КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП

Зайнулабидов Б.М. 1, Омарова П.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельности, группа методов активного социально-психологического обучения и развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

По мнению Е.А. Емельянова, социально-психологический тренинг есть некое направление в системе тренинговых технологий, только наименование набора методов, «привязанных к группе как социально-психологической реальности, и не содержащих в себе указания ни на цель, ни на мировоззренческую принадлежность. Это то направление в психологии, которое называют «групповым движением».

В основе фундамента групповой формы тренинга лежит ряд «камней».

Первым из них является экономический: именно групповая форма позволяет организовать психологическое воздействие на значительно большее количество людей, чем индивидуальная, она является более экономичной и в материальном и во временном планах.

Второй – это социально-психологическая теория групп и, в частности работы Курта Левина, посвященные проблемам групповой динамики. К.Левин исходил из сформированного в рамках гештальтпсихологии представления о соотношении целого и частей. Он рассматривал группу не просто как сумму членов, а как качественно новое функциональное образование, развивающееся по свои законам. Групповая жизнь людей позволяет человеку лучше узнать себя, увидеть себя глазами других, а стало быть, успешнее осознавать свои положительные и отрицательные качества и тем самым, более сознательно подходить к их совершенствованию и изменению. Идея проведения групповой формы тренингов возникла у Левина в 1946 году, когда он работал в лаборатории межгрупповых отношений.

Третьим основанием стала психотерапевтическая практика, в рамках которой был накоплен значительный опыт групповой работы, разработаны конкретные технологические приемы и методы руководства групповым процессом, а также модели этого процесса.

В настоящее время существует несколько разновидностей коррекционных психотренниговых групп.

Психокоррекционные группы можно разделить на 4 категории: группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному побуждению к работе.

Основные виды тренинговых групп:

1.Тренинг-группы (Т-группы) – Т-группы пронизывают по существу все типы группового обучения. В известном смысле, т-группа – это «душа» всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт отражен в публикациях Н.Н.Богомоловой, Ю.Н.Емельянова, Л.Н.Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих общий потенциал обучения может быть сведено к следующим:

а) акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и анализируются по типу «здесь и теперь»;

б) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга, выступающих в качестве материала для анализа;

в) атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения относительно друг друга, а также получать в ответ на это «обратную связь» от других членов группы;

г) климат психологической безопасности, при котором обеспечивается индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений.

Цели тренинга обычно содержат следующие аспекты:

Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической самозащиты и устранения неискренности на личном уровне;

Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как например, членство в группе, размер группы;

Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимодействия с другими;

Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем.

Немаловажную роль в группе играет обратная связь. Обратная связь в социально-психологическом смысле обозначает получение информации от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих его людей. Сейчас Т-группы разделились на три основных течения: а) общее развитие индивидуума («группы сензитивности»); б) формирование и исследование межличностных отношений; в) организационное развитие (улучшение деятельности целых организаций путем оптимизации трудовых отношений).

2.Группы обучения (Study groups) Данный вид групп сформировался как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели этих видов групп общие (изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения «здесь и сейчас»). Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы – это американский продукт, и корни их идеологии кроются в отношениях, существующих американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости их участников. Это положение признается решающим, позволяющим участникам групп становится самосознающими, умелыми и осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Данная ориентация просматривается и в требованиях к тренеру, руководителю Т-групп. Например, он должен действовать в демократической манере как образец поведения «хорошего» члена группы, непосредственно реализуя основные цели группы; он дает прямую, но не «оценочную» обратную связь; открыт как для выражения и принятия как собственных чувств, так и чувств других.

Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп в группах обучения (S-группах) одной из центральных является проблема власти, авторитета. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. В основе групп обучения лежит бихевиоральная ориентация. Коль скоро человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции. Одной из типичных методик тренинга является репетиция поведения. Участникам демонстрируется модель оптимального поведения в какой-либо ситуации. Моделирование может происходит как с помощью видеотехники, так и виде эпизода ролевой игры в группе. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помогает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, то есть проводит инструктаж. Наконец, наступает фаза подкрепления, то есть поощрения за успешные действия в виде положительных реакций группы и руководителя или каких-нибудь наград. Существует возможность и отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания) – неодобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительного подкрепления.

3.Группы встреч (Encounter-groups). Наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Термин “ Encounter” был введен Карлом Роджерсом. Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось на названиях этих групп. В начале 60-х они назывались «группами обучения сензитивности» (Sensitivity Training Groups).

Хотя четкие пограничные линии не были проведены и многие исследователи смешивают Т-группы и Е-группы между собой, все таки некоторые отличия существуют. Так, за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования: «как жить полноценно и испытывать более глубокие чувства?», их концепция более экзистенционально ориентирована. Кроме того, часто под Encounter-groups понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп. М.А.Лиеберман, И.Д.Ялом и М.В.Майлс выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». Это Т-группы, гештальттерапия, транзактный анализ, эзален эклектик, личностный рост, синанон, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер-тейпс. Рассмотрим некоторые из них:

Группы встреч

а) Гештальттерапия – довольно распространенное и популярное в США научно-практическое движение. Главной задачей гештальт-терапии является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего “Я” и продвижению к зрелости. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым её участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Гештальт-терапия не предусматривает предоставления уже готового набора методик работы в группе. Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто постоянное экспериментирует с методиками, ищет новые подходы к решению проблем и в любой момент занятий при помощи своей интуиции находит нужные ответы на вопросы участника. Гештальт подчеркивает целостность в психической организации личности. Изменения рассматриваются как детерминированные субинтеллектуальными, подсознательными процессами, которые являются связующим звеном между сознанием и «примитивной мудростью» тела человека. В гештальториентированной инкаунтер-группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными скелетно - мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи между частями целостной психической организации человека. Участие и вовлеченность других членов группы в процесс является минимальным, часто их основной функцией и основным вкладом в процесс является простое подтверждение этих устанавливаемых при взаимодействии терапевта и клиента представлений, подобно тому, как это делает хор в древнегреческой трагедии.

б) Транзактный анализ. Транзактный анализ – это интеракционная психотерапия, которая обычно проводится в групповой форме. Клиенты знакомятся с основополагающими понятиями, с механизмами поведения и их расстройствами. Целью работы является осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга свои эго-состояния, а затем добиться доминирования Взрослого над Ребёнком. Развивая это осознание, клиенты исследуют раннее программирование, родительские директивы и свои ранние решения в отношении себя (“я о’кей” или “я не’окей и т.д.) и своей жизненной позиции.

Автор метода – Эрик Берн. Подобно гештальториентированным группам работа и здесь осуществляется лидером с каждым членом группы по очереди. Берн чаще говорит о терапии в группе, чем о терапии группой. Понятие «транзактный анализ» предусматривает скорее исследование транзакций между различными состояниями «Эго» человека, как при психоанализе, нежели транзакции между индивидуумами. Выделяются и анализируются три состояния этого «Я» (Эго»): «родитель» - «ребенок» – «взрослый». «Родитель» репрезентирует авторитарные тенденции человека относительно себя и других людей. Человек в позиции «Ребенок», как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

в) Метод «Эзален эклектик» (Esalen Eclectic) разработан У.Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает модель трехкомпонентной структуры человеческий межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении в общность, потребности в контроле и потребности в близости и любви. Эти потребности одновременно являются и стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных техник и процедур на вербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений. Люди учатся испытывать более разнообразные, более полные ощущения своего тела, более правильно воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется на индивидуальные проблемы участников и на межличностные отношения в группе. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться от его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации.

г) Психодрама или ролевая игра, широко используется в качестве и самостоятельного метода, и в виде вспомогательной техники во многих других формах инкаунтер групп. Особенность этих групп состоит в импровизированном разыгрывании участниками процесса заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют различные роли персонажей ситуации. Кроме действенного осознания личных проблем данный метод дает возможность участникам практически отрабатывать и закреплять новые, более эффективные формы поведения в значимых ситуациях и условиях с наименьшей степенью риска получения психологической травмы. Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатарсические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.

Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников. Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов. Участники психодрамы – это клиенты консультаций, пациенты в клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).

Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др. Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако, оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.

Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

д) Арт-терапия – это эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительную деятельность с целью изменения его состояния и структуры мироощущения. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Новый рост интереса к арт-терапии отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях.

Просмотров работы: 12060