировка (задача – воспитание специальной выносливости). Содержание тренировки: равномерный бег 3 км, переменный бег с имитацией 90 мин до 20 км, равномерный бег 3 км.
тренировка (задача – воспитание специальной выносливости). Содержание тренировки: лыжероллеры 1.5 часа 18-20 км.
день – 1 тренировка (задача – воспитание специальной выносливости).Содержание тренировки: лыжероллеры 3 часа 30-35 км.
тренировка (задача – воспитание скоростной выносливости). Содержание тренировки: равномерный бег 3 км, спортивные игры 60 мин., силовая подготовка 4-5 серий.
день - активный отдых.
день - 1 тренировка (задача - воспитание скоростной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 3 км, прыжковая имитация 10 серий по 200 м., ОРУ 20 мин.
2 тренировка (задача - воспитание специальной выносливости). Содержание тренировки: лыжероллеры 1.5 час до 22 км, силовая подготовка 30 мин.
6 день - 1 тренировка (задача - воспитание специальной выносливости).Содержание тренировки: равномерный бег 5 км, переменный бег с имитациейдо 20 км, равномерный бег 3 км.
2 тренировка (задача - воспитание общей выносливости). Содержание тренировки: спортигры 60 мин., силовая подготовка 30 мин.
7 день - отдых.
Мезоцикл состоял из двух нагрузочных микроциклов и одного разгрузочного. В разгрузочном объеме снижался на 30%.
Мы видим, что при составлении микроцикла в летне-осеннем этапе при двухразовых тренировках необходимо каждый тренировочный день ставить задачу воспитания специальной выносливости, как главного физического качества гонщика, варьируя при этом средства тренировки.
Осенне-зимний этап подготовительного периода начинается с выпадением снега (вторая половина октября - декабря). Основной задачей является воспитание специальной выносливости, основным средством является передвижение на лыжах. На данном этапе применяются в основном равномерный, в меньшей степени переменный и темповый методы. В нашей работе мы говорили о том, что использование на третьем этапе подготовительного периода работы высокой интенсивности способствует хорошим спортивным результатам.
Из тренировочной практики (таблица 3) известно, что в подготовительном периоде применяется в основном работа слабой интенсивности, что ведет к определенному снижению общей тренированности спортсмена, к потере способности к скоростной работе.
Таблица 3
Результаты анкетирования тренеров о соотношении интенсивности передвижения на лыжах на осенне-зимнем этапе подготовительного периода
Соотношение работы низкой, средней, высокой интенсивности (км) |
Тренеры |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Подготовительный период (3 этап) |
||||||
1. в первую неделю на снегу |
92:6:2 |
90:10:0 |
80:20:0 |
80:20:0 |
80:15:5 |
90:10:0 |
2. во вторую неделю |
8С:15:5 |
80:18:2 |
80:20:0 |
80:20:0 |
75:20:5 |
90:10:0 |
3. в третью неделю |
50:34:16 |
60:35:5 |
60:40:0 |
60:40:0 |
50:38:12 |
75:25:0 |
4. в четвертую неделю |
50:34:16 |
60:35:5 |
60:35:5 |
60:35:5 |
50:38:12 |
75:25:0 |
Это происходит и вследствие того, что первый месяц тренировок на снегу у большинства тренеров строится на использовании больших объемов передвижения на лыжах. При этом наблюдается снижение функциональной и двигательной активности, нарушается принцип последовательности развития функциональных систем организма.
Мы предполагали, что увеличение на третьем этапе подготовительного периода объемов передвижения на лыжах со средней и высокой интенсивностью будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.
Чтобы убедиться в этом, мы сравнили тренировочные объемы спортсменов с учетом интенсивности передвижения на лыжах. Проанализировали проведенную работу на данном этапе и сделали выводы о целесообразности включения тренировок средней и высокой интенсивности в занятиях с первых микроциклов третьего этапа.
Таблица 4
Планирование объема средств специальной подготовки лыжника Б. на осенне-зимнем этапе подготовительного периода
Средства подготовки (км) |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
1. передвижение на лыжах сильной интенсивности (км) (чес 18010 уд/сек) |
40 |
65 |
105 |
|
2. средней интенсивности (чес 140-160 уд/мин) |
100 |
350 |
250 |
700 |
3. слабой интенсивности (чес 120-140 уд/мин). |
200 |
420 |
150 |
770 |
Мы видим, что тренер лыжника Б. включил передвижение на лыжах высокой интенсивности уже в ноябре в объеме 40 км.
Таблица 5
Планирование объема средств специальной подготовки лыжника А. на осенне-зимнем этапе подготовительного периода
Средства подготовки (км) |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
1. передвижение на лыжах сильной интенсивности (км) (чес 18010 уд/сек) |
40 |
40 |
||
2. средней интенсивности (чес 140-160 уд/мин) |
95 |
300 |
300 |
695 |
3. слабой интенсивности (чес 120-140 уд/мин). |
220 |
450 |
250 |
920 |
У лыжника Б. объем передвижения на лыжах сильной интенсивности составил 105 км, тогда как у лыжника А. - 40 км.
Анализируя записи тренеров (тренировочные программы), над которыми вели наблюдения, мы выявили отличие в планировании микроцикла данного этапа. Первые два микроцикла третьего этапа отводились в основном восстановлению чувства лыж и снега. В то время применялись равномерные тренировки, но включалась так же и переменная работа.
В ноябре - декабре микроцикл у лыжника Б. имел следующее содержание:
день - задача тренировки: воспитание скоростной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., равномерное передвижение на лыжах 8-10 км, переменное передвижение на лыжах 5 км (ускорение по 300-500 м), кросс 2 км.
день - задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах (средней интенсивности), 20-25 км, кросс 2 км.
день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., переменные передвижения на лыжах 20-25 км, кросс 2 км, ОРУ.
день - активный отдых
день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., переменное передвижение на лыжах 15 км (3*5 км, на кругу 3-4 ускорения по 200-500 м), кросс 2 км, ОРУ.
день — задача тренировки: воспитание общей выносливости. Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах 30-35 км, кросс 2 км,ОРУ.
7 день - отдых.
Мы видим, что три дня из микроцикла включали в себя задачу воспитания скоростной выносливости, т.е. микроцикл имеет структуру с преобладанием развивающего режима. Это значит, что спортсмен Б. выполнил тренировки с высокой интенсивностью.
Отличие тренировочного микроцикла спортсмена А. состояла в том, что задачу воспитания скоростной выносливости тренер ставил только в один день. Отсюда, естественно, и объем передвижения на лыжах с высокой интенсивностью много меньше. Тренировочный микроцикл спортсмена А. выглядел следующим образом:
день - задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., равномерное передвижение на лыжах 12 км, кросс 2 км.
день — задача тренировки: воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах (средней интенсивности) 20 км, кросс 2 км.
день — задача тренировки: воспитание общей специальной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин., передвижениена лыжах 25 км, кросс 2 км.
день — активный отдых, игры.
день - задача тренировки: воспитание специальной и скоростной выносливости. Содержание тренировки: переменное передвижение на лыжах 15км (ускорение 3000 м), кросс 2 км.
день - задача тренировки: воспитание общей выносливости. Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах 35 км, кросс 2 км.
день - отдых.
Анализ и сравнение показателей микроциклов двух спортсменов позволили установить отличие в выполнении объемов передвижения на лыжах с разной интенсивностью.
Для сравнения результатов подготовки наблюдаемых лыжников, был проведен контрольный старт, чаще подготовительного периода, на дистанции 5 км. (классическим стилем). Результат спортсмена Б. составил 17.48 мин., результат спортсмена А. — 18.11 мин.
Условия скольжения и смазка у лыжников были одинаковые. Результаты контрольного старта позволяют нам заключить, что методика тренировки тренера спортсмена Б, которая состояла в использовании высокой интенсивности передвижения на лыжах на третьем этапе подготовительного периода, более рациональна и прогрессивна в плане роста спортивных результатов.
Наше заключение было подтверждено результатами выступлений спортсменов А. и Б. уже в соревновательном периоде. Соревнования проходили на абсолютном уровне на дистанции 5 км (на лыжной трассе, где нами был проведен контрольный старт в подготовительном периоде) классическим стилем. Спортсмены показали результаты:
Спортсмен Б. - 9 место, с результатом 17.23 мин.
Спортсмен А. - 15 место, с результатом 17.56 мин.
На основании материала периодического исследования, изложенного в этой главе, нами выяснилось:
рациональные средства специальной подготовки лыжных гонщиков вподготовительном периоде;
основные методы тренировки, используемые отдельно на каждом из этаповподготовительного периода;
наиболее распространенное планирование микроцикла на втором этапеподготовительного периода и содержание каждой тренировки данного микроцикла;
что увеличение в осенне-зимнем этапе подготовительного периода объемовпередвижения на лыжах с высокой и средней интенсивностью приводит кхорошим спортивным результатам в соревновательном периоде.
Таким образом, установлено, что наиболее рациональными средствами при воспитанииспециальной выносливости являются: передвижения на лыжах, переменныйбег с имитацией подъемов, передвижение на лыжероллерах, имитация вподъеме. Выявлено, что основным методом воспитания специальной выносливостиявляется переменный метод. Реже используется повторный, интервальныйи темповый метод. Определено, что распространенными микроциклами спортивной тренировки в подготовительном периоде на втором этапе являются такие, когда используются четыре дня поддерживающего режима, один день развивающего и восстанавливающего с двумя днями отдыха, т. е. развивающиймикроцикл. Выяснено, что на третьем этапе подготовительного периода микроциклимеет структуру с преобладанием развивающего режима. Установлено, что на третьем этапе подготовительного периода необходимо увеличивать интенсивность тренировок, начиная с третьей недели. При этом не нужно использовать большие объемы равномерного передвижения лыжах с низкой интенсивностью.