С давних времен человечество помимо своих насущных потребностей стремилось удовлетворить еще одну непреодолимую страсть – страсть к красоте. И конечно, эта страсть отнюдь не созидательная. Стремление овладеть, подчинить себе прекрасное – вот чем руководствовались люди во все времена.
Само понятие красоты неразрывно связано с природой. Природные краски, формы, звуки и гаммы ощущений многие поколения талантливых людей пытаются уловить, подчеркнуть, передать. Но, безусловно, никакой гений не способен сравниться с природой в искусности, да и зачем стремиться к подражательству, когда оригинал перед нами?
Самые древние образчики ландшафтной архитектуры располагались в Китае Египте и на Ближнем Востоке. С давних времен люди возделывали сады для удовлетворения своих и практических и эстетических потребностей, но к ботаническим садам это не имело никакого отношения; но обо всем по порядку.
Зарождение ботанических садов относится еще к эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных монастырях средневековой Европы возникают так называемые «аптекарские огороды». Первый ботанический сад был заложен Маттео Сильватико в XIV веке в Салермо при медицинской школе. Цель их создания была самая прагматическая. Естественные науки постепенно развивались, и нужны были наглядные пособия для изучения и использования во благо человечеству. В первую очередь это была медицина. Первые ботанические сады отличались сравнительно небольшими размерами и самой незатейливой планировкой. Проще говоря, собирались коллекции лекарственных, ядовитых и пряных растений, пригодных для выращивания в данных климатических условиях, и «упаковывались» в аккуратные грядки.
В эпоху возрождения - эпоху расцвета и активного познания мира количество таких огородов постепенно росло: каждый уважающий себя европейский университет старался иметь что-то подобное в своем хозяйстве; и нужды людей в лекарственных растениях тоже увеличивались.
Чуть позже в XVII - XVIII веках ботанические сады создавались уже не только для медицинских, но и для ботанических исследований. Составляли различные системы, классификации растений, и вместе с тем менялся и облик ботанических коллекций. Теперь это были именно коллекции, которые составлялись из самых различных видов, нередко привезенных издалека, хотя их планировка и расположение по-прежнему были мало интересны с эстетической точки зрения.
Примерно в это же время стали возникать и частные ботанические коллекции, это вошло в моду, которой хотел соответствовать каждый финансово-обеспеченный человек. Вот именно с этого момента можно начать рассказ о ботанических садах, поражающих воображение не только редкими экземплярами фауны, но и планировкой, неповторимой архитектурой. Произошел синтез культуры создания садово-парковых ансамблей и культивирования полезных растений. Ботаника тоже не стояла на месте и стали появляться скрещенные, специально выведенные экземпляры фауны.
Развитие колониальной экспансии крупнейших капиталистических держав в конце XIX начале XX в. привело к появлению большого интереса к культуре, бытности колонизированных стран. Не остался без интереса и открывшийся невероятный новый природный мир. Это привело к большим изменениям классификации и систематизации растений. А в ботанических садах, в свою очередь, появились оранжереи и зимние сады. Также меняется и площадь и структура садов, в связи с ростом крупных городов, уничтожением лесов и ухудшением экологической обстановки, их стали делать более обширными.
К научно-исследовательской, эстетической функциям прибавляется экологическая.
Современные ботанические сады имеют самые различные направления развития; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства отдельных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.
В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки - сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.
А в последние годы претерпевает изменения и сама формулировка назначения большинства ботанических садов мира. Можно констатировать, что миссия глобальной сети современных ботанических садов связана с трансформацией их материальных и нематериальных ресурсов для целей сохранения биоразнообразия и улучшения благосостояния как общества в целом, так и отдельных людей, включая повышение уровня их экологического образования. А это, в свою очередь, связано с формированием здоровой и безопасной окружающей среды на урбанизированных территориях. Таким образом, весь комплекс ресурсов ботанического сада призван преобразовывать природные условия в городском окружении, поддерживать и улучшать здоровье людей с помощью озелененной среды, сглаживающей избыточные стрессы, обеспечивающей организованный досуг и рекреацию, как на открытых пространствах, так и в замкнутых помещениях.
Итак, на сегодняшний день можно выделить три основные функции ботанических садов:
изучение и охрана биологического разнообразия;
разработка научных основ использования растительных ресурсов;
информационно-просветительская и образовательная деятельность.
В последнее время одними из самых популярных стали проекты не очередного километрового небоскреба или суперсовременных стадионов, а ботанических садов. Видимо, мир постепенно приходит к пониманию того, что самое главное в жизни – не амбиции, а природа. Ведь амбиции только преумножаются, а природа, наоборот, уничтожается.
Конечно, радует тенденция архитекторов и дизайнеров все чаще обращаться к природе, создавать эко-проекты; пусть даже многие из них и остаются пока на стадии концепций, но резонанс в общественном мнении они вполне способны вызвать. Изменить окружающую действительность можно, лишь показав наглядно, что жить в гармонии с природой гораздо разумнее, чем находясь с ней в оппозиции.
Список литературы и использованных ресурсов:
Архитектура и дизайн: теория и практика. Сборник научных статей.// «Вестник ОГУ» (ГОУ ВПО Оренбургский государственный университет). 2008. 302 с.
Большая Советская Энциклопедия.
Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. Статья.//Ландшафтная архитектура и дизайн. 2010. Т. 29. № 2. С. 7—11.
Липский В. И. Ботанические учреждения и сады в Южной Европе и Северной Африке (с чертежами и планами). Второе приложение к Трудам Тифлисского ботанического сада. — СПб.: Типо-литография Герольд, 1902—1904. С. 1—129.
Ресурсы ботанического сада Иркутского Государственного Университета. Иркутск, 2005.
Ткалич С.К. Курс лекций по предмету «Основы исследовательской деятельности в дизайне». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. Кафедра дизайна. 2013.