ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из решений проблемы работы с несовершеннолетними правонарушителями является ювенальная юстиция. Традиционно это понятие включает в себя два аспекта: а) особый, более гуманный подход к несовершеннолетним правонарушителям, учитывающий, что они ещё не являются взрослыми; б) особые процедуры рассмотрения дел, касающихся защиты прав несовершеннолетних. При всём многообразии взглядов на ювенальную юстицию А.С.Автономов выделяет два подхода к данному явлению:
  1. К ювенальной юстиции относят преимущественно специализированные судебные органы.

  2. В систему ювенальной юстиции относят более широкий круг органов, например, комиссии по делам несовершеннолетних, уполномоченного по правам ребенка, органы опеки и попечительства; воспитательные колонии и др.

По мнению автора, отсутствие единого подхода к данному явлению (т.е. определение институтов ювенальной юстиции, которые образуют систему в качестве ее элементов) имеет теоретическое и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное влияние на ход разработки соответствующих законопроектов [1].

В данной статье мы исходим из того, что ювенальная юстиция - это широкая социально-правовая практика, помимо собственно правосудия для несовершеннолетних включающая в себя:

  • профилактику подростковой преступности;

  • профилактику преступлений против детей;

  • реабилитацию несовершеннолетних преступников (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы);

  • реабилитацию несовершеннолетних – жертв преступления и др. [2; 5].

Ювенальная юстиция ставит цель не посадить, а по возможности освободить подростка от уголовного наказания, назначить ему реабилитационные программы, которые исполнялись бы под руководством суда, увидеть в ребенке не преступника, а того несовершеннолетнего, который под влиянием жизненных катаклизмов встал не на тот путь.

В отношении несовершеннолетних сегодня могут использоваться различные меры наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок. Однако, как справедливо отмечает Е.А.Чередова [5], опираясь на статистические данные, в большинстве случаев осужденные несовершеннолетние приговариваются к лишению свободы (реально или условно), остальные меры развиты слабо.

Ювенальная юстиция предполагает взаимодействие суда и правоохранительных органов с социальными институтами с целью решения проблем ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Особую роль в сфере ювенальной юстиции играет социальная работа, которую можно рассматривать как один из механизмов её реализации. Социальная работа в ювенальной юстиции способствует восстановлению разрушающихся у несовершеннолетнего позитивных связей с миром. В необходимых случаях в реабилитационный процесс вовлекаются и родители несовершеннолетних правонарушителей. Выделяют несколько направлений взаимодействия социальной работы и ювенальной юстиции [4; 5]:

  1. Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (уличная социальная работа).

  2. Реабилитационные мероприятия в отношении несовершеннолетних и их семей.

  3. Социальный патронаж несовершеннолетних и их семей и др.

В субъектах Российской Федерации сформированы экспериментальные площадки на базе судов, при этом в процесс судопроизводства включен и социальный работник. Сегодня, как считает Карнозова Л.М. [1], в этом взаимодействии отчетливо просматриваются две принципиальные модели:

  • реабилитационная (Санкт-Петербург, Ростовская область, Саратов), которая ставит в центр решение проблем ребенка;

  • восстановительная (Черемушкинский районный суд г. Москвы, Урай, Тюмень, Дзержинск, Пермь, Лысьва Пермского края), которая при решении проблем ребенка фокусируется на создании условий для формирования механизмов ответственного поведения, делегировании активности участникам криминальной ситуации.

Социальный работник реализует конкретные программы по отношению к несовершеннолетним, на различных этапах взаимодействия с ними. В первой модели социальный работник:

  • осуществляет сбор информации для суда о личности подростка и его социальной ситуации, содействует выявлению проблем и факторов, обусловивших совершение преступления;

  • проводит индивидуальные беседы, устные и письменные опросы, анализ проблемных ситуаций, документов и судебной переписки, связанных с исследованием личности несовершеннолетнего;

  • организует консультации несовершеннолетнего и его родителей у различных специалистов;

  • знакомит обвиняемого несовершеннолетнего с законами и нормативными актами, касающимися его прав, обязанностей и законных интересов;

  • участвует в разработке и реализации программы реабилитации для ресоциализации несовершеннолетнего после вынесения приговора и др. [4].

В восстановительной модели реализация программы восстановительного правосудия условно разделяется на два этапа: первый – разрешение конфликта и налаживание взаимопонимания в семье и второй – проведение примирения между жертвой и правонарушителем с участием родителей. Для этого, как считают Р.Максудов и М.Флямер, социальный работник участвует в разработке и реализации программ восстановительного правосудия, являясь посредником между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и различными социальными и психологическими службами, которые помогают людям социализироваться. Примерами таких программ восстановительного правосудия (ПВП) могут быть: программа примирения жертвы и правонарушителя; программа примирения в семье; семейная конференция; круг заботы и др. [3].

Деятельность социального работника при суде основывается на принципах законности, индивидуального подхода, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетним и др.

Мы согласны с Е.А.Чередовой в том, что развитие ювенальной юстиции в России движется в направлении гуманизации среды в отношении несовершеннолетних правонарушителей, создания инфраструктуры для их эффективной реабилитации, закрепления статуса социальной работы в судебных процедурах и сфере исполнения наказания. Однако, на наш взгляд, опыт экспериментальных площадок по взаимодействию суда и социальных работников в отношении несовершеннолетних правонарушителей не нашел должного изучения и применения в других субъектах РФ.

Таким образом:

  1. Одним из решений проблемы работы с несовершеннолетними правонарушителями является ювенальная юстиция.

  2. Особую роль в сфере ювенальной юстиции играет социальная работа, которую можно рассматривать как один из механизмов её реализации.

  3. Введение служб социальных работников при суде способствует повышению эффективности межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними правонарушителями и является механизмом реализации идеи воспитательного потенциала судебных решений.

Библиографический список

  1. Автономов А.С. Ювенальная юстиция. [Текст]: Учебное пособие. - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. – С. 5-22.

  2. Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России [Текст] //Вопросы ювенальной юстиции. – М.: Юрист, 2007, № 3

  3. Максудов Р., Флямер М. Программы восстановительного правосудия и социальная работа: возможности взаимодействия в ювенальной юстиции [Текст] /Р. Максудов, М. Флямер//Ювенальная юстиция: правовые и технологические аспекты. Сборник статей. Под общ. ред.О.В.Зыкова, Н.Л. Хананашвили. – М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). - 2000. – Вып.7. – С. 60-75.

  4. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Текст]: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 209-215.

  5. Чередова Е.А. Взаимодействие социальной работы и ювенальной юстиции в сфере работы с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] URL: http://www.jurnal.org/articles/2011/uri10.html (дата обращения: 24.01.2013)

Просмотров работы: 3301