ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Смотрова Т.В. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

Чтобы правильно реагировать на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену режима функционирования организации, на изменения номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского и управленческого учета. Уровень ее функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия, как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.

Построение системы управленческого учета на современном предприятии среднего и крупного звена - достаточно сложный и важный процесс.

Актуальность темы данного курсового проекта обусловлена тем, что в современных условиях развития рыночной экономики крайне важным становится вопрос изучения взаимосвязи финансового и управленческого учета. Существуют различные модели взаимодействия, предложенные разными авторами. В этом курсовом проекте мы рассмотрим интегрированную (монистическую, однокруговую) и автономную (дуалистическую, двухкруговую) модели взаимодействия финансового и управленческого учета в условиях современного Плана счетов.

Целью курсового проекта является изучение взаимосвязи финансового и управленческого учета в отечественной практике, выяснение целесообразности применения управленческого учета в условиях рыночной экономики.

Основные задачи курсового проекта:

1. Исследование исторических аспектов возникновения и развития бухгалтерского учета;

2. Сравнение финансового и управленческого бухгалтерского учета;

3. Изучение моделей взаимосвязи финансового и управленческого бухгалтерского учета в современных условиях;

4. Рассмотрение нескольких вариантов дуалистической модели учета;

5. Исследование возможности применения дуалистической модели взаимосвязи финансового и управленческого бухгалтерского учета в отечественной практике.

Объект исследования – ФГУП «Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии Аркадакского района, Саратовской области.

Для написания курсового проекта использовались такие методы, как монографический, экономический, статистический, метод анализа.

В качестве источников информации послужили труды учёных экономистов, данные бухгалтерской и статистической отчётности предприятия за 2009 – 2011 гг.

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

1.1 История развития управленческого учета

До начала ХХ века существовал единый бухгалтерский учет, который в начале 30-х годов начали частично регламентировать.

В результате появился финансовый учет – та часть бухгалтерского учета, которая подлежит обязательной регламентации. Во второй половине 40-х голов другая часть, на которую не распространялась регламентация, получила название «Management accounting», дословный перевод с английского языка – «управленческое счетоводство»1.

Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий нельзя понимать формально. Система двойной записи на счетах, описанная Л. Пачоли, получившая впоследствии в России название “бухгалтерский учет”, предназначалась для контроля за сохранением и преумножением индивидуального капитала, отражения расчетных операций и имущества индивидуального предпринимателя или нескольких предпринимателей, объединенных в простое товарищество Л. Пачоли.2 Бухгалтерский учет вели для внутреннего потребления, а оперативное управление осуществлялось путем личного надсмотра и наблюдения, даже надобность в калькулировании не возникала.

С появлением и развитием мануфактурного производства, в особенности текстильного и кораблестроительного, получили развитие калькуляционные методы формирования информации. Британская энциклопедия сообщает, что время зарождения калькуляции неизвестно, а методы калькулирования в кораблестроении породили позаказную, а в текстильном производстве – попроцессную калькуляцию, которые являются прямыми предшественниками всех современных методов калькулирования. Таковы истоки того, что мы теперь называем производственным учетом затрат и калькулированием. Производственный учет стал составной частью общего бухгалтерского учета.3

Распространение акционерных обществ и фондовых рынков (бирж) в середине XIX века явилось началом не только финансового капитала. Сам акционерный капитал отделился от его производственного применения. Собственники капитала стали инвесторами и поручили специалистам-менеджерам управлять применением этого капитала. Возникли отношения, требовавшие отчетности управляющих перед собственниками с целью подтвердить эффективность управления. Но собственники стали акционерами, их акции свободно продавались и покупались. Сама собственность на капитал не только отделилась в виде акций от ее применения, но и изменила правила игры из-за перехода акций от одного владельца к другому. Необходимостью стала публичная бухгалтерская отчетность, достоверность которой подтверждается независимым специалистом-аудитором. Инвестор-акционер на основе анализа такой отчетности принимает решения о том, покупать, продавать или держать акции определенной компании.4

Финансовый учет для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности стал отдельным самостоятельным направлением бухгалтерского учета. Управляющие компанией через финансовую отчетность должны показать своим акционерам и потенциальным инвесторам, что капитал в компанию вложен надежно и выгодно, а их работа на данном посту заслуживает доверия.

Для того, чтобы финансовая отчетность бала понятна всем пользователям, она должна составляться по единым и всем известным правилам. Очевидность этого была окончательно осознана после биржевого краха 1929 года и последовавшего за ним мирового экономического кризиса. Появились общепризнанные правила бухгалтерского учета, так называемые ГААП, предшествовавшие современным международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В основе финансового учета лежит известный балансовый метод, применяемый путем регистрации хозяйственных фактов и событий при помощи двойной записи на счетах.

Финансовый учет используется для внутрихозяйственного управления, но только в пределах той информации, которая формируется в нем в рамках требований МСФО или национальных стандартов учета и отчетности. Утверждения о том, что финансовый учет не служит целям управления финансовой деятельностью компании только потому, что есть еще управленческий учет, формирующий информацию для внутреннего управления, неверны. Учет всегда и во всех формах поставляет информацию для управления, формирует в системе управления наряду с анализом контур обратной связи. Но финансовый учет ограничивается управлением только теми процессами, для учета которых он предназначен.5

Управленческий учет возник в ответ на потребности крупного индустриального производства. Его истоки восходят к системе Тейлора, учету затрат по методу «стандарт-кост», бюджетированию и системе гибких смет, методу «директ-кост». Управленческий учет развивался по мере усложнения производственный процессов, исходя из жизненно важных потребностей внутреннего управления, и сложился в современную систему к концу 40-х годов XX века. Конечно, управленческий учет выходит за рамки собственного учета. Это комплексный метод внутрихозяйственного управления, очень похожий на хорошо известный в прошлом отечественный внутрихозяйственный расчет. Это новое прочтение методов внутрихозяйственного расчета, продвинутое и приспособленное к условиям рыночной экономики.

1.2 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Международный институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как:

- выработка политики;

- планирование и контроль деятельности предприятия;

- принятие альтернативных решений;

- раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);

- раскрытие данных служащим;

- обеспечение сохранности активов.

Тремя основными целями управленческого учета являются:

- планирование и контроль;

- информационное обеспечение принятия решения;

- определение затрат.6

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).

Можно сказать, что управленческий и финансовый учет находятся в одном информационном поле, а их взаимосвязь может быть различной:

  • финансовый и управленческий учет полностью независимы друг от друга;

  • часть данных в финансовом и управленческом учете совпадают, однако в целом это разные системы;

  • управленческий учет представляет собой комплексную систему, включающую в том числе и финансовый учет.

Последний вариант редко встречается в российских компаниях.7

Несмотря на то, что управленческий учет является логическим следствием бухгалтерского учета, отметим наиболее существенные различия между ними. (см. табл. 1, приложение 1).8

Финансовый бухгалтерский учет – сложная информационная система учета и отчетности, требующая специальных знаний для профессионального суждения об оценках, признании, раскрытии информации. Главный бухгалтер как специалист по финансовому учету представляет собой самостоятельное подразделение любой организации. От него требуются несколько иные знания, чем от бухгалтера, ведущего финансовый учет.

Управленческий учет – новая комплексная отрасль знания. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и операционный учет, управленческий анализ, ряд других. В этом его большое преимущество, т.к. именно на стыке наук, при использовании разных научных методов, происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям.

С учетной точки зрения финансовый и управленческий учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляет их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации.9

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «АРКАДАКСКАЯ СХОС»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии расположена в

правобережной микрозоне зерново-животноводческой сельскохозяйственной зоны Саратовской области в с. Росташи, в 25 км к западу от Аркадака. Общая занимаемая площадь производства 7300 га.

Предприятие является многоотраслевым, занимающимся растениеводством и животноводством. Основная его деятельность – это производство зерновых культур и подсолнечника.

Агроклиматический район, в котором находится хозяйство, характеризуется как резко континентальный с холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом. Средние суммы температур воздуха выше +10°С составляют 2500-2800°С (в 2011 г.-2777,4°С). Среднегодовое количество осадков равно 450-480 мм. Запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-150 см, весной в момент перехода среднесуточной температуры воздуха через +5°С составляют 100-150 мм. Средняя продолжительность безморозного периода 145-155 дней, последний заморозок в среднем наблюдается в первой декаде мая. Для сохранения озимых культур от действия низких температур необходимо снегозадержание (кулисы, стерня). В отдельные годы зерновые культуры испытывают недостаток во влаге, особенно в период колошения.

Почвенный покров земель хозяйства представлен обыкновенными чернозёмами малогумусными каштановым почвами. Наименьшая влагоёмкость почвы - 23%.

Характер рельефа - пологоволнистая равнина, в некоторых местах изрезанная оврагами и балками. В целом природно-климатические условия в данном районе благоприятны для возделывания сельскохозяйственных культур.

Землепользование ФГУП « Аркадакское СХОС» Россельхозакадемии организуется в соответствии с планом землеустройства. Определим размер и структуру земельных фондов хозяйства в таблице 2.

Таблица 2 – Структура земельных ресурсов

Показатели

Площадь, га

Структура хозяйства, %

Общая земельная площадь

7300

100,0

Всего сельскохозяйственных угодий

7275

99,7

Пашня

6033

82,7

Улучшенные пастбища

749

10,3

Многолетние насаждения

433

5,9

Пруды и водоемы

2

0,03

Дороги

58

0,8

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период в структуре земельных ресурсов не произошло никаких изменений. Общая земельная площадь хозяйства составляет 7300 га. Из них 99,7 % приходится на сельскохозяйственные угодия.

Непременным условием процесса производства является наличие средств процесса производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Выраженные в денежной форме, средства производства представляют собой производственные фонды, которые подразделяются на основные и оборотные.

В практике учета и статистики к основным фондам относят объекты со сроком службы не менее одного года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей.

Структура основных фондов – это отношение различных групп фондов в общей их стоимости. Рассмотрим состав и структуру основных фондов в ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии в таблице 3.

Таблица 3 – Обеспеченность основными фондами

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2011 г. к 2009 г.

Стоимость, руб.

Структу-ра, %

Стоимость, руб.

Структу-ра, %

Стоимость, руб.

Структу-ра, %

Руб.

%

Здания

18222

58,1

18222

41,5

18222

41,9

-

-16,2

Сооружения и передаточные устройства

360

1,2

360

0,9

360

0,8

-

-0,4

Машины и оборудование

10198

32,5

19862

45,2

19132

44,0

8934

11,5

Транспортные средства

539

1,8

1254

2,9

1364

3,1

825

1,3

Производственный и хозяйственный инвентарь

1129

3,6

3070

6,9

3317

7,6

2188

4,0

Рабочий скот

646

2,1

883

2,0

770

1,8

124

-0,3

Многолетние насаждения

297

0,9

297

0,7

297

0,7

-

-0,2

Итого

31391

100,0

43948

100,0

43462

100,0

12071

-

Из таблицы 3 мы видим, что за анализируемый период в структуре основных фондов произошел резкий спад. Но некоторые показатели, например такие, как машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь по сравнению с 2009 г. к 2011 г. резко увеличились. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов в 2011 г. занимают машины и оборудование. По сравнению с 2009 г. их стоимость возросла на 11,5 % и составила 44,0 %.

Непременным условием производства сельскохозяйственной продукции является наличие определенных ресурсов, способных трудиться и создавать продукцию – это трудовые ресурсы, которые являются основной производительной силой.

От наличия рабочей силы и её использования зависит многие экономические показатели эффективности сельскохозяйственного производства.

Состав работников хозяйства в период 2009-2011 гг. представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика численности работников ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии

Наименование должности

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение 2009 г. к 2011 г. (+,-)

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

%

По организации – всего

87

100

89

100

109

100

22

в том числе:

Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – всего

78

89,6

74

83,1

94

86,2

-3,4

в том числе:

Рабочие постоянные

59

67,8

55

61,8

71

65,1

-2,7

из них:

трактористы – машинисты

20

22,9

17

19,1

20

18,4

-4,5

работники свиноводства

6

6,9

5

5,6

9

8,3

1,4

Служащие

19

21,8

19

21,3

23

21,1

-0,7

из них: руководители

1

1,2

1

1,1

1

0,9

-0,3

специалисты

18

20,7

18

20,2

22

20,2

-0,5

Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах

6

6,9

11

12,4

11

10,1

3,2

Работники торговли и общественного питания

3

3,4

4

4,5

4

3,7

0,3

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что за период 2009-2011 гг. состав работников опытной станции увеличился по всем показателям. Итак, за исследуемый период общая численность работников в хозяйстве увеличилась с 87 чел. в 2009 г. до 109 чел. в 2011 г. Это произошло за счет расширения производства и увеличения численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве с 78 чел. в 2009 г. до 94 чел. в 2011 г.

Увеличилась численность работников торговли и общепита, что связанно с тем, что имеющаяся раннее в хозяйстве столовая была расширена за счет средств местной администрации. Численность постоянных работников увеличилась с 59 чел. в 2009 году до 71 чел. в 2011 году, а число специалистов – с 18 до 22 чел.

Финансовые результаты производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от реализации других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов и тому подобное).

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции и услуг, чистую прибыль.

Валовая прибыль представляет собой общий объём прибыли предприятия от всех видов деятельности: реализация продукции и услуг, реализация основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от реализации имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; штрафы, неустойки). Основная часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг, которая зависит от объема реализации продукции, её структуры, себестоимости и уровня средних реализационных цен.

Прибыль от реализации продукции и услуг рассчитывают вычитанием из денежной выручки полной (коммерческой) себестоимости.

Чистая прибыль предприятия – это валовая прибыль минус налоги, не вошедшие в себестоимость.

Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли. Уровень рентабельности – это процентное соотношение полученной прибыли к полной себестоимости. Этот показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потреблённых ресурсов, то есть сколько предприятие имеет прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Объем реализации продукции, прибыль и рентабельность зависит от произведенной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Финансовый результат деятельности ФГУП «Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии представлен в таблице 5, составленной на основе отчета о прибылях и убытка ( приложение 2).

Таблица 5 – Финансовый результат деятельности предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+,-)

Выручка от реализации

28370

29494

22690

5680

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

16186

25616

21050

4864

Прибыль (убыток) от продаж

12184

3878

1640

-10544

Проценты к уплате

2077

2892

2871

794

Прочие доходы

1706

2777

10087

8381

Прочие расходы

382

435

14344

13962

Прибыль (убыток) от налогообложения

11431

3328

(5488)

-5943

Иные платежи из прибыли

229

283

552

323

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

11202

3045

(6040)

-5162

Уровень рентабельности от реализации продукции, %

75,3

15,1

7,8

-67,5

Уровень рентабельности по хозяйству, %

21,5

5,5

2,4

-19,1

В 2011 г. ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии понесла значительные убытки. Так, в 2009 г. выручка от реализации составила 28370 тыс. руб., а к 2011 г. снизилась на 5680 руб. и составила 22690 руб. Прибыль уменьшилась на 10544 руб. и к 2011 г. составила всего 1640 руб. Себестоимость увеличилась к 2011 г. до 21050 руб., что на 4864 руб. больше чем в 2009 г. Также увеличились прочие расходы, иные платежи из прибыли. Уровень рентабельности стал меньше как от реализации подсолнечника, так и по хозяйству в целом. Уровень рентабельности от реализации продукции в 2011 г. составил 7,8 %, что на 67,5 % меньше, чем в 2009 г. По хозяйству этот показатель понизился на 19,1 % и составил всего 2,4 %.

2.2. Интегрированная (монистическая, однокруговая) модель учета, используемая на данном предприятии

На предприятии ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии применяется однокруговая модель учета затрат. Сущность однокруговой системы учета затрат заключается в следующем:

1) специальные счета управленческого учёта не используются, информация финансового учёта для целей управления группируется в специальных регистрах с расчётными и другими данными;

2) система счетов управленческого учёта используется при расчётах.

Однокруговая система учёта затрат основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, возможности же контроля затрат ограничены, поэтому ее удобно использовать на данном предприятии, так как оно сравнительно небольшое. Можно выделять для управленческого учета и специальные обособленные счета.

Преимуществами интеграционной системы учёта являются:

1. эффективное управление финансовыми и материальными ресурсами организации;

2. создание единой базы первичных документов и фактов финансово-хозяйственной деятельности;

3. полная и оперативная отчетность по всем финансово-хозяйственным операциям;

4. предоставление данных о результатах работы отдельных направлений;

5. снижение затрат, связанных с организацией сбора информации;

6. низкая ресурсоёмкостью, (ее возможно внедрить в кратчайшие сроки и с минимальными затратами).

При использовании интегрированной системы управленческого учета предполагается, что счета управленческого и бухгалтерского учета, которые отражают затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

Интегрированная система – это информационная система организации, в которой сплошным методом регистрируются факты хозяйственной деятельности, включающий три основных компонента: бухгалтерский финансовый учет; бухгалтерский управленческий учет; налоговый учет.10

Недостатками однокруговой модели являются:

1. Система субсчетов и счетов аналитического учёта, применяемая в одномерных системах, при наличии многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета, становится громоздкой и неудобной для работы, в т.ч. анализа;

2. Метод двойной записи позволяет установить корреспонденцию только двух счетов. Поэтому в одномерных системах для формирования регистров управленческого учета, может быть необходимо в дополнение к основной проводке, справочно (чтобы не было двойного счета и не искажался баланс) дублировать эту же сумму, но в разрезе других объектов аналитики.

Счета управленческого и финансового учёта, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.

Монистическая или интегрированная система, которая объединяет систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета.

В однокруговой модели учёта затрат выделяют:

1) Системы без использования счетов управленческого учёта;

2) Системы с использованием специальных счетов управленческого учёта.

Расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам Положение по бухгалтерскому учёту, утв. Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н, ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

1) материальные затраты,

2) затраты на оплату труда,

3) отчисления на социальные нужды,

4) амортизация,

5) прочие затраты.

2.3. Автономная (дуалистическая, двухкруговая) модель учета

Сущность автономной модели заключается в том, что финансовый и управленческий учёт каждый в отдельности представляет собой замкнутую подсистему. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, а в управленческой – по статьям калькуляции. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчётности.

Двухкруговую систему учета затрат целесообразно применять в крупных организациях, когда финансовый и управленческий учёт имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

Преимущества автономной модели:

1. выделение подсистем управленческого и финансового учета осуществляется посредством введения для них отдельной корреспонденции счетов. При этом счета подразделяются на счета финансового и управленческого учета не формально, а отражают реальные обороты указанных подсистем;

2. предоставление надёжной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью;

Учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоятельно, это необходимо для целей управления.

Автономная система – это обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования

Существуют несколько вариантов автономной модели учёта:

Первый вариант. Обе системы учёта самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

Второй вариант основывается на выделении счетов 20 - 29 по учёту затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».

Все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 - 34 по элементам затрат.

При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого аналитический учёт.11

Второй вариант применения счетов управленческого учета необходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.

Третий вариант. Для крупных российских организаций со многими видами деятельности.

Существует проект нового плана счетов бухгалтерского учёта европейского типа, состоящий из 10 классов счетов, каждый из которых включает по девять групп счетов, а в каждой группе по девять синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить количество синтетических счетов по сравнению с действующим планом счетов. Все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (семь классов счетов); счета управленческого учета (два класса); счета забалансового учета (один класс).

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВИДОВ УЧЕТА

3.2 Автоматизация в решении проблем согласования финансового и управленческого учета

Логическим следствием эволюции бухгалтерского учета является управленческий учет. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях. Существенные изменения произошли в технике, технологии и организации производства. Появилось больше разновидностей продукции, способов ее изготовления. Затраты и, во многом, результаты деятельности сейчас определяются не столько индивидуальными усилиями, умением человека, а уровнем технического совершенства, экономичностью работы, производительностью используемых машин и оборудования.

Современная экономическая среда, характеризующаяся высоким уровнем конкуренции, вызывает необходимость пересмотра существующих систем управления. Предпосылками реорганизации управленческого учета могут являться его такие недостатки как:

· отсутствие возможности определять достоверную величину затрат и проводить их анализ по видам, статьям, местам возникновения, центрам ответственности;

· отсутствие системы бюджетирования деятельности предприятия, что не позволяет проводить предварительный сравнительный анализ принимающих решений, прогнозировать результаты деятельности, анализировать отклонения полученных результатов от плановых и выявлять их причины;

· отсутствие четкого механизма управления подразделениями предприятия.

Для качественной и эффективной реорганизации существующей системы управленческого учета необходимо в первую очередь провести анализ существующих на предприятии подсистем финансового и оперативного учета, сложившейся практики составления и оценки управленческих отчетов. Целесообразно проанализировать цели и задачи развития предприятия на долгосрочную перспективу, тактические подходы к решению перспективных задач.

По результатам проведенного анализа разрабатываются мероприятия по формированию организационно-методологической модели учета управленческих решений. Спектр содержания и трактовки этих мероприятий может быть разнообразным, и это зависит от размеров предприятий, сферы деятельности, организационно-правовой формы и ряда других факторов.

Одной из сложнейших проблем, решаемых при создании организационно-методологической модели, может стать решение вопроса о формировании механизма взаимодействия управленческого и финансового учета. Сложность реализации этого решения заключается в отличиях методологии управленческого и финансового учета, в несовпадении на практике принципов, принятых в управленческом и финансовом учете. Организация финансового и управленческого учета в единой системе не всегда позволяет учесть специфику принципов управленческого учета, а наличие автономных систем финансового и управленческого учета ведет к дублированию информации, повышению трудоемкости работ и в конечном итоге – появлению расхождений.

На современном этапе многие предприятия имеют возможность реализации на практике механизма взаимодействия управленческого и финансового учета с помощью ведения учета информации финансовой бухгалтерии и информации, необходимой для реализации управленческих решений, в рамках единой автоматизированной информационной системы. Такие возможности реализуются большинством программ автоматизации деятельности предприятия. При этом, каждый факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в обеих подсистемах учета, а алгоритм учета каждой подсистемы будет свой.

Наличие на предприятии информационной поддержки на базе компьютерного обеспечения создает для пользователей принципиально новые возможности интегрального характера, благодаря прикладным системам ПК и другому оборудованию сети. Организуется автоматизированный документооборот, создаются различные массивы управленческой, коммерческой и другой информации общего назначения и персонально используются вычислительные ресурсы всей сети, а не только отдельного ПК. Появляются возможности использования различных средств или инструментов решения определенных профессиональных задач.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена предприятий, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, программным продуктом. Их широкое использование позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных проектов, уменьшить непроизводительные затраты, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает предприятиям прямой экономический эффект.

На этапе оснащения программно-техническими средствами для автоматизации управленческого учета необходимо принять решение о выборе способа осуществления автоматизации. Это может быть написание собственной программы, приобретение стандартной отраслевой программы или приобретение стандартной программы с возможностью ее гибкой индивидуальной настройки. Безусловно, написание собственной программы позволит максимально полно реализовать задачи, для решения которых создается система управленческого учета. Однако данный способ может оказаться очень затратным, особенно на этапах создания и функционирования, и длительным по времени реализации. При этом руководство предприятия попадает в зависимость от конкретного разработчика и возможно встанет проблема обучения самостоятельно каждого вновь принятого сотрудника.

Менее затратным и быстрым способом осуществления процесса автоматизации может приобретение стандартной отраслевой программы. Это различные программные продукты созданные на платформе 1С: «Предприятие», «Бухгалтерия». Но при выборе данного решения необходимо принять во внимание, что возможно руководство предприятия столкнется с проблемой сокращения списка методологических требований к управленческому учету. А в случае принятия решения о смене направление деятельности, возникнет необходимость приобретения нового программного продукта.

Выбор третьего способа автоматизации - приобретение стандартной программы с возможностью ее гибкой индивидуальной настройки имеет наибольшую привлекательность, так как сочетает в себе гибкость первого варианта и простоту внедрения второго, что довольно часто становится основополагающим фактором при выборе способа автоматизации. Кроме этого, если программный продукт имеет возможность «визуальных» настроек и совместим с той же программной платформой, которую компания использует для ведения бухгалтерского учета, это намного упростит и ускорит интеграцию систем бухгалтерского и управленческого учета.

Вне зависимости от выбранного способа автоматизации этап технического аспекта решения проблем взаимодействия бухгалтерского и управленческого учета предполагает выполнение определенных действий:

· оценку соответствия выбранного программного продукта тем методологическим требованиям, которые были выстроены для управленческого учета в целом и для системы интеграции в частности;

· определение возможных сроков проведения автоматизации и настройки трансформации бухгалтерских и управленческих данных;

· обоснование бюджета автоматизации;

· подведение итогов проведения автоматизации с использованием данного программного продукта.

Как показывает практика, внедрение на предприятии программного обеспечения, позволяющего автоматизировать учет финансово-хозяйственной деятельности, часто порождает массу сложностей.

На сегодняшний день, от качества информационных систем во многом зависит не только способность предприятий выполнять определенные функции, но и эффективная деятельность предприятия в целом. Главным критерием качества компьютерной системы с точки зрения пользователя является ее экономическая эффективность, т.е. соотношение выгоды от эксплуатации программной системы и затрат на ее создание, внедрение, адаптацию и развитие. Оценка экономической эффективности – это работа многих специалистов, требующая серьезного, аналитического подхода, предваряющая решение руководителя предприятия о выборе того или иного программного продукта. Как правило, при внедрении того или иного программного продукта требуется определенная перестройка информационных потоков и схем взаимодействия подразделений в организации.

Таким образом, внедрение конкретного программного обеспечения – это лишь малая часть работы, основная же задача состоит в том, чтобы реорганизовать всю систему работы предприятия по управлению информационными потоками с учетом внедренного программного обеспечения. Управленческий учет является частью системы управления на предприятии, а в момент своего создания – новым элементом этой системы. Его появление обусловит возникновение новых процедур сбора, систематизации и анализа финансовой информации или приведет к изменениям существующих. Реализация этих процессов потребует привлечения новых специалистов или изменения должностных функций специалистов, работающих в компании, поэтому очень важно спланировать инновационные изменения и в функционально-организационной структуре компании.

3.2 Отражение способа взаимодействия видов учета в учетной политике

Организация бухгалтерского учета на предприятии представляет собой заранее намеченную систему мероприятий, условий и элементов по построению бухгалтерского учета. Несомненно, в связи с этим возрастает роль учетной политики предприятия, которая составляется с учетом специфики работы предприятия, его структуры и другими условиями и предпосылками.

Предприятия в процессе формирования системы бухгалтерского учета осуществляют внедрение системы управленческого учета. Постановка управленческой системы осуществляется для более детального контроля над рациональным использованием ресурсов и получения, соответственно, положительного финансового результата.

В современных конкурентных условиях, управляющие компаний вынуждены искать и рассматривать альтернативные варианты решений той или иной проблемы, которые возникают на пути развития организаций. Важно, чтобы каждое принимаемое решение было обосновано. Поэтому процесс управление предприятием должен быть не стихийным, а продуманным и спланированным.

Так как условия рынка постоянно изменяются, то для определения перспектив дальнейшего существования возникает необходимость в оперативном информировании руководства о финансовом состоянии предприятий, об эффективности осуществляемой деятельности. В связи с этим осуществляют разработку системы управленческого учета. Управленческий учет позволяет формировать и использовать экономическую информацию для принятия важных управленческих решений.

Иными словами, основным источником управленческой информации выступают внутренние отчеты и отчетность компании. Благодаря сведениям, представляемым в управленческих отчетах, в условиях рыночной конкуренции, можно оперативно получать представление о состоянии своей организации на конкретный момент времени, узнавать о финансовом результате и об эффективности хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики для целей управленческого учета является одним из важных этапов постановки управленческой учетной системы предприятия.

При разработке управленческой учетной политики особое внимание следует уделять ее аспектам.

Классификация основных аспектов учетной политики организации:

  • методический (методы учета объектов бухгалтерского наблюдения)

  • организационный (организационная структура предприятия)

  • технический (автоматизированная учетная система и регистры учета)

Рассмотрение управленческой учетной политики с точки зрения процесса формирования методики учета в соответствии с нормативными актами или отличную от установленных норм характеризует ее методический аспект. При формировании внутренних стандартов управленческого учета организации необходимо раскрыть все использованные методические приемы, расходящиеся с общеустановленной методологией. В качестве методического аспекта управленческой учетной политики выступают способы оценки активов, обязательств, начисление амортизации, используемые организацией, методика формирования финансового результата и т.п.

Организационный аспект учетной политики дает представление об организационной структуре предприятия, о построении учетного блока экономического субъекта и его взаимосвязи с другими подразделениями — центрами ответственности.

Оценка сформированной учетной политики для целей управленческого учета с точки зрения адекватности отражения учетного процесса на счетах, в регистрах и отчетности составляет технический аспект. Иными словами, позволяет получить ответ на вопрос, как необходимо оперативно учитывать информацию, какие формы документации использовать, как составлять необходимые отчеты для дальнейшего представления управляющим и т.д.

При более детальном разборе каждого из вышеуказанных аспектов появляется возможность формирования эффективной учетной политики для целей управленческого учета, соответствующей специфике деятельности экономического субъекта.

При организации учетного процесса необходимо принимать во внимание такой важных технический аспект, как определение системы используемых предприятием счетов бухгалтерского учета, обобщающих информацию о производственных затратах. В практике возможны разные варианты организации учетной системы. Отличие таких вариантов зависит от того, каким образом взаимодействуют подсистема финансового учета и подсистема управленческого учета. Кроме того, важно учесть то, как осуществляется калькулирование себестоимости продукции, выделяются коммерческие и управленческие расходы или нет и т.п.

Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предлагается организовать вариант учетной системы, при которой разрабатываются отдельные рабочие планы счетов финансового и управленческого учета. При таком варианте необходимо вести учет расходов в финансовом учете по экономическим элементам в разрезе производственных процессов. Для связи учета затрат в управленческом учете целесообразно ввести счета тех же наименований, иными словами, счета-экраны. Счета-экраны обеспечивают перенос данных из одной учетной системы в другую. Предлагаемые счета учет затрат:

— 30* «Основные производственные процессы» – для отражения затрат, возникающих в процессах, связанных с оказанием услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика;

— 31* «Вспомогательные производственные процессы» – для отражения затрат, возникающих в процессах, необходимых для осуществления основных и совместных процессов и опосредованно связанных с оказанием услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, базы распределения по которым формируются на основании натуральных показателей;

— 32* «Совместные производственные процессы» – для отражения затрат, возникающих в процессах, необходимых для осуществления основных процессов, по которым невозможно определить базу распределения на основе натуральных показателей.

Также предлагается ввести счет 18 «Затраты по неосновным видам деятельности» и соответствующий ему счет-экран для отражения тех издержек, которые связаны с неосновными видами деятельности и учитываются на следующих счетах:

— 23 «Вспомогательные производства»;

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

— 44 «Расходы на продажу».

Счет 18 «Затраты по неосновным видам деятельности» позволит скорректировать финансовый результат на счете 99 «Прибыли и убытки».

После осуществления всех записей на счетах будет выявлен конечный финансовый результат от осуществляемой деятельности. Параллельно, осуществляя записи на счетах в системе финансового учета, необходимо формировать данные и в системе управленческого учета.

На счете 49 «Финансовый результат в системе управленческого учета» по кредиту отражаются начисленные доходы, перенесенные из системы финансового учета. По дебету отражаются расходы, как от основной, так и от неосновной деятельности. В корреспонденции со счетом 18* «Затраты по неосновным видам деятельности» происходит корректировка финансового результата в системе управленческого учета на величину затрат по неосновным видам деятельности:

Дебет 18* «Затраты по неосновным видам деятельности»

Кредит 49 «Финансовый результат в системе управленческого учета».

На счете 49 «Финансовый результат в системе управленческого учета» остается кредитовое сальдо, которое характеризует финансовый результат по основным видам деятельности.

После осуществления этой бухгалтерской записи данные переносятся со счета-экрана в систему финансового учета, а именно на счет 18, для корректировки конечного финансового результата уже в системе финансового учета:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 18 «Затраты по неосновным видам деятельности».

При формировании управленческой учетной политики необходимо также разработать внутренние формы первичных документов, регистров, управленческих отчетов и отчетности.

Специалист высокого уровня в сфере бухгалтерского учета должен не только хорошо разбираться в законодательстве, быть в курсе всех последних нововведений и изменений, но и обладать необходимой теоретической базой. Обладая теоретическими знаниями в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового анализа, бухгалтер сможет обоснованно выбрать и предложить руководству для утверждения варианты учетной политики: финансового, налогового или управленческого учета.

Таким образом, четко разработанная управленческая учетная политика позволит формировать информационный массив, на основе которого должен осуществляться грамотный оперативный анализ показателей регистров и отчетностей, что обеспечит реализацию качественных управленческих решений и принимаемой на предприятии финансовой стратегии.

3.3 Индивидуальное задание курсового проекта

Финансовая бухгалтерия

Содержание хозяйственной операции

Производственная бухгалтерия

Сумма

Корреспондирующие счета

 

Корреспондирующие счета

Сумма

 

по дебету

по кредиту

 

по дебету

по кредиту

 

1

2

3

4

5

6

7

8000

10

60

1. Оприходованы на склад

10

60

8000

Х

Х

Х

2. Отпущены материалы:

     
 

20

10

2.1) в производство

20

10

3000

 

25

10

2.2) на общепроизводственные нужды

25

10

1800

 

26

10

2.3) на общехозяйственные нужды

26

10

1200

   

Контроль

6000+2000 (Ск)

6500

   

3. Начислена заработная плата персоналу организации, всего:

     
 

20

70

3.1) основным производственным рабочим

20

70

3200

 

25

70

3.2)общепроизводственному персоналу

25

70

2000

 

26

70

3.3) общехозяйственному персоналу

26

70

1300

   

Контроль 6500

2600

   

4. Начислены платежи на социальное страхование и обеспечение, всего

     
 

20

69

4.1) по основным производственным рабочим

20

69

1100

 

25

69

4.2)общепроизводственному персоналу

25

69

800

 

26

69

4.3) общехозяйственному персоналу

26

69

700

   

Контроль 2600

3400

   

5. Начислены амортизационные отчисления по основным средствам, всего

     
 

25

02

5.1) по общепроизводственным объектам

25

02

2150

 

26

02

5.2) по общехозяйственным объектам

26

02

1250

   

Контроль 3400

1500

   

6. Оплачены прочие производственные расходы

23

51

1500

Х

Х

Х

7. Списаны общепроизводственные расходы

90

25

6750

 

43

20

8. Сдана на склад готовая продукция

43

20

12000

23000

90

99

9. Признана выручка от продажи

90

99

10400

Х

Х

Х

10. Списана фактическая производственная

Х

Х

Х

Х

Х

Х

11. Списаны общехозяйственные расходы

90

26

5950

5650

10

91

12. Оценены остатки материальных ценностей (материалы, незавершенное производство, готовая продукция) на конец отчетного периода

Х

Х

Х

     

13. Закрытие счетов

Х

Х

Х

8000

10

16

13.1) Счета материальных затрат

10

16

 

6500

   

13.2) счета затрат на оплату труда

     

2600

   

13.3) счета отчислений на социальные нужды

     

3400

02

01

13.4) счета амортизации

02

01

 

1500

   

13.5) счета прочих затрат

     

22000

   

14. Закрытие счета расходов по обычной деятельности

Х

Х

Х

Выводы и предложения

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развития рыночной экономики ведение управленческого учета на предприятии приобретает все большее значение.

Взаимодействие финансового и управленческого учета в данном курсовом проекте изучено в полной степени.

В данном курсовом проекте была рассмотрена история возникновения финансового и управленческого бухгалтерского учета, их сравнительная характеристика и модели взаимосвязи.

На примере ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии исследована интегрированная модель учета затрат на предприятии.

Приведена финансово-экономическая характеристика данного предприятия. Общая земельная площадь хозяйства составляет 7300 га, из них 7275 га занимают сельскохозяйственные ресурсы.

В структуре основных фондов произошло снижение по многим показателям. А наибольший удельный вес в структуре основных фондов в 2011 г. занимают машины и оборудование. По сравнению с 2009 г. их стоимость возросла на 11,5 % и составила 44,0 %.

За исследуемый период общая численность работников в хозяйстве увеличилась с 87 чел. в 2009 г. до 109 чел. в 2011 г. Это произошло за счет расширения производства и увеличения численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве с 78 чел. в 2009 г. до 94 чел. в 2011 г. в связи с этим в 2011 г. затраты на оплату труда стали составлять 21,1 %, что на 13 % больше, чем в 2009 г.

В 2011 г. ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии понесла значительные убытки. Так, в 2009 г. выручка от реализации составила 28370 тыс. руб., а к 2011 г. снизилась на 5680 руб. и составила 22690 руб. Прибыль уменьшилась на 10544 руб. и к 2011 г. составила всего 1640 руб. Себестоимость увеличилась к 2011 г. до 21050 руб., что на 4864 руб. больше чем в 2009 г. Также увеличились прочие расходы, иные платежи из прибыли. Уровень рентабельности стал меньше как от реализации подсолнечника, так и по хозяйству в целом. Уровень рентабельности от реализации продукции в 2011 г. составил 7,8 %, что на 67,5 % меньше, чем в 2009 г. По хозяйству этот показатель понизился на 19,1 % и составил всего 2,4 %.

В настоящее время для повышения производственной деятельности предприятия требуются новые подходы к системе управленческого учета, реализация которых ведет к заинтересованности всех участников трудового процесса в повышении результативности работы предприятия. Традиционные подходы не в полной мере соответствуют требованиям сегодняшнего времени, связанного с эволюцией рыночных отношений.

На предприятии ФГУП « Аркадакская СХОС» Россельхозакадемии используется интегрированная, однокруговая система затрат, которая предусматривает выделение контрольных счетов итогов затрат финансового и управленческого учета.

Подсистемы финансового и управленческого учета в синтетическом бухгалтерском учете разграничиваются изначально, каждая система является автономной и обеспечивает взаимную сверку итогов не только в целом по подсистеме, но и по каждой ее составляющей – по каждому элементу затрат.

Аналогичным образом должна строиться и система учета доходов: в финансовом и управленческом учете должны выделяться итоговые контрольные счета доходов для обеспечения равенства итогов доходов в финансовом и управленческом учете.

Развитие рыночных отношений, последовательное внедрение в практику учета международных стандартов требует модернизации в сфере взаимосвязи данных видов учета. Должен быть завершен переход на обеспечение взаимосвязи финансового и управленческого учета полностью в системе счетов бухгалтерского учета с введением двухкруговой системы учета затрат и доходов в управленческом и финансовом учете.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 – ФЗ от 6.12.2011

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина от 29 июля 1998 года № 34н

  3. Положение по бухгалтерскому учёту, утв. Приказом Минфина от 6 мая 1999 г. №33н, ПБУ 10/99 «Расходы организации»

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 18 сентября 2006 г.);

5. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет. Учебник. М.: Бухгалтерский учет, 2012.-347 с.;

6. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова, В.А.Бородин – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009 – 527 с.;

7. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях / Е.П.Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.Галанина. – М.: “КНОРУС”,2009.-752с.;

8. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт / Н.П. Кондраков – М.: “Дашко и К”,2009.-640с.;

9.Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была. М.: Финансы и статистика, 2011,-350 с.;

10. Макальская, М.Л. Бухгалтерский учёт /- Л.М. Макальская, И.А. Фельдман - М.: высшее образование, 2010.-443с;

11. Макаров В.И. Финансовые результаты : учет по новому плану счетов / В.И. Макаров – М. : Бератор – Пресс, 2009. – с. 121;

12. Муравицкая, Н.К. Бухгалтерский учет / Н.К. Муравицкая - М.: КНОРУС, 2009.- 544с;

13. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. М.: Финансы и статистика. 2009.-432с.;

14. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 2. М.: Финансы и статистика. 2012.-540с.;

15. Антонова Н.А. Технический аспект формирования управленческой учетной политики: вариант взаимодействия систем финансового и управленческого учета. Управленческий учет. 2013. №1. С 6-11.

16. Валебникова Н.В., Василевич И.П. Современные тенденции управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №18. С.53-59.;

17. Врублевский И.Д. Построение системы счетов управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №17. С.63-67.;

18.Гармаева Э.Ц. Технические аспекты решения проблем взаимодействия бухгалтерского и управленческого учета. 2012. №12. С.5-9.

19. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия. Бухгалтерский учет.2009. №4. С.97-102.;

20. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат. Бухгалтерский учет. 2010. №1.С.41-43.;

21. Князева О.П. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством. Экономика сельского хозяйства. 2013. №1. С 46-50.;

22. Палий В.Ф. Управленческий учет (с элементами финансового учета). Пособие. 2009.№4.С.42-45;

23. Палий В.Ф., Палий В.В. Счета управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2011. №7. С.73-78.;

24. Палий В.Ф. Управленческий учет – новое прочтение внутрихозяйственного учета. Бухгалтерский учет. 2010. №17. С.59-67.;

25. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №19. С.63-65.;

26. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №19. С.61-65.;

27. Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность. Бухгалтерский учет. 2009. №18. С.51-59.;

28. Сысоев Н.И. Отражение затрат в управленческом учете. Бухгалтерский учет. 2002. №6. С.51-55.;

29. Ширкина, Е.И. Учет прочих доходов и расходов // Бухгалтерский учет . – 2010. №10.С. 10-15.;

30. Щербинина, Ю.В. Проблемы построения управленческого учета в организации.–2010.№3.С 23-25;

31. http://www.nsaem.ru/science/publications/science_notes:

32. http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/14/1447/.

Приложение

Приложение 1

Таблица 1 – Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

 

Критерий

Финансовый учет

Управленческий учет

1

Обязательность ведения учета

Ведение обязательно. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1996 г. №139-ФЗ «О бухгалтерском учете», действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ.

Ведение зависит от воли руководства. Собирается и обрабатывается информация, ценность которой для управления не ниже затрат на ее получение.

2

Цель ведения учета

Подготовка информации для внешних пользователей об активах и обязательствах компании, финансовых результатах ее деятельности, т.е. внешней отчетности.

Обеспечение менеджмента компании достоверной и оперативной информацией, необходимой для планирования, анализа, контроля, принятия решений.

3

Пользователи информации

Внешние (акционеры, инвесторы, налоговые органы, покупатели и т.д.) и внутренние пользователи (менеджмент).

Только внутренние пользователи, в соответствии со своей компетенцией.

4

Степень регламентированности

Регламентируется нормативными актами (Закон о бухгалтерском учете, ПБУ). Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми правилами, а публичная отчетность подтверждается аудиторами.

Отсутствие законодательной регламентации, использование Приказа об учетной политике или других внутрифирменных документов.

5

Привязки ко времени

Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются уже после совершения соответствующих операций.

В структуру управленческого учета наравне с информацией отражающей финансовую историю организации включаются оценки и планы на будущее.

6

Тип информации

Финансовые документы, являющиеся конечным продуктом финансового учета, содержат информацию в стоимостном (денежном) выражении.

В управленческом учете фигурирует информация как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

7

Степень точности информации

Приближения и примерные оценки в финансовом учете практически не применяются.

В управленческом учете часто используются приблизительные оценки, т.к. управляющим нужна своевременная информации, ради скорости ее получения можно пожертвовать точностью.

8

Периодичность отчетности

Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальные - поквартально.

Детализированные отчеты в управленческом учете большие организации составляют ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности могут составляться еженедельно, ежедневно, в некоторых случаях немедленно.

9

Сроки представления отчетов

Поскольку для выверки данных и проверки их внешними аудиторами требуется время, к которому надо добавить некоторый срок на печатание и распространение финансовых отчетов, последние попадают к пользователям только через несколько недель после окончания отчетного периода.

Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию, требующую немедленных действий. Эти отчеты обычно составляются им представляются в течение нескольких дней по окончании отчетного месяца.

10

Объект отчетности

Ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс.

Ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.

11

Ответственность за правильность ведения учета

Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону.

Методология управленческого учета законодательством не регламентируется, учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных задач.

1 Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. 2010. М: Финансы и статистика.

2 Трактат о счетах и записях. 2010. М: Финансы и статистика.

3 Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность? Бухгалтерский учет. 2010. №18. С. 51-59.

4 Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. 2010. М: Финансы и статистика.

5 Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №19. С. 63-65.

6 Бокова Е.Е. Автоматизация управленческого учета. Бухгалтерский учет. 2010. №25. С.55-59

7 Повстен А. Постановка управленческого учета: опыт практиков. Финансовый директор. 2010. №5. С.32-35

8 Палий В.Ф. Управленческий учет (с элементами финансового учета). Пособие.2009. М: Финансы и статистика

9 Палий В.Ф., Палий В.В. Управленческий учет - новое прочтение внутрихозяйственного расчета. Бухгалтерский учет. 2010. №17. С.60-62.

10 Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская В.М. Бухгалтерский управленческий учет.- М.: Эксмо, 2009.

11 Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Москва: "КНОРУС, 2009.

Просмотров работы: 12032