СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно цели школьного образования и воспитания определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

Сегодня такой подход оказывается недостаточным, потому что современному обществу нужны не всезнайки, а обучающиеся, которые будут готовы к включению в жизнедеятельность, будут способны практически решать возникшие проблемы.

Главной задачей современной системы образования и воспитания является создание условий для качественного образования и становление личностных компетенций обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания.

Что же такое компетенция?

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Воспитывая личностные компетенции, я стараюсь опираться на знание ребятами окружающего мира и их жизненный опыт.

На сегодняшний день ученые выделяют в личностной компетенции следующие черты, которые я, как учитель – предметник и классный руководитель, должна воспитывать каждый день в своих подопечных:

  • развитие индивидуальных способностей и талантов;

  • знание своих сильных и слабых сторон;

  • способность к рефлексии;

  • динамичность знаний;

  • развитие духовности и нравственности;

  • воспитание духовно-нравственной личности.

С этой точки зрения ставлю перед собой следующие цели:

  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни;

  • научить решать проблемы нравственного характера;

  • научить взаимодействию обучающихся друг с другом.

Для реализации своих целей стараюсь придерживаться следующих правил:

  • на воспитание духовности и нравственности не жалеть ни сил, ни времени;

  • для воспитания духовно-нравственной личности использовать окружающий нас социум;

  • объяснять обучающимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится быть добрым, милосердным, толерантным, чутким и так далее;

  • воспитывать личностную компетенцию обучающихся не только словами, но и делами.

В своей работе стараюсь использовать различные педагогические технологии воспитания.

Во-первых, технологию группового воспитательного дела, примером которой может служить акция, посвященная Дню пожилого человека.

У нашего класса есть подшефная бабушка, Пелагея Ильинична, к которой мы с ребятами с удовольствием ходим и помогаем по дому.

Они не просто приходят к ней, а заранее распределяют между собой обязанности. Не забывают они и о культурной программе для Пелагеи Ильиничны, которая очень любит стихотворения и песни в исполнении ее шефов.

Данную акцию мы проводим не только в рамках Дня пожилого человека, а регулярно. Пелагея Ильинична стала членом нашей школьной семьи.

Помогая этой пожилой женщине, стараюсь воспитывать в ребятах чувство уважения к старшим, сострадания к людям, нуждающимся в помощи, заботе и внимании.

Также акцентирую внимание детей не только на заботу о пожилых людях, но и об учениках младших классов. Под моим руководством ребята осуществляют шефскую помощь в проведении внеклассных мероприятий, организации игр на переменах.

Таким образом, дети учатся толерантности, терпению, совместной деятельности, взаимодействию друг с другом.

Во-вторых, использую технологию коллективного трудового воспитания, тем самым прививая детям начальные трудовые навыки и формируя бережное отношение к окружающей среде.

Накануне субботников провожу с ребятами инструктажи по технике безопасности. Чтобы заинтересовать ребят, я придумываю конкурсы: «Самый чистый участок», «Самый трудолюбивый», «Самая дружная команда». Дети с удовольствием принимают мое предложение и стараются чисто убрать закрепленную территорию.

Надо отметить, что участок для уборки у нашего класса был сложным, но ребята преодолели все трудности.

Таким образом, в трудовых делах стараюсь воспитывать у ребят чувства коллективизма, толерантности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В-третьих, считаю, что процесс духовно-нравственного воспитания может проходить в форме классных часов, этических бесед, коллективно – творческих дел, экскурсий и т.д.

Классный час – это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. Я считаю, что к нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива, поэтому в план воспитательной работы включаю беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости.

В становлении личностной компетенции обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания разработала и провела следующие классные часы:

  • «Во имя жизни на Земле»

  • «Твои права и обязанности»(диспут)

  • «Мой край родной»

  • «Фольклор казачьего народа»

  • «С книгой дружить – век не тужить»

  • «Один за всех и все за одного»

  • «Умей слушать других»

  • «Дружба начинается с улыбки» (диспут)

  • «Символы России»

Таким образом, этические беседы и классные часы играют большую роль в становлении личности обучающихся. Ребята учатся мыслить, развивают логическое мышление, память, внимание, учатся преодолевать свои комплексы в публичных выступлениях.

В своей воспитательной работе придаю огромное значение экскурсиям.

Я благодарна родителям своего класса, которые принимают активное участие в организации экскурсий, как в музей нашего города, так и в станицу Старочеркасскую.

Считаю, что невозможно становление личностной компетенции обучающихся без чувства любви к Родине, патриотизма. Поэтому все экскурсии организовываются с целью не только эстетического, но и патриотического воспитания детей.

В сентябре 2012 года мы посетили выставку, посвященную участию донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Ребята познакомились с предметами старины: оружием, обмундированием и бытом казаков.

Завершилась экскурсия просмотром документального фильма об участии казаков в войне 1812 года.

Ребятам очень понравилась выставка, потому что они могли не только смотреть на экспонаты, но взять их в руки и примерить.

Они были восхищены героизмом и мужеством казаков, преданных своей Родине.

Глядя на их одухотворенные лица, я поняла, что цели данной экскурсии были достигнуты.

На следующий день ребята принесли сочинения, рисунки, фотографии, посвященные казакам. Я поняла, что каждое слово, сказанное экскурсоводом, дети пропустили через свое сердце.

Патриотическое воспитание я продолжила поездкой в станицу Старочеркасскую, к истокам зарождения казачества. Результатом этой экскурсии стала презентация, созданная ребятами вместе с родителями.

Таким образом, могу сказать, что после экскурсий ребята заинтересовались историей Донского края, обычаями и традициями казаков.

Становление личностной компетенции обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания отражает такие умения, качества и способности, которые в той или иной степени необходимы для любой успешной деятельности, в чем бы она ни состояла. Поэтому в своей работе применяю различные методы воспитания: творческие, групповые, игровые, метод учения через обучение, диалогические и дискуссионные.

В дальнейшем я буду продолжать работу над данной проблемой, чтобы помочь обучающимся стать личностями, которые будут готовы к включению в жизнедеятельность, будут способны практически решать возникшие проблемы.

4

Просмотров работы: 1948