ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ МЕТОДИКА: РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ АЛГОРИТМА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ МЕТОДИКА: РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ АЛГОРИТМА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ-БАКАЛАВРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье рассматривается методологический подход к разработке учебно-экспериментального проекта. Стержнем обучающей методики выдвигается освоение и интерпретация природного и культурного наследия современной России. В процессе педагогического эксперимента адаптирован модуль интеграции информационного, инструментального и исследовательского компонентов. Это обеспечивает интерактивный уровень обучения дизайнеров-бакалавров.

Ключевые слова. Комбинированная образовательная методика, поисковый алгоритм, коды наследия, методы исследовательской деятельности.

Программа нашего эксперимента представлена поэтапным алгоритмом действий студентов экспериментальной группы (ЭГ). Жесткая конструкция дидактического модуля не противоречит динамике поискового процесса. Наоборот, освоение методов анализа, навык применения результата поисковой работы формирует у студентов особую компетенцию – навык исследователя.

Алгоритм выполнения курсового проекта на тему «Губернии европейской части России». Требованием к выполнению поискового этапа мы определили:

  1. знакомство с территорией: расположение, климат, коренные жители;

  2. выявление особенностей природного ландшафта территории;

  3. Знакомство с Красной книги территории;

  4. выявление кодов традиционного костюма.

В качестве поискового инструментария студентам предложен прагматико-семиотический метод, оптимальный для изучения предметов-артефактов (автор С.К.Ткалич, доктор педагогических наук). Отмечено, что опора на конкретный исследовательский метод и возможность встречи с учёным, автором данного метода, повышает их ответственность студентов за качество результатов.

Художественно-графическая подготовленность дизайнеров помогает представить результат поискового этапа в зарисовках, композициях на формате А-3. Объём выполненных студентами работ является ценным методическим фондом для лаборатории творческой кафедры. Он требует дополнительной обработки в виде информационного таксона, печатного издания. Это может стать темой следующего учебного проекта, что является основой для интеграции студентов двух-трех специализаций или кафедр.

На первом просмотре были уточнены истоки представленных результатов. В том числе, уточнены исчезающие представители орнитофауны, растительного и животного мира. Стараниями студентов экспериментальной группы открылась новая экологическая страница территорий европейской части России, имеющая большой потенциал для дальнейшей интерпретации в объектах дизайна, в экологической рекламе.

Метод «знаковой импрессии» открывает новые возможности в изготовлении сценических костюмов для любого возраста. Наряду с базовым алгоритмом конструирования, изготовления и художественного оформления дипломной коллекции студентам-дизайнерам предлагается усилить внимание на разнообразии:

  • природных и культурных ландшафтов России,

  • технических приёмов декора, отражающих специфику традиционной школы локальной территории.

После выполнения учебного проекта студентам гораздо легче выполнить следующее задание: аксессуар на основе кодов наследия. Здесь важно обратить внимание студентов на более мелких элементах технических приемов декора. Даже декоративный шов может быть основой для декоративной композиции на лицевой стороне аксессуара.

Алгоритм учебного занятия (4 часа)

блок

тема «изготовление аксессуаров»

образовательная технология

блок 1

10

минут

ЗНАКОМСТВО С ПЕДАГОГОМ. Показать свой рекламный ролик; коллекцию изделий и аксессуаров

FTF - вербальный

презентация.

e-Learning - визуальный, предметный ряд

блок 2

15

минут

ВВЕДЕНИЕ в тему курсового проекта «Изготовление аксессуаров». Уточнить: машинное и ручное крепление деталей, смешанная техника.

FTF - вербальный

e-Learning – комментарий педагога сопровождает на экране

информационный тематический таксон

блок 3

15

минут

Познакомить с ФОРМУЛЯРОМ «БРТ» - балльно-рейтинговая технология успеваемости.

Уточнить комплекс – триаду (что означает каждый вид задания). В конце семестра - ЗАЧЕТ.

FTF - вербальный

e-Learning – требования к зачету на экране монитора сопровождает комментарий педагога.

требования к выполнению задания отправлены на персональный e-mail студентов

блок 4

20

минут

формула изготовления аксессуара - 6 правил

FTF - вербальный

e-Learning – комментарий педагога сопровождает формула из 6 правил на экране монитора

блок 5

10

минут

Домашнее задание: сделать первые наброски аксессуаров на формате А-3. Использовать инструментальный навык живописной, графической или иной техник.

FTF - вербальный

e-Learning – требования к выполнению задания отправлены на персональный e-mail студентов

блок 6

10

минут

Познакомить с ФОРМУЛЯРОМ: «Стандартный алгоритм выполнения аксессуара».

Тренинг: заполнение формуляра формат А-4. Студентам предлагается образец.

FTF - вербальный

e-Learning 1 – на экране демонстрируется образец для заполнения.

e-Learning 2 – Формуляр отправлен на персональный компьютер для его заполнения после каждого выполненного задания. Педагог контролирует в режиме он-лайн.

КПД педагога будет продуктивнее, если разработан заранее алгоритм учебного занятия, а тематические info-таксоны подготовлены для демонстрации на экране монитора. Все вербальные (устные) комментарии педагога сопровождаются визуальным фрагментом (инфо-таксоном) на экране монитора.

Выводы. Методика, представленная в виде разработанных учебных алгоритмов на каждое занятие, позволяет педагогу повысить показатели образовательного сервиса:

  • проводить занятия в виде комбинированных образовательных технологий;

  • усилить интерес студентов к педагогической деятельности в целом;

  • усилить интерес к теме задания;

  • контролировать динамику выполнения задания каждым студентом.

Комбинированная образовательная методика помогает бакалаврам освоить навык самостоятельной исследовательской деятельности. Методика позволяет повысить качество подготовки студентов-бакалавров, сформировать интерес к исследовательской работе.

Художественно-графическая подготовленность дизайнеров помогает представить результат поискового этапа в зарисовках, композициях на формате А-3. Объём выполненных студентами работ является ценным методическим фондом для лаборатории творческой кафедры. Он требует дополнительной обработки в виде информационного таксона, печатного издания, что является основой для интеграции студентов двух-трех специализаций или кафедр в проекте исследовательской лаборатории.

Литература

  1. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России: Монография. - М.: РосЗИТЛП, 2002./Статья «Истоки основ дизайна в народной одежде»//Швейная промышленность, 2007. № 4. С.25-27.

  2. Стар И.А. Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды (на примере одежды северных народов ханты-манси): дис.. к-та иск. - М., 2006.

  3. Ткалич С.К. Региональная художественная константа в дизайн-образовании: Монография. М., 2006. 196 с.

  4. Ткалич С.К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Монография. М., 2012. 160 с.; илл.

  5. Коновалова А.В. «О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе» // Вестник ОГУ (Оренбург), №9. 2011. С.143-146.

  6. Коновалова А.В., Ткалич С.К. «Проектирование сценического костюма на основе прагматико-семиотического подхода к анализу наследия Крайнего Северо-востока России» // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн XXI века - традиции и новации». Сочи: СГУТиКД, , 3-6 октября 2010. С.142-146.

  7. Коновалова А.В. Истоки зарождения и развития дизайна // Научно-метод. пособие «Путь к мастерству». М.: МГУКИ, 2011. С.84-87.

  8. Коновалова А.В. Модернизация профильной подготовки студентов в российских вузах в индустрию изготовления костюма. // Научно-методическая конференция «Наука и образование в XXI веке». Россия. Тамбов 31.05.2012. С. 57-62.

  9. Коновалова А.В. Диверсификация художественного оформления современной одежды на основе интерпретации наследия России (на примере подготовки дизайнеров-бакалавров). // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества». Россия. Тамбов 29.10.2012 г. С. 51-54, ISBN 978-5-4343-0215-9, ISBN 978-5-4343-0227-2 (Часть 12).

Просмотров работы: 1134