Эко - мышление стало сегодня предметом политики, морали и практики. Экологическая рекреация в мегаполисе выполняет следующие функции: снятие напряжения, отдых от шумного города в тихом месте, максимальное приближение к природе; формирует новое восприятие среды с эстетико-экологической доминантой. Экологичный интерьер, отделанный деревом, возможно, фактурным полотном или грубым камнем, с бамбуковыми полами или деталями из перламутра, несомненно, привлекает внимание и является своеобразным эталоном бытовой культуры современного человека.
В то же время красота натурального материала и экология окружающей среды не могут уживаться в одном измерении эко-мышления. Стремление к оформлению из натуральных материалов приводит в отчаянное состояние природные ресурсы. Автор книги «Экологичный дом: Стили, вдохновленные природой» Джудит Уилсон призывает задуматься о внимании к природе. Сегодня нельзя приступать к отделке дома, не скорректировав материаловедческий компонент проекта в пользу экологии.
Количество энергии, затраченное на изготовление новых строительных материалов, огромно. Поэтому принципиальным шагом на пути к нашему экологичному интерьеру становится умение использовать старые вещи как рациональный источник и применять материалы вторичной переработки. Современные дизайнеры все больше обнаруживают склонность к использованию вторичных материалов. Может показаться, что поворот в сторону экологии понизит рейтинг стиля в городской среде. Но это неверное мнение. Именно в мегаполисе традиционные артефакты и природные материалы приобретают ценность не только эстетическую, но и коммерческую. Натуральные материалы стоят дорого.
Сегодня в мировой экономике сетевые индустриальные производства делают продукцию, которая заменяет натуральный материал. Поставщики обеспечат вас материалами, начиная с тканей из органического сырья и кончая красками, энергосберегающими лампами и душевыми насадками с медленной подачей воды. А современные дизайнеры все больше обнаруживают склонность к использованию вторичных материалов.
Анализ состояния экологического дизайна в мировой практике. Рассмотрим реализованные проекты, получившие признание специалистов в мировой практике экологического дизайна.
1. Немецкая компания «Aisslinger» реализовала оригинальный экологический проект "Fеincube". Дом был построен на высоте 1200 метров возле деревни Больцано (Италия). Его проект подразумевает низкое потребление энергии с минимальными выбросами CO2. Площадь дома 47 кв.м., как небольшая квартира. Дизайн интерьера минимальный, но в нем есть все, чтобы полноценно жить.
2. Экодом «Ikarus», построенный Университетом прикладных наук в городе Розенхайм (Германия), этот проект производит энергии больше, что необходимо для потребления дома. Как это возможно? Используя разнообразные зеленые технологии, такие как солнечные батареи, панели с вакуумной изоляцией, эффективные механические системы и естественная вентиляция.
3. Russell LaFrambois, архитектор из США, создал проект необычного дома, состоящего из соломенных блоков, а руководительница одного из проектов по застройке заброшенного участка его реализовала. Она построила такой дом для себя лично. Соломенное домостроение сегодня вызывает неподдельный интерес в основном благодаря экологической чистоте этого материала. Кроме того, соломенные блоки – материал экономичный, благодаря обработке штукатуркой – пожаро-безопасный. Этот экологический строительный материал обладает также высокими теплоизоляционными и звукоизоляционными способностями, а самое главное – полной возобновляемостью сырья, что не наносит никакого ущерба природе. Помимо домов из материалов, наносящих минимальный вред природе, существует дизайн мебели из переработанных материалов.
Фирма «Vij-5» запустила в производство уникальную коллекцию мебели, а так же предметов домашнего интерьера, которые частично изготовлены из переработанных газет. Каждый день гигантские кучи газет выбрасываются и перерабатываются в новую бумагу. Новый материал из газет получил название «Newspaper-Wood», что в дословном переводе означает «дерево из газет». Представьте себе такую картину: вы режете журнал и на его срезе, линии бумаги очень напоминают волокна натуральной древесины или кольца спиленного дерева, а значит и само дерево в принципе. Этот материал можно резать, фрезеровать, шлифовать, да и вообще делать с ним все, что обычно с породами древесины. Первые прототипы такого материала и изделий из него были представлены в апреле 2011 года в Милане. После чего изделия были сразу включены в новую коллекцию «Vij-5».
Дизайнеры A. Birsel и B. Seck разработали Taboo Collection – коллекцию мебели с использованием материала, который на 75% состоит из переработанных мусорных мешков и пластмассовых бутылок.
Ресторан «Gather» с концепцией «всё только исключительно по правилам экологии» находится он в сердце Калифорнии – в городе Беркли (Berkeley). Идея экологического ресторана принадлежит Николь Силлапер (Nicole Sillapere). Ресторан находится в одном из самых экологических зданий – The David Brower Center, Начиная со стройматериалов и заканчивая предлагаемым меню. Известно, что производство тех или иных пищевых продуктов – это целый процесс, который включает в себя их транспортировку. А это значит, что во время доставки продуктов, средство передвижения будет загрязнять воздух. Так вот, в экологическом ресторане Gather для приготовления блюд используют только продукты питания с местных ферм. Также вся мебель в экологическом ресторане изготовлена из бывшего в употреблении сырья: деревянные стулья, обтянутые кожей со старой одежды, или столы, сделанные из старых школьных парт. Старые вещи в этом экологическом ресторане обретают новую жизнь. И создают они очень приятную, уютную и одновременно необычную и любопытную атмосферу. Весьма интересно разгадывать, а из чего был сделан тот или иной предмет интерьера в этом ресторане.
Исследовательский инструментарий будущего проекта
Проектируемый объект «GREEN-cafe» находится на территории «Серебряный Бор» возле озера «Бездонное» (Москва). Кафе решено архитектурно, но необходимо доработать в контексте экологического дизайна. Требования заказчика заключались в следующем: 1) подчеркнуть связь помещения с ландшафтом; 2) сделать спокойное, близкое к природе средовое пространство.
Проектируемый объект «GREEN-cafe». Справка: Этаж 1-й. Помещение имеет окна во всю стену. Для приватности столиков были установлены подиумы (4 у окна и 2 около визуальные перегородки). Количество посетителей - 64 человека.
Процесс проектного решения в контексте экологического дизайна включает в себя оформление внутренних интерьеров и прилегающей территории в концепции международной организации Greenpiece, деятельность которой направлена на охрану природного и культурного наследия планеты в каждом конкретном проекте XXI века.
Проблема проектного решениясостоит в следующем:
создание целостной системы экологического дизайна в интерьерах кафе и на прилегающей территории концептуально должно быть представлено не только визуальными компонентами (элементы природы в интерьере и ландшафте), не только использованием экологически чистых материалов (дерево и натуральные арт-объекты), но и сохранением экологии на прилегающей территории в процессе разработки ландшафтного дизайна;
нанесение наименьшего вреда экологии может быть реализовано спомощью: использования солнечных батарей на фасаде здания и для освещения прилегающей территории к кафе; переработанных бумажных и пластиковых материалов;
создание комплекса метафорических объектов, объединяющих элементы природы в декоре помещения и ландшафте.
Гипотеза проектного решения состоит в том, что внедрение комплекса визуально-читаемых компонентов экологического дизайна, объединяющих дизайн помещений, мебели, ландшафтный дизайн прилегающей территории с технологическими достижениями комфортного сервиса обеспечит коммерческий эффект «GREEN-cafe».
Задачи проекта:
определить знаковый набор графических символов, объединяющих все предметы в едином стиле экологического дизайна;
разработать эскизы в цвето-фактурном решении и предложить заказчику для выбора;
разработать перечень закупки необходимых предметов и тканей для оформления интерьера кафе;
разработать эскизы метафорических арт-объектов в экологическом стиле, предназначенных для украшения интерьера кафе и прилегающей территории.
Новизна проектного решения обоснована проведенным предпроектным анализом реализованных объектов экологического дизайна в мировой практике. Авторской инновацией выдвигается комплекс графических символов, выступающих авторским стилем в контексте экологического дизайна.
Список литературы
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М.: ЮНИТИ, 1988. – 455 с.
Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Изд. 2. – Киев: КЭКЦ, 1999. 128 с.
Глазычев В., Гутнов А. Мир архитектуры: лицо города - М.: Молодая гвардия, 1990. 269 с.
Добрынина В.И. Философия XX века: учебное пособие. - М.: ЦИНО общества знания России, 1997. 287 с.
Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 2 - М.: Прогресс-Традиция, 2002. 186 с.
Интернет ресурс: Собственник проекта: Никитина Татьяна. 1000 идей. Статья «Бизнес идея № 2253. Экологический ресторан». URL http://www.1000ideas.ru.
Интернет ресурс: POLIMEC. Статья «Вторичная переработка полимеров и пластмасс». URL http://www.polimech.com. [Дата обращения: 23.02.2012].
Интернет ресурс: Статья «Чудеса креативной идеи». URL http://www.polimech.com.
Интернет ресурс: Статья «Креативная мебель из переработанных газет» Статья «Taboo Collection – мебель из переработанных материалов от Ayse Birsel и Bibi Seck» http://rekly.ru/ [Дата обращения: 16.11.2011].
Интернет ресурс: Статья «Taboo Collection – мебель из переработанных материалов от Ayse Birsel и Bibi Seck». URL http://www.m-e-t-r.ru. [Дата обращения: 16.11.2011].
Ткалич С.К. Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. Кафедра дизайна. Осенний семестр 2012 г.
Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. Учебное пособие. М., 2007. С. 158-161.
Уилсон Д. Экологичный дом. - М.: Арт-родник, 2008. 131 с.