СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТАЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТАЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Научно-исследовательская работа в учебных заведениях различных уровней за последние 5 лет претерпела значительные изменения, и показала положительные успехи в этом направлении.

НИР как способ повышения образовательной компетенции старшеклассников может осуществляться по разным отраслям научных знаний. При этом стоит помнить, что применение исследовательских методов при изучении иностранного языка носит достаточно специфический характер. Исследовательский метод в целом направлен на поиск информации в разных источниках, ее систематизацию, целостное осмысление. Относительно же иностранного языка, заметим, что в настоящее время из ранга учебного предмета он постепенно и уверенно переходит в способ познания мира. И, поскольку иностранный язык имеет междисциплинарный характер, то и проблемы для поиска и осмысления информации с его применением, достаточно разноплановы.

Что же следует понимать под научным исследованием некоторой проблемына базе иностранного (английского) языка? Вслед за Бурлаковой И. П., под НИР на английском языке мы будем рассматривать поиск информации в англоязычных публикациях, ее накопление и переработку, сравнение с известными фактами страны изучаемого языка и реалиями собственной страны [1]. Данный процесс по поиску информации достаточно продуктивен, поскольку молодое поколение зачастую способно увидеть нечто новое в, казалось бы, уже знакомых фактах, и открыть их значимость для себя и своих одноклассников в новом свете.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы.

Важная роль, несомненно, здесь отводится научному руководителю, который должен помнить, что учащийся основной школы, как правило, не имеет опыта подобной деятельности.

Ученик сам не может сформулировать тему научного исследования. В крайнем случае, он может предложить направление, в рамках которого ему интересно работать. Умение обозначить и мотивировать тему исследования складывается у тех старшеклассников, которые участвовали в подобной работе один-два года.

Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации, где и как фиксировать найденную информацию, и, наконец, как обрабатывать имеющиеся в наличии факты.

В-третьих, у школьника отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска, изложения сути изученной информации и формулирования выводов по своей работе.

Учитывая перечисленные нюансы, деятельность преподавателя-руководителя может строиться на основе следующего алгоритма:

1. Определение интересующей подростка тематики, ее актуальности в научных кругах.

Научный руководитель определяет круг направлений исследования, соответствующих возрастным и когнитивным установкам старшеклассника. Формулировка темы исследования должна иметь ассоциации не только с особенностями языковых явлений, подлежащих анализу в работе, но и очерчивать культурное пространство, в котором ведется поиск научной (лингво-культурологической, лингвистической), быть интересной юному исследователю (тема, взаимосвязанная с постижением культуры носителей языка, либо близкая к предварительному профильному самоопределению). Возможен интегрированный вариант формулировки темы исследования: язык + особенности мышления (восприятия, культуры) носителей языка, язык + восприятие других народов носителями языка (например, восприятие России американцами).

2. Определение примерных перспектив – гипотезы предполагаемого поиска.

Принцип: если пойти в этом направлении, возможно ли понять суть явления или сформулировать свое понимание явления, определить тенденции по спорным вопросам и т. п.

3. Формулировка понятийного пространства, раскрытие теоретической сути проводимого исследования.

Здесь исследователь знакомится с терминами и общеизвестными научными фактами в рамках своей научной работы. Известно, что теоретическое осмысление проблемы, интерпретация ее сути на доступном для ученика научном языке может открыть значимость проводимой работы не только в общем масштабе, но и в плане становления личностного отношения к изучаемой проблеме [2, c. 98].

Важно, что не стоит писать научную работу лишь для того, чтобы она была написанной. В результате процесса ученик-исследователь должен предположительно овладеть следующими основами написания научного труда (научные ЗУН):

– умение и навыки работы с источниками (какие источники информации следует просматривать в первую очередь (справочная литература, учебники и учебные пособия по теме исследования, научно-публицистические издания);

– умение оформлять изучаемую литературу и документацию;

– овладение основными приемами работы с источниками информации (фиксация материала на уровне конспекта, тезисов, аннотирования и цитирования);

– умение продуктивно делать запись своих мыслей по поводу читаемого или уже прочитанного материала;

Учащийся под руководством учителя должен уметь составить копилку необходимого материала, в том числе, и практического; получить представление о необходимости вести параллельное накопление теоретического и практического иноязычного и, при необходимости, русскоязычного материала. Так, при анализе художественного текста целесообразно, например, выписывать языковой материал (примеры из текста, дефиниции и пр., отобранные методом сплошной выборки по тексту) на карточки. Такой, на первый взгляд, устаревший способ поможет ученику в дальнейшем обработать его (материал) достаточно продуктивно (классифицировать примеры, сделать статистический подсчет исследуемых языковых средств и т. п.). В итоге, такой способ помогает лучше усвоить теоретические выкладки исследования.

Следующий шаг в работе – систематизация прочитанного теоретического материала (определение последовательности теоретических данных), выделение центральных понятий по изучаемой теме, их осмысление и оформление в виде раздела будущей работы.

Важная роль принадлежит здесь и умению формулировать выводы о сути и значении проведенного теоретического осмысления. При этом проводится повторное прочтение фактического материала, отобранного для анализа проблемы; соотнесение фактов с теорией, классификация фактов, их осмысление и формирование общей идеи по поводу прочитанного. Далее происходит оформление результатов осмысления на уровне письменного изложения мыслей. При этом заметим, что работа может быть написана на иностранном (английском) языке. В случае соответствия уровня языковой подготовленности старшеклассника к такому виду работы, данное оформление стоит только приветствовать, поскольку иностранный язык повышает качественный уровень НИР. Однако не будем забывать, что, оформление на языке страны изучаемого языка требует особой концентрации внимания ученика, дополнительного времени, внимания в плане спелингового и технического оформления исследования.

Разумеется, предварительное описание результатов поиска, его критическое осмысливание, повторная систематизация материала, уточнение формулировки происходит на уровне совместного действия в рамках исследователь-ученик – учитель-руководитель.

Следующим шагом является формулирование Введения к работе (обоснование актуальности исследования, противоречия по изучаемому явлению, цель и задачи исследования, гипотеза разрешения противоречия и методы изучения темы проблемы, возможная (чаще всего практическая) значимость исследования и краткая структура работы). Редактируется основная часть работы, и формулируются основные выводы исследования.

Далее проводится систематизация литературы, использованной при проведении НИР, оформление списка использованных источников согласно предъявляемым требованиям (действующему ГОСТу). Данный аспект, следует заметить, вызывает некоторые затруднения у начинающего исследователя в плане технического оформления. Опуская порой данный пункт из области своего серьезного к нему отношения, автор снижает уровень качества проведенного исследования, поскольку форма стилистического изложения и технического оформления материала говорят не только о качестве работы, но о научной культуре исследователя.

Наконец, систематизируется и оформляется Приложение к проекту (если в этом есть необходимость), обсуждается и подготавливается форма презентации отчета о проделанной работе.

Предложенный алгоритм работы научного руководителя, разумеется, является примерным и может отличаться от других образцов, применяемых учителями, осуществляющими НИР со школьниками в СОШ. Тем не менее, данный алгоритм может выступать некоторой памяткой руководителю при работе со школьниками над научно-исследовательской, либо, учебно-исследовательской работой.

Без внедрения НИР в школьную практику на современном этапе развития школы не обойтись. Данной форме обучения в последнее время уделяется наибольшее внимание в системе высшего образования. Однако в последнее время НИР стала широко использоваться при подготовке специалистов в среднеспециальных учебных заведениях и средних общеобразовательных учреждениях (СОШ). Анализ внедрения НИР в школьную практику позволяет выявить некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться научному руководителю-учителю при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, в частности:

– слабое владение учащимися методологией научного исследования;

  • недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы в библиотеках школы;

– большая загруженность учащихся, отсутствие времени на качественное выполнение научной работы;

– ложная боязнь учителей вовлечь детей в «несвойственную им деятельность»;

– наукообразие в образовательном процессе, т. е. оторванное от жизни знание.

Необходимо помнить, что научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании НИР учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы Формы НИР, используемые в средней школе, при этом могут быть достаточно разнообразными.

В процессе аккумуляции фактов (языковых, лингво-культурологических и др.) учащийся начинает сравнивать реалии изучаемой страны с аналогами российской действительности, что положительным образом влияет на становление и развитие его собственных жизненных ценностей, и осознание особенностей национальной ментальности.

Литература

  1. Бурлакова, И. И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке» / И. И. Бурлакова // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 37–40.

  2. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. – М. : Народное образование, 2001. – 272 с.

Просмотров работы: 3191