ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Медведева Л.А. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Накладные расходысостоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Они образуютсяв связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Накладные расходы это —затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. К ним можно отнести затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством предприятия, является снижение себестоимости выпускаемой продукции, выработка путей сокращения издержек и повышения эффективности должно происходить на всех стадиях производственного процесса. Большое значение в поиске путей снижения себестоимости продукции имеет выявление затрат не связанных прямо с процессом производства, и, в первую очередь, сокращение именно этих видов затрат. К таким расходам можно отнести затраты на организацию и управление производством. Их удельный вес в себестоимости весьма значителен.

Затраты на обслуживание производства и управление составляет около 10-12% себестоимости и относятся к условно-постоянным затратам. Следовательно, их увеличение приводит к повышению себестоимости, а это, в свою очередь, влияет на величину прибыли. Поэтому, на наш взгляд, рассматриваемая тема является актуальной.

Управляющие различных фирм находят, что накладные расходы контролировать сложнее, чем все прочие издержки, поскольку данные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей с различными характеристиками динамики изменения. Некоторые накладные расходы, например амортизация основных средств, зависят от производственных мощностей. Данные расходы остаются сравнительно постоянными независимо от изменений объемов сбыта или производства. Дискреционные расходы изменяются только в зависимости от решений, принятых руководством.

Другая трудность состоит в том, что не все накладные расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые накладные расходы приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие накладные расходы приходятся на существенно более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.

В рыночных условиях хозяйствования стало очевидным, что наиболее управляемыми с позиций поиска резервов экономии, роста прибыли и рентабельности на предприятии, определившем программу производства и сбыта, постепенно становятся не основные, а накладные расходы.

Направлением совершенствования деятельности управленческой бухгалтерии может послужить создание единого учета, бюджетирования и анализа накладных расходов.

Недостаточно приспособленные к рыночным условиям методы учета и анализа накладных расходов отрицательно сказываются не только на текущей работе предприятия, но и приводят к принятию неверных стратегических управленческих решений.

Накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.д. В новых условиях появляется осознанная потребность в гибких административных системах, смене методологических принципов управления и его составляющих (в том числе подходов в использовании информации бухгалтерского учета), ужесточении контроля за расходованием средств на уровне руководства организацией, проведении аналитических исследований по оптимизации затрат в этой области.

В этом и заключается актуальность курсовой работы, т.к. управленческий учет накладных расходов необходим для эффективного регулирования затрат, определения сфер ответственности менеджеров, решение проблем с выявлением наиболее точных показателей себестоимости производимой продукции. И чем больше внимания будет уделено созданию оптимальной системы управленческого учета накладных расходов, тем мобильнее будет становиться предприятие в условиях рынка и эффективнее деятельность административного аппарата.

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления и контроля накладных расходов. В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Изучение нормативно-правового регулирования управленческого учета в части накладных расходов;

2. Анализ классификации накладных расходов;

3. Исследование порядка распределения и системы счетов накладных расходов;

Данный курсовой проект выполнен на примере сельскохозяйственного предприятия ООО «Мельница». Курсовая работа написана с использованием таких нормативно-правовых документов, как Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также учебных пособий, периодических изданий и на основе финансовой отчетностиООО «Мельница».

  1. Теоретические основы исчисления и контроля накладных расходов

  1.  
    1. Теоретические и методические основы учета накладных расходов

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества (участников).

Для расчета себестоимости произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируются на:

1.входящие и истекшие;

2.прямые и косвенные;

3.основные и накладные;

4.текущие и единовременные и т.д.

Наиболее важными для управленческого учета являются накладные расходы, т.к. они вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.

Накладные расходы - это расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием: общепроизводственные и общехозяйственные, вызванные подготовкой и, организацией, обслуживанием и управлением.

Общепроизводственные (производственные) накладные расходы - это расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Они возникают в производственных подразделениях - участках, цехах, производствах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат непосредственно связаны с производством. В состав производственных накладных расходов входят расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, и общецеховые расходы на управления.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:

1.амортизация оборудования и транспортных средств;

2.текущий уход и ремонт оборудования;

3.энергетические затраты на оборудование;

4.услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

5.заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

6.расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

7.прочие расходы, связанные с использованием оборудования.

Общецеховые расходы на управления состоят из следующих расходов: расходы по производственному управлению;

1.затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;

2.содержание аппарата управления производственными подразделениями;

3.амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря;

4.затраты на обеспечение нормальных условий работы;

5.затраты на профориентацию и подготовку кадров.

Общехозяйственные (непроизводственные) накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций и функций организации производства. Эти расходы возникают в рамках предприятия, т.е. это:

1.административно-управленческие расходы;

2.расходы по техническому управлению;

3.расходы по производственному управлению;

4.расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью;

5.На управление финансово-сбытовой деятельностью;

6.расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение, переподготовку и на повышение квалификации;

7.оплата услуг, оказываемых внешними организациями;

8.содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря;

9.обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством порядку.

Классификация расходов должна в полной мере отражать все характерные признаки, по которым отличаются одни статьи затрат от других, разграничивать их функциональную роль, в соответствии с которой каждый компонент затрат выполняет конкретную функцию. Такой подход позволяет с большей основательностью определить целесообразность и эффективность формирования статей затрат и их адресность.

Рассмотрим основные классификационные признаки накладных расходов:

По принадлежности к производственному циклу: производственные и непроизводственные накладные расходы, такое деление обусловлено методологией определения себестоимости продукции. Отличительная черта производственных расходов - наличие их связи с разработкой и созданием производственной программы.

Производственные накладные расходы можно классифицировать в поэлементном разрезе с целью получения более детальной информации о затратах.

По уровню осуществления контроля: контролируемые и неконтролируемые накладные расходы, необходимость применения такой группировки определяется тем, что она регулирует отношения между руководителями различных уровней управления и позволяет выявить виновника перерасхода средств.

Накладные расходы входят в сферу ответственности конкретного руководителя на том или ином уровне управления. Примерами могут служить такие статьи расходов, как расходы на содержание структурного подразделения или расходы по обслуживанию, связанные с определенной стадией процесса производства.

По способу включения в себестоимость центра затрат: первичные и вторичные накладные расходы. Первичными принято считать расходы, возникающие непосредственно в центре затрат (на содержание управленческого персонала цеха). Вторичные расходы представляют собой расходы, которые относятся на центр затрат в результате процедуры перераспределения накладных расходов или процедуры расчета трансфертных цен (на транспортное обслуживание, на ремонт транспортных средств).

По способу отражения затрат в управленческом учете: фактические, бюджетные и распределенные накладные расходы. Фактические расходы - расходы, которые осуществлены в отчетном периоде и отражены в управленческих отчетах. Бюджетные расходы - расходы, которые планируют бухгалтеры-аналитики на предстоящий бюджетный период. Фактические и бюджетные накладные расходы могут рассчитываться на: предприятие в целом; подразделение; вид деятельности; вид оборудования; единица продукта; операцию. Распределенные (поглощенные, списанные) накладные расходы представляют собой накладные расходы, отнесенные на производимые продукты в процессе калькулирования затрат.

Поскольку накладные расходы служат объектом прогнозирования, можно выделять прогнозируемые и прогнозируемые накладные расходы (непроизводительные выплаты, долю накладных расходов в расходах на брак и т.п.).

В системе учета затрат «стандарт-костинг»: недораспределенные и перераспределенные накладные расходы. В случае если фактические накладные расходы больше распределенных, то возникают недораспределенные накладные расходы. В случае если распределенные накладные расходы больше фактических, то возникают перераспределенные накладные расходы.

В зависимости от влияния объема деятельности (система учета затрат «директ-костинг»): переменные и постоянные. К переменным относят расходы, величина которых изменяется по мере изменения объема деятельности и степени интенсивности работ. Кпостоянным - затраты, сумма которых остается условно постоянной независимо от изменений объема деятельности.

  1.  
    1. Особенности учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Накладные расходы возникают в связи с организацией и обслуживанием производственного процесса и управлением им и включают общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Общепроизводственные (цеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производством в цехах организации.

Общепроизводственные расходы включают в себя расходы на организацию производства и управление отдельными отраслями производства или подразделениями, а также различные производственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести на ту или иную культуру либо на тот или иной вид продукции, так как они относятся к отрасли или производственному подразделению в целом.

Общепроизводственные расходы подразделяются по отраслевому признаку:

  1. Растениеводство;

  2. Животноводство;

  3. Промышленные производства;

  4. Другие производства.

К основным группам, образующим общепроизводственные расходы, можно отнести:

1. Вспомогательные изделия и комплектующие детали;

2. Косвенные затраты на оплату труда (заработная плата работников, не занятых непосредственно в производстве одного изделия, но связанных с процессом производства в рамках организации в целом: мастеров, ремонтников, вспомогательных рабочих, а также оплата отпусков и сверхурочной работы);

3. Другие косвенные общепроизводственные расходы (затраты на содержание цеховых зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, страхование имущества, арендная плата, амортизация оборудования и др.).

Состав и размер общепроизводственных расходов определяются сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов цеха. Сметы составляются по каждому цеху отдельно. Цель планирования расходов и выделения в фактической себестоимости продукции самостоятельных калькуляционных статей - постоянный контроль за соблюдением смет.

Планирование и учет общепроизводственных расходов производятся по следующей номенклатуре статей:

1. Амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

2. Отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту производственного оборудования и транспортных средств;

3. Расходы по эксплуатации оборудования;

4. Заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

5. Содержание аппарата управления цеха;

6. Содержание зданий цехов и цеховых сооружений;

7. Расходы на проведение испытаний, опытов и исследований;

8. Охрана труда работников цеха;

9. Потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам и др.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы».

На основании первичных документов, подтверждающих факт и сумму произведенных общепроизводственных расходов, на счетах бухгалтерского учета делаются соответствующие записи.

По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», списывается путем распределения на себестоимость отдельных видов продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих (прямых затрат материалов и др.).

При цеховой структуре управления основная часть общепроизводственных расходов принимает форму цеховых расходов.

Списание производится в плановом или нормативном размере в течение года с корректировкой в конце года. В результате счет 25 "Общепроизводственные расходы" закрывается и сальдо не имеет. Субсчета к счету 25 "Общепроизводственные расходы":

  1. "Общепроизводственные расходы растениеводства";

  2. "Общепроизводственные расходы животноводства";

  3. "Общепроизводственные расходы промышленных производств".

Для более точного и обоснованного отнесения затрат по назначению важно подразделять общепроизводственные расходы в зависимости от места их возникновения. С этой целью общепроизводственные расходы подразделяют на отраслевые, которые учитывают по отрасли в целом (растениеводство, животноводство) и общебригадные, общефермские и т.п., которые учитывают непосредственно по каждому подразделению предприятия (бригады, фермы, участка, отделения и др.). Такой порядок дает возможность общепроизводственные расходы каждого подразделения относить на затраты только этого подразделения, что обеспечивает более точное калькулирование себестоимости продукции и, что особенно важно, в наибольшей степени соответствует требованиям учета по подразделениям.

Учет общепроизводственных расходов ведется по следующим статьям:

  1. Затраты на оплату трудааппарата управления (человеко-часы, рубли):

- в растениеводстве - оплата труда главных и старших агрономов, заведующих отделениями и участками, бухгалтеров и учетчиков отделений и т.п.;

- в животноводстве -заработная плата главных и старших зоотехников, заведующих фермами и комплексами, учетчиков и бухгалтеров комплексов и ферм и т.п.;

  1. Затраты на оплату труда прочего персонала (человеко-часы, рубли):

- суммы оплаты труда персоналу, не относящемуся к аппарату управления отраслью: агрономы, зоотехники и другие специалисты, работающие в отделениях или на фермах;

- бригадиры, помощники бригадиров, полевые объездчики, заправщики-учетчики, агрономы, зоотехники и другие специалисты, не состоящие в штатах отделений и ферм, в случаях, если они не принимают, а осуществляют технологическое руководство по своей специальности (борьба с вредителями, семеноводство, селекционная работа, механизация трудоемких процессов в животноводстве и т.п.).

  1. Содержание основных средств: учитывают суммы начисленной амортизации, затраты на ремонт (отчисления в ремонтный фонд), расходы на отопление, освещение, уборку по основным средствам общепроизводственного (общебригадного, общефермского цехового, отраслевого) назначения (полевых станов, агрокабинетов, агрохимлабораторий, помещений для хранения сельскохозяйственных машин, ветбаклабораторий, ветизоляторов, зоокабинетов и т.п.).

  2. Охрана труда и техника безопасности:

- отражают расходы по устройству различных приспособлений, обеспечивающих безопасность работ на машинах и оборудовании: устройство ограждений и агрегатов (некапитального характера), сигнализации, вентиляции и т.п.;

- затраты на производственную санитарию (мыло, устройство душевых, подвоз воды для мытья и т.д.) и другие мероприятия по охране труда (оформление предупредительных надписей, приобретение справочников, плакатов и т.п.).

5. Прочие расходы:

- прочие затраты общепроизводственного характера, не предусмотренные предыдущими статьями: расход хозяйственного инвентаря, расходы по доставке рабочих на полевые станы и фермы, по подвозу воды и нефтепродуктов для тракторов и комбайнов, услуги вспомогательных производств, расходы по оборудованию скотомогильников, на карантинные мероприятия и т.п.;

- потери от простоев, потери от брака и т.д.

Ежемесячно, на основании данных накопительных ведомостей затрат (формы 301-АПК), отчетов о движении материальных ценностей и других документов подразделений составляют Лицевые счета (производственные отчеты) подразделений (формы 83-АПК) - регистр аналитического учета. В них отражаются данные о суммах соответствующих расходов за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года по установленным статьям затрат. Синтетический учет ведется в Журнале-ордере 10-АПК.

Полученные за месяц итоги общепроизводственных затрат (растениеводства, животноводства и др.) переносят из лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений в сводный лицевой счет (производственный отчет) данного вида по предприятию в целом. При цеховой структуре управления лицевые счета (производственные отчеты) подразделений не составляют, а в центральной конторе на основании документов составляют только сводные лицевые счета соответствующих цехов (растениеводства, животноводства и др.).

Ежемесячно (ежеквартально) суммы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", распределяются в плановом или нормативном размере по назначению с корректировкой до фактических сумм в конце года. Расходы определяют по объектам затрат основного производства пропорционально общей сумме затрат каждого объекта (без затрат на организацию и управление производством), за исключением в соответствующих производствах затрат на семена, корма, сырьё и полуфабрикаты. При этом фермские, бригадные, цеховые расходы распределяют на объекты учета затрат только соответствующих структурных подразделений.

Общехозяйственные расходы включают расходы на управление и обслуживание хозяйства в целом.

Синтетический учет ведется на активном собирательно-распределительном счете 26 "Общехозяйственные расходы": по дебету - учитывают затраты в течение года, по кредиту - их списание в установленные сроки по назначению.

Группы затрат, включаемых в общехозяйственные расходы:

  1. Затраты, связанные с управлением производством:

- содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами;

- содержание и обслуживание технических средств управления - вычислительных центров, узлов связи средств сигнализации и др.;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг (затраты, связанные с ревизией предприятий, проводимой по инициативе одного из участников предприятия в общехозяйственные расходы не включают);

- оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством в тех случаях, когда штатным расписанием предприятия не предусмотрены те или иные функциональные службы;

- представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия (проведение официальных приемов, посещение культурно-зрелищных мероприятий, оплата услуг переводчиков);

- расходы на проведение заседаний совета (правления) предприятия и его ревизионной комиссии.

  1. Затраты, связанные с изобретательством и рационализацией.

  2. Затраты на выполнение санитарно-гигиенических требований.

  3. Хозяйственные расходы на содержание зданий и других объектов общехозяйственного назначения.

  4. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией объектов природоохранного назначения.

  5. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:

- оплата отпусков лицам, успешно обучающимся в вечерних или заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства (и т.п.);

- затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение на основе договоров с учебными заведениями за предоставление дополнительных услуг по подготовке, повышению квалификации кадров;

- затраты базовых предприятий по оплате труда инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, освобожденных от основной работы, по руководству обучением в условиях производства и производственной практики учащихся и студентов.

  1. Затраты, связанные с набором рабочей силы (оплата выпускникам и молодым специалистам проезда к месту работы, отпуск перед началом работы).

  2. Затраты на дорогу работникам к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом (если они относятся к общехозяйственному персоналу.

  3. Отчисления в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

  4. Затраты, связанные с содержанием помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы.

  5. Амортизация по нематериальным активам.

  6. Налоги, сборы и другие обязательные отчисления, включаемые в издержки производства.

  7. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

Счет 26 "Общехозяйственные расходы" - активный, собирательно-распределительный. По дебету в течение года учитывают общехозяйственные расходы, по кредиту -ежемесячно (ежеквартально) их списывают в нормативном или плановом размере и включают в себестоимость продукции основных производств, работ и услуг вспомогательных производств и т.д.

Распределение общехозяйственных расходов на соответствующие объекты учета производят пропорционально общей сумме прямых затрат (за исключением стоимости семян, кормов, сырья, материалов и полуфабрикатов).

Аналитический учет ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др. в Лицевом счете(производственном отчете) (формы 83-АПК). Синтетический учет ведется вЖурнале-ордере 10-АПК.

1.3 Нормативно-правовое регулирование управленческого учета в части накладных расходов

К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена четырьмя уровнями:

Законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета.

К данному уровню относятся Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» («Об ООО»), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.

Основополагающим документом является закон «О Бухгалтерском учете». В нем раскрываются общие методологические подходы к бухгалтерскому учету, основные требования к его ведению, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету. В ГК РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Закон «Об ООО» определяет правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Особое место в системе нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, который определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и предоставление заинтересованными пользователями сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Нормативные акты и методические указания, включая различные рекомендации по отдельным вопросам бухгалтерского учета в основном Минфином РФ.

На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30-39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

Однако особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). К настоящему времени утверждены и действуют 24 ПБУ. Рассмотрим некоторые из них.

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», который устанавливает основы формирования и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

ПБУ 10/99 «Расходы организации» имеет непосредственное отношение к правилам формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - определяет состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. Применяется при установлении: типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности; упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций; особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности; особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации и т.д.

Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики. При этом учитываются размер, специфика, отраслевая принадлежность предприятия. И это уже третий уровень системы регулирования бухгалтерского учета.

Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики: указания, должностные инструкции, положения, приказы о формировании учетной политики, и иные подобные документы по постановки и ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами.

Весь перечень документов, которые должны утверждаться приказом или распоряжением руководителя организации о принятой учетной политике, содержится в Законе РФ «О бухгалтерском учете».

2.Состояние учета накладных расходов в современных условиях

2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мельница»

Общество с ограниченной ответственностью «Мельница», находящееся в г. Саратове, является коммерческим предприятием, целью создания которого является производство муки.

Для оценки условий функционирования и основных черт экономического развития, а также эффективности принимаемых управленческих решений в работе необходимо проанализировать основные показатели экономического и финансового состояния исследуемогопредприятия.

Таблица 1 -Объём и структура товарной продукции организации

Показатели

2009г.

2010г

2011г

В среднем за 2009-2011гг

выручка, тыс. руб.

%

выручка, тыс. руб.

%

выручка, тыс. руб.

%

выручка, тыс. руб.

%

Мука

29421

98,5

31231

92,4

58534

98,5

39729

96,8

Кормосмесь

452

1,5

2562

7,6

866

1,5

1293

3,2

Всего:

29873

100

33793

100

59400

100

41022

100

Для оценки уровня специализации производства опытной станции рассчитаем коэффициент специализации (Ксп). Он равен:

Ксп = 100/(Σ (Удi *(2n-1))), (1)

где Удi–удельный вес i-го вида товарной продукции в общем её объёме;

n – порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.

Ксп = 100/(96,8*(2*1-1) + (3,2*(2*2-1)) = 100/(96,8+9,6) = 100/106,4 = 0,9

Фактически сложившаяся специализация ООО «Мельница» за период 2009 – 2011 гг. производство муки, она четко выражена, поскольку значение рассчитанного коэффициента равно 0,9.

Таблица 2 – Состав и структура численности рабочих

Показатель

2009

2010

2011

чел.

%

чел.

%

чел.

%

По организации всего:

15

100

13

100

14

100

В том числе: Работники занятые в сельскохозяйственном производстве, всего:

15

100

13

100

14

100

В том числе: Рабочие постоянные

9

60,0

8

62

7

50,0

Из них: Машинисты

3

20

3

23

2

14,3

Служащие

6

40,0

5

38

5

36

Их них: Руководители

2

13,3

2

15,4

2

14,3

Специалисты

4

26,7

3

23

3

21,4

В таблице 2 представлен состав рабочих ООО «Мельница», а так же изменение его численности. Из данной таблицы видно, что численность персонала практически не изменялась в течение трех лет. С 2009г. общая численность рабочих увеличилось на 1 человека. Наибольший удельный вес в 2011г. пришелся на постоянных рабочих, они и составляют основу работников организации.

Таблица 3 - Состав и структура основных средств

Показатель

2009

2010

2011

Изменение

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

Основные средства, в т. ч. машины и оборудование

1523

58,8

7925

89,20

7717

89,5

6194

транспортные средства

628

41,2

960

10,80

907

10,5

279

Итого:

2151

100

8885

100

8624

100

6473

Таблица 3 показывает, что с 2009 года произошло увеличение основных средств более чем на 6 тыс. руб. Такой прирост ведет к увеличению производственных мощностей, объемов производства, выпускаемой продукции.

Таблица 4. Обеспеченность организации основными средствами производства и эффективность их использования

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1075,5

4442,5

4312

3236,5

Среднегодовая численность работников, занятых с.-х. производством, чел

15

13

14

-1

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

29873

33793

59400

29527

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

730

686

2061

1331

Фондовооружённость труда, тыс. руб.

71,7

341,7

308

236,3

Фондоотдача, руб.

27,7

7,6

13,8

-13,9

Фондоёмкость, руб.

0,04

0,13

0,07

0,03

Фондовооружённость – показатель оснащенности основными производственными фондами (показываетстоимость основных производственных фондов, которая приходится на одного работника). Из данных таблицы видно, что этот показатель вырос. Чем больше фондовооружённость, тем выше степень оснащенности труда работающих.

Показатель фондоотдачи иллюстрирует объем товарной или валовой продукции по отношению к стоимости основных фондов предприятия. Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы производства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фондов и снижает издержки производства.

Уменьшение показателя фондоотдачи, которое видно из таблицы, свидетельствует о снижении уровня использования основных фондов и производительности труда.

Фондоемкость — показатель, (обратный показателю фондоотдача), который показывает стоимость основных производственных фондов, которые приходятся на одну денежную единицу выпущенной предприятием продукции. Величина фондоотдачи показывает сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные фонды, и служит для определения экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов. Рост фондоемкости на ООО «Мельница» свидетельствует об увеличении затрат труда.

Таблица 5 Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение

Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

32611

36523

63775

31164

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

29873

33793

59400

29527

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

730

686

2061

1331

Уровень рентабельности основной деятельности, %

2,4

2,03

3,5

1,1

Рентабельность основной деятельности рассчитывается делением при­были от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рас­считывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Рост этого показателя свидетельствует об увеличении прибыли с рубля продаж на 1,1%.

Таблица 6 Критерии ликвидности ООО «Мельница»

Коэффициенты

Уровень показателя

на начало 2011года

на конец

2011 года

Изменение

Текущая ликвидность

1,1

1,06

-0,04

Быстрая ликвидность

0,5

0,4

-0,1

Абсолютная ликвидность

0,1

0,006

-0,09

Анализ текущей ликвидности активов показывает платежные возможностипредприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов сдебиторами и благоприятной реализацией готовой продукции, но и продажи вслучае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Если текущие активы превышают по величине текущиеобязательства, предприятие может рассматриваться как успешнофункционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущейликвидности. Рост значения показателя в динамике обычно рассматриваетсякак благоприятная тенденция. В отечественной аналитической практикеприводится критическое нижнее значение показателя 1, оптимальное 2,0-2,5: однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядокпоказателя, но не на его точное нормативное значение. Коэффициент текущей ликвидности на ООО «Мельница» превышает критическое нижнее значение и равен 1,06.

Анализ быстрой ликвидности отражает прогнозируемыеплатежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Он проводится по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть -производственные запасы. Теоретически оправданное значение этого показателя 0,7-0,8, рассчитанное значение этого показателя составило 0,4.

Анализ абсолютной ликвидности является наиболее жестким критериемликвидности предприятия; показывает какая часть краткосрочных заемныхобязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Нормальноеограничение данного показателя в пределах 0,2-0,5. При расчете размер данного показателя составил 0,006.

2.2 Синтетический и аналитический учет накладных расходов в ООО «Мельница»

Общепроизводственные расходы, их состав и размер определяются сметами на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов подразделений.

Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», аналитический - в специальных ведомостях по каждому цеху и по статьям сметы. При журнально-ордерной форме учета общепроизводственные расходы фиксируются в ведомости № 12, которая выполняет роль одновременно регистров аналитического и синтетического учета. Записи в эту ведомость производятся по данным ведомостей распределения расхода материалов, заработной платы, отчислений на социальные нужды, начисления амортизации и других документов.

На счетах бухгалтерского учета общепроизводственные расходы отражаются так:

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и пр.

По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25, списывается (распределяется), счет закрывается.

Общепроизводственные расходы относятся не только на себестоимость готовой продукции, но и на себестоимость незавершенного производства на конец месяца. Сумма общепроизводственных расходов, которая относится на себестоимость готовой продукции, распределяется между отдельными видами продуктов труда. Выбор способа распределения расходов в бухгалтерском учете между объектами учета и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг производится организацией самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности. Основанием для распределения общехозяйственных расходов может служить сумма основной заработной платы производственных рабочих, либо прямые затраты материалов, другие критерии, значения которых соответствуют нормативным (плановым) или фактическим величинам затрат.

Для распределении общепроизводственных расходов между видами продукции определяется отношение суммы указанных расходов к общей величине показателя, принятого в качестве критерия (например, заработной платы производственных рабочих по цеху).

Общехозяйственные расходы связаны с управлением организацией в целом, ее обслуживанием. Состав и размер этих расходов определяется сметой.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы», аналитический - по статьям сметы в специальной ведомости. Регистром аналитического учета общехозяйственных расходов является ведомость № 15, которая заполняется по данным разработочных ведомостей, указанных к ведомости № 12. На счетах бухгалтерского учета общехозяйственные расходы отражаются записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97«Расходы будущих периодов» и пр.

В конце каждого месяца производится списание общехозяйственных расходов, которое осуществляется согласно учетной политике организации одним из способов:

1) путем списания в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 29);

2) на счет учета продаж.

Общехозяйственные расходы, приходящиеся на продукты труда, как и общепроизводственные, распределяются между отдельными видами продукции, работ, услуг пропорционально выбранной базе.

Если общехозяйственные расходы включаются в затраты на производство конкретных видов продукции, на счетах бухгалтерского учета формируется запись:

Дебет сч. 20 «Основное производство» (по видам продукции)

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

При данном варианте отнесения общехозяйственных расходов на счетах бухгалтерского учета формируется полная производственная себестоимость продукции, работ, услуг.

Базой распределения общехозяйственных расходов как между остатками незавершенного производства и готовой продукцией, так и иными объектами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг могут выступать основная заработная плата производственных рабочих; затраты сырья и материалов; прямые затраты как фактические, так и нормативные (плановые); другие показатели.

Если общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных относятся на счет 90 «Продажи», то на счетах бухгалтерского учета делаются записи:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы». В этом случае на счетах учета затрат формируется сокращенная себестоимость продукции, работ, услуг (что соответствует применяемой в зарубежной практике системе «директ-кост»).

Несмотря на то, что второй вариант значительно упрощает списание общехозяйственных расходов, он применим при условии, что вся производимая за отчетный период продукция продается либо удельный вес этих расходов в себестоимости продукции незначителен.

Для учета затрат в подразделениях вспомогательного производства при журнально-ордерной форме используется ведомость №12. Результаты деятельности подразделений вспомогательного производства в зависимости от их назначения оформляются накладными сдачи продукции, актами приема-передачи выполненных работ, путевыми листами, справками руководителей служб энергетика, технолога, механика и др.

Продукция, работы, услуги вспомогательного производства потребляются внутри организации либо продаются покупателям и заказчикам. Фактические затраты по продуктам труда вспомогательного производства, потребляемым внутри хозяйствующего субъекта, распределяются между подразделениями - потребителями продукции, работ, услуг, а внутри подразделений - по другим объектам учета и калькулирования.

Критерием для подобного распределения в зависимости от принятого в учетной политике организации варианта, могут служить показатели нормативной (плановой) себестоимости продукции, работ, услуг, суммы заработной платы, материальных расходов, прямых затрат и др.

Данные учета и распределения расходов общепроизводственных, общехозяйственных и вспомогательного производства заносятся в ведомость сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг), а также в журналы-ордера № 10 и 10/1.

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд); расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей (помещений); расходы на рекламу; на приобретение лицензий; расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.

Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебету активного счета 97 "Расходы будущих периодов" с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 50, 51, 69, 70, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года на счете 97, списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт основных средств, либо равномерно по месяцам.

Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по счету 20 "Основное производство" отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. Остальные расходы будущих периодов списывают со счета 97 в дебет собирательно - распределительных (25, 26) или других счетов.

Расходы на рекламу, относящиеся к будущим периодам, также учитываются по дебету счета 97 и кредиту счета 76, с последующим списанием расходов с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат на производство и расходов на продажу.

Расходы по приобретению лицензий целесообразно учитывать на счете 97 в качестве расходов будущих периодов. С кредита счета 97 стоимость лицензий в течение срока их действия списывается равномерно по месяцам на счет 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу".

2.3 Документирование хозяйственных операций по накладным расходам в ООО «Мельница»

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. В системе нормативного регулирования учета, бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках.

Внутренняя отчетность - система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени. Отчеты для руководства составляются через определенные промежутки времени. Они охватывают все хозяйственные процессы: производства продажи.

Отчет о прибылях и убытках (ф.№2) характеризует финансовые результаты деятельностиза отчетный период. Данные в отчете представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. При этом в графе 3 приведены данные за отчетный период, а в графе 4 - за аналогичный период предыдущего года. Отрицательные показатели записаны в круглых скобках.

Общепроизводственные расходы, так же как и общехозяйственные, отражаются по статье «Управленческие расходы».

Затраты, связанные со сбытом продукции отражаются по статье «Коммерческие расходы» отчета о прибылях и убытках. Данные по статье «Коммерческие расходы» показывают уровень затрат, связанные со сбытом продукции.

Кроме того, главный бухгалтер предприятия ведет анализ общехозяйственных расходов, анализ вспомогательного производства, итоги работы торговли, анализ работы мельницы и заключительным является общий анализ работы предприятия.

В конце года на основе анализов главный бухгалтер предприятия делает обобщающей анализ. В данном анализе подводятся итоги по всем видам деятельности организации: основное производство, вспомогательное производство, торговля. Рассматриваются такие показатели как выручку, себестоимость и финансовый результат.

Таким образом, отчеты по накладным расходам позволяют предприятиям:

распределить ответственность за накладные расходы;

распределить накладные расходы между видами деятельности;

разработать мероприятия по сокращению накладных расходов на основе информации о носителях затрат (носители затрат уменьшаются и уменьшаются накладные расходы);

подготовить информацию для принятия управленческих решений;

провести анализ отклонений накладных расходов в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние;

осуществлять оперативное управление по отклонениям.

3.Совершенствование учета и распределения накладных расходов

3.1 Международная практика учета накладных расходов

Концепция управления затратами по операциям (функциям) в настоящее время является одной из самых обсуждаемых в практике менеджмента. Немногие компании отваживаются на внедрение даже отдельных ее элементов, но многие задумываются об этом.

АВС – костинг является новым направлением для западного учета. Областью его применения являются в первую очередь многономенклатурные производства с высоким удельным весом косвенных накладных расходов и предприятия с гибкой (адаптивной) формой организации управления.

АВС – костинг – калькуляционная система, рассматривающая операции в качестве основных объектов учета затрат и калькулирования в целях исчисления себестоимости продукции и определения эффективности бизнес-процессов. Использует метод поэтапного распределения на себестоимость продукции косвенных расходов.

Начало активного обсуждения АВС-костинга относится к середине 80-х гг. 20 века. Его быстрое появление произошло главным образом благодаря работам профессоров Р. Купера и Р. Каплана. Их критика была направлена, в первую очередь, на методы распределения накладных расходов, существенно искажающих себестоимость продукции.

Суть метода сводится к следующему: вместо распределения накладных расходов по производственным подразделениям затраты соотносятся с определенными видами активности (функциями), которые осуществляются в интересах производства реализации того или иного вида продукции. Например, в числе таких функций может быть снабжение материалами, наладка оборудования, контроль качества. Осуществление каждого вида активности требует определенных ресурсов (материалов, оборудования, информации и т. д.), стоимостной оценкой которых является сумма затрат того или иного вида.

Все виды активности можно разделить на четыре типа на основании того, как они соотносятся с выпуском отдельных изделий или продуктов. К первому типу относят виды активности, которые осуществляются над индивидуальными изделиями (штучная обработка, индивидуальный дизайн и т. д.); ко второму типу – виды активности, поглощаемые группами изделий (отладка оборудования для партии изделий, доставка сырья для изготовления серии и т. п.); к третьему типу – виды активности, которые необходимо нести для поддержания производства продукта как такового (разработка технологических карт, выпуск опытных образцов и т. п.); виды активности, необходимые для существования компании в целом (расходы на финансирование, управление и т. п.) относят к четвертому типу.

Все виды активности, за исключением первого (все затраты, поглощаемые в его рамках, в традиционной учетной терминологии принято называть прямыми), требуют распределения на изделия. Для этого затраты, связанные с определенным видом активности, группируются в пул. Далее выделяется характеристика, которая определяет динамику затрат по каждому пулу. Эта характеристика называется драйвером затрат, и именно она является аналогом базы распределения затрат в классических системах.

Принципиальная схема распределения косвенных расходов на обслуживание производства и управление заключается в следующем.

1) обособление групп затрат косвенных расходов;

2) выбор операций;

3) выбор баз распределения затрат (драйверов затрат) для каждой операции;

4) расчет коэффициента распределения первого этапа (ставки драйвера затрат);

5) определение себестоимости операций;

6) выбор баз распределения себестоимости операций (драйверов операций) для каждого объекта калькулирования;

7) расчет коэффициента распределения второго этапа (ставки драйверов операций);

8) определение суммы косвенных расходов по объектам калькулирования.

Рассмотри порядок выполнения схемы АВС-костинга на конкретном примере.

С помощью метода АВС распределяются не все затраты, а лишь те, по которым возможно и экономически целесообразно обособить группы затрат по операциям и найти адекватные драйверы затрат и операций. Остальные косвенные расходы распределяются традиционным методом.

Этап 1. Выбираются группы затрат, которые можно учесть обособленно.

Выделим следующие группы затрат: затрат по заработной плате по отдельным группам работников (декларанты, менеджеры по продажам, экономисты.); затраты на междугородние телефонные переговоры; затраты на обработку информации на электронных носителях.

Этап 2. Анализируется, чем занимается отдел. Выбираются операции, по которым можно найти адекватные базы распределения затрат, собрать аналитические группы затрат, выбрать базы распределения себестоимости операций. В данном примере (отдел маркетинга) можно выделить следующие операции: таможенное оформление экспортируемой продукции; выставление счетов покупателям; рекламирование выпускаемой продукции.

Этап 3. Выбираются базы распределения, с помощью которых возможно отнести затраты на операции: для распределения заработной платы – время в часах; для распределения затрат на междугородние телефонные переговоры – время в часах; для распределения затрат на обработку информации на электронных носителях – время работы компьютеров и прочей оргтехники в часах.

Этап 4,5. на основе тестирования и интервьюирования менеджеров определяется, кто из работников какими операциями занимается и сколько на это тратит времени.

Теперь можно определить ставки драйверов затрат (коэффициенты распределения первого этапа) и подсчитать себестоимость операций.

Теперь все косвенные расходы распределены по операциям.

Этап 6. выбираем базы распределения себестоимости операций (драйверы операций) для перенесения себестоимости последних на объекты калькулирования: количество комплектов таможенных документов для операций по таможенному оформлению; количество выставленных счетов (и прочих документов) для операций по оформлению расчетных документов с покупателями; количество рекламных объявлений для операций по рекламе выпускаемой продукции.

Этап 7. Для расчета коэффициента распределения второго этапа себестоимость операций делится, а величину базы распределения (количественное выражение драйверов операций).

Этап 8. Для примера возьмем два калькуляционных объекта Х и Y. Находим количество выделенных операций, приходящихся на каждый калькуляционный объект и рассчитываем сумму косвенных расходов, приходящуюся на каждый вид продукции.

Таким образом, АВС – костинг применяется в сочетании с методами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, взятыми из разных уровней.

Исследования Ч.Т. Хорнгрена показали, что в большинстве западных фирм также уделяется большое внимание анализу причин возникновения затрат. Кроме того, в управлении фирмами используется: более точная информация об издержках для ценовой стратегии; более точный анализ рентабельности продукции, покупателей, производства и отрасли; более точные показатели результатов деятельности.

Исходя, из изложенного можно говорить о методе АВС-костинг не только и не столько как о способе распределения косвенных накладных расходов, а как о подходе к калькулированию. Во многих организациях АВС-костинг рассматривается не как метод учета, а как метод управления. Часто менеджеры сами инициируют применение АВС. По-видимому, новый подход не привлек бы к себе такого внимания, если бы он был связан лишь с извечным желанием получить «точную» калькуляцию полных затрат. Управление затратами в разрезе отдельных операций, а не продуктов и даже не подразделений предприятия дает новые возможности для эффективного планирования и контроля затрат и, в конечном счете, для их снижения.

3.2Совершенствование учета и распределения накладных расходов

Наиболее распространенным (и принципиально неверным) в настоящее время является подход, при котором все накладные расходы распределяются по какому-либо одному носителю затрат (базе распределения) — времени работы или величине заработной платы основных производственных рабочих, времени работы оборудования, сумме материальных или прямых затрат и т.д. При этом не учитывается, что накладные расходы являются комплексными статьями и представляют собой совокупность различных по своему экономическому содержанию и по характеру изменения в зависимости от уровня деловой активности затрат.

Очевидно, что в принципе невозможно найти какой-либо универсальный показатель, который для всех накладных расходов являлся бы единственным носителем затрат, т.е. тем фактором или показателем, изменение которого в определяющей степени влияет на изменение величины накладных расходов. Выбор одного носителя затрат для всех накладных расходовприводит к значительному искажению величины себестоимости отдельных видов изделий. При этом величина накладных расходов, приходящаяся на те или иные изделия, а соответственно, и их себестоимость изменяются, в ряде случаев значительно, в зависимости от используемого носителя затрат. Наконец, то или иное изделие, рентабельное при использовании какого-либо одного носителя затрат, может оказаться убыточным при ином способе распределения накладных расходов.

В соответствии с этим в качестве базы распределения накладных расходов используются следующие критерии:

1.При распределении накладных расходов на материал:

  •  
    • Количество основного производственного материала – используется для материалоемкой продукции, требующей больших сырьевых затрат в единицах веса или объема. Например, критерий может быть применен для предприятий хлебопекарной промышленности.

    • Стоимость основного производственного материала– применяется для продукции, при изготовлении которой используется дорогостоящее сырье. Например, может использоваться в ювелирной промышленности.

2. При распределении производственных накладных расходов:

  •  
    • Прямые затраты рабочего времени – используется для трудоемких изделий.

    • Прямые затраты труда– применяются для изделий с высокой долей заработной платы в затратах.

    • Машинное время– используется для изделий, требующих значительных затрат времени работы оборудования.

3. При распределении общефирменных накладных расходов:

  • Производственная себестоимость продукции.

  • Объем реализации продукции.

Для обеспечения большей достоверности информации о затратах в разрезе отдельных видов продукции можно рекомендовать следующее.

Распределять каждую статью накладных расходов по своему носителю затрат. Целесообразно для этих целей с учетом возможностей, предоставляемых отечественным учетом, рассматривать следующие статьи:

  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО);

  • общепроизводственные (цеховые) расходы;

  • общехозяйственные (общезаводские) расходы;

  • коммерческие (внепроизводственные) расходы.

В свою очередь, цеховые и общезаводские расходы предлагалось распределять, используя в качестве носителя затрат (базы распределения) сумму основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав внепроизводственных (коммерческих) расходов, могут распределяться, согласно указанному документу, между отдельными видами продукции исходя из их веса, объема или производственной себестоимости.

Однако в настоящее времяв подавляющем большинстве случаев бухгалтеры ориентируются на соответствующие инструктивно-методические материалы (отраслевые положения по себестоимости, до последнего времени — инструкции по налогообложению), в которых накладные расходы рассматриваются совокупно. Кроме того, ликвидация синтетического счета «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», на котором собиралась информация о соответствующих затратах, значительных для любого производственного предприятия, дает бухгалтеру формальное основание эти затраты не рассматривать в качестве самостоятельных. Все это в конечном итоге приводит к тому, что менеджеры получают недостоверную информацию.

При выборе носителя затрат в первую очередь следует исходить из принципа причинности (обусловленности), означающего,в частности, что та или иная статья накладных расходов должна распределяться на основе того фактора или показателя, который в наибольшей степени влияет на величину этих расходов. В связи с этим представляется логичным расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределять пропорционально времени его работы, поскольку по крайней мере затраты на эксплуатацию зависят от уровня загрузки оборудования. Очевидно также, что коммерческие расходы при прочих равных коррелируют с объемом реализованной продукции, который может служить носителем затрат для распределения данной статьи. Сложнее выбрать носители затрат для общепроизводственных и общехозяйственных расходов, величина которых непосредственно не связана с выпуском конкретных видов продукции. В этом случае исходят из принципа «перекладывания» затрат, т.е. принципа «от обратного», означающего, что выбирается не наиболее подходящий носитель затрат (такого в данном случае просто нет), а отвергаются те варианты, которые явно не подходят. Очевидно, что в этом случае точность калькулирования будет ниже. Для общепроизводственных и общехозяйственных расходов в качестве носителей затрат можно, например, выбрать сумму прямых затрат и сумму переменных затрат (т.е. прямых затрат и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования) соответственно.

Таким образом, отказ от «котлового» метода распределения накладных расходов повышает достоверность информации, однако значительная условность (а значит, и неточность) в формировании себестоимости отдельных видов продукции остается. В первую очередь это относится к распределению общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые являются постоянными и не зависят от изменения показателей, характеризующих деловую активность предприятия.

В связи с этим в качестве одного из способов решения проблемы распределения накладных расходов можно предложить также пересмотр подхода к классификации некоторых видов затрат, которые традиционно и не всегда обоснованно трактуются как косвенные.

Речь в первую очередь идет о следующих затратах:

  • лицензионные платежи, которые всегда связаны с выпуском определенной продукции;

  • амортизация специального оборудования, а также другие расходы на его содержание и эксплуатацию в том случае, если это оборудование используется только для производства конкретного вида продукции;

  • расходы на оплату труда конструкторов и технологов, которые осуществляют конструкторско-технологическое сопровождение только данной продукции, а также другие затраты по такому сопровождению;

  • расходы на оплату труда работников служб маркетинга и сбыта, если они специализируются на продвижении какой-либо конкретной продукции, а также другие затраты, связанные с выполнением данной функции применительно к какой-либо продукции, например затраты на ее рекламу.

Очевидно, что эти затраты, приведенный перечень которых не является исчерпывающим, являются прямыми и должны сразу относиться на себестоимость соответствующих видов продукции. В результате этого будет снижена сумма косвенных (накладных) расходов, что повысит точность калькулирования и обеспечит большую достоверность информации о затратах.

Одним из наиболее радикальных подходов к проблеме распределения накладных расходов является использование функционального (операционного) учета затрат или, иначе, учета затрат на основе видов деятельности (activity-basedcosting-ABC). Концептуальным в данном случае является положение, что многие виды деятельности не связаны напрямую с физическими объемами производства и, соответственно, затраты на их осуществление не зависят от этих объемов. К таким видам деятельности относятся, в первую очередь, наладка оборудования, составление графиков производственного процесса и другие функции производственно-диспетчерской службы, оформление заказов, а также выписка счетов и накладных, разгрузка, погрузка, приемка и проверка сырья и материалов, контроль технологических операций и т.д.

Затраты, вызванные этими видами деятельности, являются объемонезависимыми, и распределять их на основе объемных носителей затрат (времени работы производственных рабочих или их зарплаты, времени работы оборудования, суммы прямых или переменных затрат, цены или объемов продаж и т.д.) бессмысленно.

Использование объемных показателей может сыграть злую шутку с менеджерами фирмы, выпускающей несколько видов продукции, объемы производства которых значительно различаются между собой. В этом случае себестоимость мелкосерийной продукции будет искусственно занижена, а крупносерийной — завышена, поскольку затраты, например, на переналадку оборудования в связи с выпуском тысячи изделий будут такими же, как и при выпуске 10 тысяч. Распределяя эти затраты по объемным показателям, мы при прочих равных на любое изделие независимо от его серийности отнесем одну и ту же долю этих накладных расходов, игнорируя то обстоятельство, что на одно изделие из партии в 10 тысяч приходится этих расходов в 10 раз меньше, чем в первом случае. В результате фирма может в течение длительного периода производить продукцию (и даже увеличивать объемы ее производства и продаж), которая выглядит рентабельной только потому, что крупносерийная продукция субсидирует ее, а информация, поставляемая бухгалтером, камуфлирует это обстоятельство. Иначе говоря, преобладающая часть накладных расходов возникает в основном в связи с изготовлением значительной номенклатуры продукции с небольшим объемом выпуска каждой из них. Реальная картина величины и структуры затрат позволит фирме исключить ситуацию, при которой она будет увеличивать производство малорентабельной или убыточной продукции в ущерб продукции, которая действительно является доходной, а разрабатывать и реализовывать жизнеспособные стратегии хозяйствования.

Реализуя концепцию метода АВС, накладные расходы следует распределять по однородным группам, для каждой из которых выбирается свой носитель затрат, в наибольшей степени коррелирующий с затратами данной группы. Например, затраты на наладку оборудования распределяются на базе количества наладок, затраты производственно-диспетчерской службы — в соответствии с числом производственных циклов (периодов). Затраты отдела закупок (снабжения) рекомендуется распределять пропорционально числу размещенных заказов на покупку сырья, материалов и т.д., расходы на разгрузку-погрузку материалов — их весу, затраты отдела доставки (сбыта) — числу обработанных заказов покупателей. Затраты на контроль технологических операций целесообразно распределять соответственно количеству контрольных проверок и т.д. Необходимо подчеркнуть, что при этом затраты, являющиеся объемозависимыми, распределяются на базе соответствующих объемных показателей. Например, затраты на энергию, величина которых зависит от времени работы оборудования, следует распределять по этому носителю затрат.

Безусловно, процесс выделения из совокупности накладных расходов значительного количества однородных групп, выбора для каждой из них своего носителя затрат и расчет соответствующих ставок распределения достаточно трудоемок. Однако необходимость проведения достоверного анализа себестоимости и рентабельностиотдельных видов продукции и принятия на его основе обоснованных управленческих решений делает подобный подход экономически целесообразным.

3.3 Индивидуальное задание по курсовому проектированию

В ООО "Золотой петушок" за I квартал 2011 г. общепроизводственные затраты составляют 1 219 245,62 руб., а общехозяйственные затраты - 7 477 080,18 руб. На птицефабрике пять подразделений.Прямые затраты (без учета стоимости кормов) по пяти подразделениям птицефабрики - 10 340 739,25 руб.По каждому из пяти подразделений прямые затраты (без учета стоимости кормов) следующие.

1. Цех выращивания, зона "В" (цыплята 1 - 100) - 1 654 922,04 руб.

2. Цех клеточных несушек, зона "А" - 2 758 682,87 руб.

3. Цех клеточных несушек, зона "Б" - 2 948 225,02 руб.

4. Цех убоя и переработки - 2 821 305,86 руб.

5. Цех яичного порошка - 157 603,46 руб.

К прямым затратам в данном случае относятся: амортизация основных средств, оплата труда с отчислениями, падеж птицы, расходы будущих периодов (например, страхование), услуги сторонних организаций.Учетной политикой птицефабрики установлено, что общепроизводственные и общехозяйственные затраты полностью распределяются между пятью подразделениями.

Тогда распределение затрат по подразделениям будет произведено следующим образом: необходимо найти коэффициент распределения.

K=

При распределении общепроизводственных затрат распределяемая сумма равна 1 219 245,62р., а база распределения 10 340 739,25 руб. Таким образом коэффициент распределения равен 0,117907.

Таблица 7.- Распределение общепроизводственных затрат.

Подразделение

Общепроизводственные затраты, руб.

Расчет, руб.

Цех выращивания, зона "В" (цыплята 1 - 100)

195 126,91р.

0,117907*1654922,04

Цех яичных несушек, Зона "А"

325 268,04р.

0,117907*2758682,87

Цех клеточных несушек, зона "Б"

347 616,39р.

0,117907*2948225,02

Цех убоя и переработки

332 651,73р.

0,117907*2821305,86

Цех яичного порошка

18 582,55р.

0,117907*157603,46

Итого:

1 219 245,62р.

 

При распределении общехозяйственных затрат распределяемая сумма равна 7 477 080,18 руб., а база распределения 10 340 739,25 руб. Коэффициент распределения равен 0,72307.

Таблица 8. – Распределение общехозяйственных затрат.

Подразделение

Общехозяйственные затраты, руб.

Расчет, руб.

Цех выращивания, зона "В" (цыплята 1 - 100)

1 196 624,78р.

0,72307*1654922,04

Цех яичных несушек, Зона "А"

1 994 721,32р.

0,72307*2758682,87

Цех клеточных несушек, зона "Б"

2 131 773,59р.

0,72307*2948225,02

Цех убоя и переработки

2 040 002,13р.

0,72307*2821305,86

Цех яичного порошка

113 958,36р.

0,72307*157603,46

Итого:

7 477 080,18р.

 

Выводы и предложения

Проведенные исследования курсового проекта на тему: «Особенности распределения и контролянакладных расходов» позволяют сделать следующие выводы теоретического и практического плана.

Итак, сведения о накладных расходах необходимы для таких целей, как: контроль, управление, планирование,ценообразование, принятие решений.

Задачей менеджера является разработка, внедрение и осуществление системы управления на предприятии, приэтом определение затрат и обеспечение всех необходимых сведений о них дают надежную основу для управленияфинансами. Менеджеру необходимо знать, как будут изменяться затраты в той или иной прогнозирующей ситуации.

Рассмотрев структуру основных средств в ООО «Мельница» можно сделать вывод, что наибольшийудельный вес занимают машины и оборудование (89,5 %), что соответствует производственному направлению

предприятия, причем с каждым годом стоимость их увеличивается (на 6194тыс.руб. в 2011 г. по сравнению с 2009г.). Проанализировав численный состав ООО «Мельница» отметим, что за период с 2009 по 2011 год численность рабочих в хозяйстве увеличилась на 1 человека. В том числе увеличилась численность трактористов в связи с расширениемпроизводства.

На предприятии ООО «Мельница» видно, что выручка от продажи товаров, работ, услуг увеличилась в 2011 г. на 41022тыс.руб. по сравнению с 2009 г., что повлияло на увеличение валовой прибыли на 1331тыс.руб.

Проанализировав все таблицы, можно сделать вывод, что ООО «Мельница» постоянно расширяется, прогрессирует в своем развитии и, следовательно, является прибыльным предприятием.

Проведенные исследования данного курсового проекта позволяют внести следующие предложения:

1) автоматизация бухгалтерского учета в ООО «Мельница», т. к. управленческий учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации.

2) применение гибкого плана на ООО «Мельница» для контроля накладных расходов, так как при его использовании появляется возможность спрогнозировать будущие накладные расходы при различных объемах производства, и проконтролировать их. А анализ отклонений фактических накладных расходов от плановых позволяет выявлять причины таких отклонений и обосновывать принимаемые управленческие решения.

3) использование планов – смет в ООО «Мельница». Так как планы – сметы дают менеджерам возможность управлять накладными расходами с целью получения более высокой прибыли и запланированные накладные расходы, приведенные в планах – сметах и составленные с учетом всех требований, одновременно являются вкладом в общий план ООО «Мельница».

Учёт и контроль накладных расходов являются одной из многочисленных обязанностей менеджера. От успешности управления накладными затратами зависит себестоимость продукции и размер чистой прибыли предприятия. К сожалению, на отечественных предприятиях система планирования, учета и контроля накладных затрат оставляет желать лучшего. Проблема внедрения на предприятиях принципиально нового метода работы с накладными издержками особенно актуальна в условиях рыночной экономики.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2 от 30.11.1994г. №51-ФЗ и от 26.01. 1996г. №14-ФЗ с изменениями и дополнениями.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2001 г. N 117-ФЗ.

  3. Федеральный закон Российской Федерации « О Бухгалтерском учете» от 06. 12. 2011г. № 402- ФЗ.

  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н. (в ред. От 24.03.2000).

  5. Положение по бухгалтерскому учету « Учетная политика организации» ПБУ 1/08

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. Изменений от 30.03.2001 №27н).

  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. №94н.

  8. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность : Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. – М. : Рид Групп, 2011. – 416 с. – (Полное руководство бухгалтера).

  9. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет 9-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.: ИздательствоЮрайт, 2011 г. — 955 с.

  10. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 570 с.

  11. Воронова Е.Ю. Управленческий учет. Учебник для вузов. — М.: ИздательствоЮрайт, 2011 г. — 551 с.

  12. Гаррисон, Р. Управленческий учет = ManagerialAccounting: учебник / Р. Гаррисон, Э. Норин, П. Брюэр ; пер. с англ. под ред. М. А. Карлика. – 12-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 592 с. – (Классика MBA).

  13. Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.ил. ISBN 5-279-02720-0.

  14. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник, 3-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 776 с.

  15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. Пособие / Н.П. Кондраков. – М.: ТК Велби, 2008 г.

  16. Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Раланина. Бухгалтерский учет: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008 г. – 573 с.

  17. Карминский А.М. Информатизация бизнеса. М., 2006.

  18. Ковалев А.И., Привалов В.П Анализ финансового состояния предприятия:.- Изд. 4-е исправл., доп. –М: Центр экономики и маркетинга, 2007г. –208с.

  19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности:- М.: Финансы и статистика, 2007г. –

  20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. - 4-е изд., перераб. и допол. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640с.

  21. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж.Г., Станков П.А. Управленческий учет: Учебник /. Под ред. Ларионова А.Д.. –М.: Гроссбух. Проспект, 2008 г. – 390 с.

  22. Лебедев О. Основы бухгалтерии: Учебное пособие. М., 2007.

  23. Наумова Н.А. Основы бухучета: Учебное пособие для вузов. М., 2006.

  24. Петрова В. И., Петров А. Ю., Кобищан И. В., Козельцева Е. А. Управленческий учет и анализ. — М.: ИНФРА-М, 2010 г. — 304 с.

  25. Полковский Л.М. и др. Автоматизация учета на базе пресональных ЭВМ. М., 2009.

  26. Соколов П.А. Рекомендации по переходу на новый план счетов/ Бухгалтерский учет № 4,2007г. стр.4

  27. Стефанова, С.Н. Бухгалтерский учет. Финансовый и управленческий / С.Н. Стефанова, И.Ю. Ткаченко, Г.М. Лисович; под общ. Ред. Г.М. Лисовича. – М.: Феникс, 2008.

  28. Тишков И.Е. Управленческий учет: Учебник – Минск: Высш. шк., 2007 г. – 688 с.

  29. Щадилова С. Основы бухучета, 2-е изд. М., 2008.

  30. Электронная финансовая отчетность/Бухгалтерский учет №13, 2007г. стр.14

  31. Янковский К., Мухарь И. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011 г. — 368 с.

54

Просмотров работы: 31051