ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под внутренним контролем понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством государственного бюджетного учреждения в качестве средств упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения своими силами надзор и проверку:

– соблюдения в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;

– организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;

– установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;

– установление соответствия проводимых финансовых операций законодательству;

– точность и полнота документации бухгалтерского учета;

– предотвращение ошибок и искажений в учете;

– изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению;

– изучение опыта практического применения в учреждении действующих распоряжений.

Целью внутреннего контроля является обеспечение эффективности деятельности, приносящей доход учреждению. Кроме того, она может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю, [1].

Согласно Васильевой Ю.А. основные виды внутреннего контроля представлены на рисунке 1.

Рис.1. Основные виды внутреннего контроля

В группу - по времени осуществления входят:

  • предварительный контроль осуществляется для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности.

  • текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Его цель - выявить и своевременно пресечь нарушения и отклонения.

  • заключительный контроль дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.

К группе - по степени охвата наблюдаемых явлений и процессов.

Общий контроль предполагает сплошное изучение производственно-хозяйственной деятельности, социально-экономического процесса.

Выборочный контроль - получил наиболее широкое развитие в проверке соблюдения технологических процессов, прежде всего в изготовлении крупных партий деталей, массовом производстве.

В третьей группу - по установлению рациональных сроков проведения, различают следующие виды контроля:

Систематический контроль - организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме.

Особое место в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности.

К четвёртой - по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля:

Финансовый контроль проводится путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям.

Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке.

Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим для своевременного устранения технических неполадок, проверки состояния оборудования,[1].

Внутренний контроль в бюджетных учреждениях включает:

- бухгалтерский (бюджетного) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

- ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, соблюдение правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание).

Организация и постановка системы внутреннего контроля начинаются на этапе разработки внутренних локальных актов. Их число может быть различным. Мы приведем только некоторые, свойственные многим бюджетным учреждениям:

- Положение о внутреннем контроле;

- Положение о расчетах с подотчетными лицами;

- Положение о документообороте.

К средствам внутреннего бухгалтерского контроля:

  • проверка первичных учётных документов;

  • документальное подтверждение и соответствие плану финансово-хозяйственной деятельности всех бухгалтерских записей; распределение обязанностей между различными лицами;

  • по санкционированию хозяйственной операции;

  • по разноске операции по счетам учёта;

  • контроль за взаимосвязанными операциями;

  • сверка данных учёт с фактическим наличием средств, например проведение инвентаризаций, оформление сличительной ведомости и инвентаризационной описи;

  • обеспечение сохранности информации.

В системе внутреннего контроля бюджетного учреждения задействованы в той или иной степени все сотрудники. К органам внутреннего контроля в учреждений относятся руководитель учреждения и назначаемые руководителем ответственные лица: сотрудников организации и руководство учреждения.

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

–план контрольных мероприятий для проверки основных средства, утвержденную приказом руководителя учреждения;

– характер и состояние систем бухгалтерского учета основных средств;

– виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки основных средств;

– анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;

– выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;

– размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;

– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

Основными нарушениями при проведении внутренних проверок в учреждении являются технические ошибки, некомпетентность, определенный умысел, ясные противоречия в законодательству, ошибки планирования и стратегического выбора. [3]

Итак, контроль является неотъемлемым элементом управления. Он существует во взаимосвязи с управлением, обеспечивая обратную связь между субъектами и объектами управления, выявляя отклонения, оценивая их влияние и определяя причины возникновения. Важнейшими функциями внутреннего контроля в бюджетных учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей и соблюдение государственных гарантий в сфере оказания услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Ю.А. Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер? / Ю.А.Васильева. – М.: "Аюдар Пресс", 2009. – 230 с.

  2. Организация внутреннего контроля в бюджетной сфере. Возможные подходы // Т. И Фисенко. // Учет в бюджетных учреждениях – 2011. - №12. – с. 72-75.

  3. Общие правила проведения контрольного мероприятия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-zakony/y2o.htm. Дата обращения 5.12.2012

Просмотров работы: 21269