ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ

Курбанова Н.Б. 1, Гаджиев И.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термины «задержка речевого развития», «общее недоразвитие речи», «отставание в формировании речевых навыков» употребляются нами как синонимы в определенном понятии, если берутся изолированно, а не показатель уровня недоразвития того или иного расстройства, т.е. как симптом синдрома при дизартрии, алалии, ринолалии.

Существующая практика логопедической работы показывает низкие результаты коррекционного воздействия. Стояла задача – изучить состояние речевого развития логопатов с тем, чтобы обнаружить факторы, тормозящие успех логопедической работы. По предположению, что в условиях двуязычия может выявиться некоторое своеобразие, как в характеристике задержки речевого развития, так и в протекании его устранения. Для этой цели изучили 57 детей дошкольного и школьного возраста, имеющих задержку речевого развития. В результате обследования было установлено своеобразие нарушения звуков. Специфическими ошибками являются замены согласных, обозначающих звуки, принадлежащие одной группе или тонкими акустико-артикуляционными различиями, например: свистящие – шипящие; звонкие – глухие; мягкие – твердые и в гласных звуках наблюдаются замены: о-у; ы-и; е-и; а-о.

Встречались дети без явного дефекта звукопроизношения, которые допускали специфические ошибки при письме. Оказалось, что у детей не выработан фонематический слух к близким по артикуляции и акустике звукам, имели разный словарный запас в зависимости от социальных условий, воспитания, микросреды, в зависимости от степени недоразвития речи.

Для коррекционной работы были отобраны 20 детей с задержкой речевого развития и контрольная группа с нормальной речью в составе 20 детей.

Дети с нормальной речью на 100 вопросов дали правильный ответ – 90%.

С задержкой речевого развития на 100 вопросов дали правильный ответ – 4,3%.

Это проявилось в снижении интереса к выполнению задания, в затруднении при классификации объектов и выделении их признаков, при составлении рассказов по теме, в невозможности толкования метафор и простых пословиц, доступных нормальным детям. Отмечались неустойчивость внимания, меньший объем запоминания. У большинства детей отчетливо выявлялись значительные потенциальные возможности, которые могут быть активизированы в обучении.

Применили методику последовательного формирования речевых умений и навыков, которая опирается на постепенность, поэтапность, тренировку и обеспечивает единство мыслительной и речевой деятельности. Такое определение находится в соответствии с основными положениями физиологического учения И.П. Павлова, который, говоря о возможности, постепенности и тренировки, отмечал, что в педагогике это нужно считать основным физиологическим направлением.

Основное внимание сосредотачивалось на уточнении и расширении словаря детей. Применялись приемы анализа и синтеза при делении слов на слоги и звуки, при составлении слова по буквам, а также при рассмотрении объектов. Одновременно исправляли звукопроизношение и развивали фонематическое восприятие. Отрабатывались предлоги: в, на, за, под, у, около и уточнялись пространственные представления. Также работали над выбором слов и постановкой их в правильную грамматическую форму. Постепенно приводили детей к развернутым ответам (коммуникативный характер, приемы сопоставления). Общение велось в домашних и общественных условиях на одном языке (на русском). К концу учебного года речь полностью восстановилась у 17 детей; значительное улучшение – у двух детей; улучшение – у одного.

У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). Для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.

Основной задачей коррекционной работы на этих занятиях являлась активизация мыслительной деятельности в процессе уточнения, расширения и систематизации их знаний в пределах окружающего мира. Одновременно решалась задача развития содержательной стороны речи и логического мышления.

Анализ письменных работ и наблюдений над устной речью учащихся с задержкой речевого развития обнаруживают, что свободная речь содержит большое количество ошибок.

Изучение причин школьной неуспеваемости является актуальной задачей. Различные виды инфантилизма описывались в работах Т.А.Власовой (1975), М.С. Певзнера (1960, 1966, 1971), А.С. Винокура (1965), М.Г. Редибойма (1972) и других.

Описывая клинические проявления этих состояний, все авторы сохраняют термин «инфантилизм», поскольку он отражает сущность этих состояний. При изучении речи учащихся часть из них страдает нарушением речи, что составляет 0,6% от общего числа учащихся. По данным обследований учащихся, из числа речевых нарушений в 1994 году с задержкой речевого развития выявлено – 2,2%; 1995 – 1,4%; 2009 – 2,3%.

Данные задержки речевого развития существенно отличаются по материалам исследования с данными отечественных и зарубежных исследователей.

Просмотров работы: 1549