Растет число подростков, не успевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и преступления. Подростки всё больше втягиваются в преступный бизнес, продажу и употребление наркотиков и многое другое. И всё это заставляет задуматься: ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организует свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Эта тема довольно актуальна в настоящее время.
В разное время многие исследователи обращались к проблемам девиантных подростков. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).
В настоящее время необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.
Следует отметить, что имеются свои традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.
Особую ценность представляли труды выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей. Эти работы отличались своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.
С начала 60-х годов и позднее получают развитие многочисленные, разрозненные исследования по проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков. Проблемы педагогической запущенности учащихся в Академии педагогических наук исследовались специальной лабораторией, возглавляемой М.А. Алемаскиным.
Однако работы этого периода характеризуются серьезными ограничениями, которые выражались в том, что было весьма затруднено и практически невозможно системное исследование природы социальных отклонений и, исходя из этого, разработка программы превентивной и коррекционной работы. Психолого-педагогическая и криминологическая науки сосредоточились на личности делинквента, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине социальных бед. В этот период исследования по психологии ориентированы на процесс обучения и посвящены вербальному интеллекту и психическим познавательным процессам.
Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.
С подростками отклоняющегося поведения ведут работу культурно-досуговые учреждения, в частности, библиотеки, а также социальные реабилитационные центры. Эта работа не всегда дает положительный результат. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является такая деятельность библиотеки в сотрудничестве с тьюторами, в задачи которых входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особые средства и методы воспитательного воздействия на подростков с девиантным поведением.1 Для решения данной задачи мы видим оптимальным использование метода библиотерапии. Что же такое библиотерапия?
Начнем с того, что библиотерапия возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Библиотерапия имела и другие названия: «либротерапия», «либропсихотерапия» (В.М. Бехтерев.) Само же слово как официальное научное понятие было предложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику - библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой.
Существует множество толкований данного термина. В 1989 году Пардек предложил следующее определение: «библиотерапия» - это техника для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы. В 1989 году Риордан и Вильсон предложили следующую трактовку данному определение «библиотерапии» - преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека.
Еще древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптека для души». Библиотерапия несет в себе такие цели как: проявить индивидуальное самосознание, улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций, способствовать формированию адекватной самооценке, показать человеку, что есть более чем одно решение проблемы, помочь выйти на путь самопознания и самореализации.
Основными участниками библиотерапии могут выступать: врач, библиотекарь, психолог, педагог, автор книги (говоря о роли писателя, следует подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознанной, книга пишется специально для терапевтических целей или она не задумывалась с данной целью).
Независимо от того какова профессиональная направленность библиотерапевта (психолог, педагог или врач) он должен соблюдать принцип компетентности и этики консультанта.2 Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении. Чем более положение героя и описанная ситуация похожа на реальную проблему, тем более и сильнее выражен эффект.3
Одной из особенностей библиотерапии является процесс самоактуализации. Для библиотерапии может подойти книга в прозе или стихах, записи в дневниках и биографические заметки, но стихотворения обладают некоторыми грамматическими и лексическими свойствами, благодаря которым достигается максимальный эффект.4 В стихотворениях мысли предельно сконцентрированы и спрессованы чувствами. Эта совокупность эмоциональной экспрессии. Словесная эссенция помогает весомо утвердить свою мысль, справиться с чувством безысходности. Библиотерапия поэзии работает в направлении индивидуального консультирования, после чего человек становится, открыт для нового опыта и самопознания.5
Однако ни в коей мере не стоит забывать о том, что профилактика девиантного поведения у подростков предполагает целый цикл комплексных мероприятий по предупреждению и коррекции такого поведения детей и подростков с использованием таких нетрадиционных форм работы, как ситуативные, ролевые и развивающие игры, тренинговые и психологические программы, интервьюирование, театрализованные представления, интернет-викторина, открытая трибуна. Библиотерапия является частью этого цикла.6
Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны, происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную направленность.7
Библиотека должна стать местом, где будет сердцу каждого подростка тепло и уютно, где погружение молодежи в радость и полноту социального бытия даст возможность ощутить свою значимость, развивая у подрастающего поколения уверенность и целеустремленность.
Литература:
Библиопсихология и библиотерапия Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 480 с.
Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика. URL: http://lib.1september.ru/2003/13/1.htm
Дрешер Ю.Н. Рекомендации библиотерапевтам-практикам // Школьная библиотека. 2003. №1. С.31-35.
Казаринова И.Н., Смагин Е.Л. Возможности билиотерапии // Научные и технические библиотеки. 1999. №8. С.34-40.
Оганесян Н.Т. Библиотерапия как средство самоактуализации психических состояний // Библиотековедение. 2004. №4. С.72-78.
Плюснина С. Арттерапия как одна из технологий социальной работы с детьми // Школьная библиотека. 2003. № 1. С.31-35.
1 Плюснина С. Арттерапия как одна из технологий социальной работы с детьми // Школьная библиотека. 2003. № 1. С.31-35.
2 Дрешер,Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика/ http://lib.1september.ru/2003/13/1.htm
3 Библиопсихология и библиотерапия Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 480 с.
4 Дрешер Ю.Н. Рекомендации библиотерапевтам-практикам // Школьная библиотека. 2003. №1. С.31-35.
5 Оганесян,Н.Т. Библиотерапия как средство самоактуализации психических состояний // Библиотековедение. 2004. №4. С.72-78.
6 Библиопсихология и библиотерапия. Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карповой, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. 480 с.
7 Казаринова И.Н., Смагин Е.Л. Возможности библиотерапии // Научные и технические библиотеки. 1999. №8. С.34-40.