РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Тарасова Е.М. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Кроме того, жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение возможностей ребенка, на раскрытие его потенциальных творческих резервов, позволит не только оптимизировать творческое развитие ребенка – дошкольника, но и научиться пользоваться воображением, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, пусть даже фантастических.

Каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть или правильно воспользоваться его содержимым. Поэтому детям необходимо давать возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

Педагоги в поиске путей и способов творческого развития детей обращаются к разным сферам человеческого знания. Так были соединены ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и практика обучения и воспитания дошкольников.

Теория была изобретена Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 году. Первоначально она предназначалась для технических работников: физиков, инженеров, то есть возникла в технике, и уже для детей дошкольного возраста технология была адаптирована А.М. Страунинг и Т.А. Сидорчук. А в детский сад ТРИЗ впервые вошел осенью 1987 года.

ТРИЗ - технология является одной из составляющих теории развития творческой личности, наряду с РТВ (развитием творческого воображения) и методами активизации мышления.

Целью ТРИЗ является обучение детей новому мышлению, воспитание качеств творческой личности, способность понимать единство и противоречия окружающего мира.

Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа с элементами ТРИЗ-технологии обусловлена современными тенденциями развития социокультурной ситуации в стране, которые порождают возрастающий интерес к художественному творчеству вообще и каждого человека в частности. Именно в дошкольном детстве закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Значение имеет содержание, формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами ТРИЗ-технологии.

В качестве основных задач программы можно выделить следующие:

  1. Развивать воображения у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Формировать стремления к реализации своих творческих способностей.

  3. Совершенствовать ручную умелость и мелкую моторику ребенка.

  4. Воспитывать личность, умеющую решать сложные задачи творчески в различных областях человеческой деятельности.

  5. Снять психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и учебных задач не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую надо решить.

Вид программы: каузальная, по содержанию направленная на коррекцию воображения, групповая (в закрытой группе), программированная, директивная, длительная.

Программа состоит из 12 занятий. Продолжительность одного занятия 20-30 минут. Режим проведения: 2 занятия в неделю в течение 6-ти недель.

Программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет и проводится в виде групповой работы в свободное время.

Диагностический блок

Цель: диагностика особенностей развития творческих способностей дошкольников, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Задачи:

  1. Диагностировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  2. Определить критерии оценки проявления нарушений

  3. Проанализировать результаты работы

  4. Разработать систему занятий направленную на улучшение оригинальности воображения.

Название шкалы

Автор

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

Круги

Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова

уровнь развития творческих способностей детей

Личностные особенности испытуемых; уровень развития творческих способностей

2

Дорисовывание фигур

Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова

степень оригинальности воображения

Анализируя результаты диагностического обследования по данной группе детей, мы пришли к выводу, что выделенные признаки творческих способностей находятся на среднем уровне развития. В процессе работы дети часто демонстрировали склонность к шаблонным, стереотипным решениям. На наш взгляд, причина этого в том, что хотя в детском саду и ведется работа по развитию творческого воображения в процессе изобразительной деятельности, воспитатели часто ускоряют процесс обучения, в связи с недостаточностью времени, и, не желая ждать пока ребенок придумает решение, предлагают его сами.

В связи с этим необходимо менять отношение педагогов к процессу художественного творчества, создавать определенную основу для творческой деятельности ребенка, вселять уверенность. Таким образом, если не руководить процессом художественной деятельностью детей, не проводить специальную работу по развитию творческого воображения, то они могут так и не познать ничего кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов и полностью утратить личные средства самовыражения, адекватные их личному жизненному опыту.

Установочный блок

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности дошкольников в себе, формирование желания сотрудничать (создать установку на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные ме­ханизмы).

Методы:

  1. Включенное наблюдение

  2. Проведение беседы с детьми до начала коррекционной работы

  3. Проведение игр направленных на знакомство и сплочение группы

Коррекционный блок

Цель: повышение творческого потенциала дошкольников.

Задачи:

  1. Развитие воображения

  2. Развитие художественно-творческих способностей

Тематическое планирование занятий

Цели занятия

Используемые методы

Радикалы для наблюдения

Критерии эффективности

1

учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

- Приветствие

- «Необычный портрет». Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

2

учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

- Приветствие

- «Дорисовки». Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции.

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии.

3

учить детей видеть в слабо структурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки.

- Приветствие

- «Волшебные кляксы». Детям показываются различные кляксы, они должны назвать их сходства с известными предметами.

- «Бумагопад». Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ручная умелость

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Качество выполненной работы

4

учить детей пользоваться символами при восприятии и моделировании эмоциональных состояний

Приветствие

«В мире эмоций».Детям раздается набор из эмоций-символов (радость, грусть, страх и пр.). Далее они должны поднимать подходящий символ на показанную им фотографию человека.

- «Разные звери». Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Понимание переживания тревожности

5

учить детей вариативности (создавать «много из одного»).

- Приветствие

- «Картинки». Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему.

- «Веселое соревнование». Детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал до разных образов предметов, дать им названия.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Уровень тревожности

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии;

Специфические реакции по преодолению тревожности.

6

учить детей отысканию отдаленных и неочевидных связей между вещами.

- Приветствие

- «Мы разные, но мы похожи». Детям предлагается разбиться на пары и сказать, чем они похожи и чем отличаются.

- «Отыщи сходство». Детям предлагалась пара предметов, между которыми они должны были установить сходство.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Установление связей между предметами

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Количество предлагаемых идей

7

учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа

- Приветствие

- «Творец». Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке».

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Конструирование образов

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия

в занятии; Умение моделировать образы

8

учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями

- Приветствие.

- «Как видят мир животные?». Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции; Гибкость мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Неординарность выражения мыслей

9

учить детей моделировать ситуативные функции предметов

- Приветствие

- «Для чего нужны эти предметы». Детям предлагается назвать как можно больше вариантов использования известных предметов.

- «Следователь». Детям необходимо отыскать предмет, который оставил соответствующий отпечаток на бумаге.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Сенсорно-перцептивный опыт

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Продуктивность деятельности

10

учить детей создавать ассоциативные связи

- Приветствие

- «На что похоже?». Детям предлагаются изображения неизвестных им предметов и их просят определить, на что они похожи, для чего могут использоваться.

- «Ты мой друг и я твой друг».

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Ассоциативность мышления

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Разнообразие образов

11

учить детей создавать произвольные конструкции, отталкиваясь от одного признака.

- Приветствие

- «Сказочная страна». Детям предлагается совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные, деревянные, пластиковые, шерстяные, шоколадные люди. Дети должны назвать свойства этих материалов, рассказать, как живут человечки.

- «Дискотека человечков». Под различную музыку дети должны двигаться как человечки из определенного вещества.

- Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции;

Творческий потенциал

Положительный эмоциональный настрой;

Степень участия в занятии; Оригинальность предлагаемых образов

12

учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков.

- Приветствие

- «Волшебный карандаш» (работа в парах)

Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

- «Сквигл». Ведущий закрывает глаза, изображает сквигл (беспорядочные знаки на бумаге) и предлагает ребенку превратить его во что-нибудь.

-Рефлексия

Проявление активности на занятии;

Эмоциональные реакции

Стремление к групповому взаимодействию

Интерес (к занятию и друг другу);

Положительный эмоциональный фон;

Включенность в процесс работы;

Оценочный блок

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки (оценка эффективности проведенной коррекционной работы).

Используются методы диагностического блока, прослежива­ются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, из­менения по тестовым данным, по отзывам родителей и воспитателей, по по­вышению статуса в группе).

Несмотря на то, что проведенная контрольная диагностика еще не получила качественной обработки, уже полученные количественные данные позволяют сделать вывод о том, что творческие способности дошкольников заметно улучшились.

Таким образом, необходимо создавать благоприятные условия для творчества детей, расширять их кругозор и реальный жизненный опыт. Чем больше ребенок увидел, услышал и пережил, чем большим опытом он располагает, и тем богаче становится его воображение.

Кроме того, большое внимание необходимо уделять специально организованной работе по развитию творческого воображения в дошкольном возрасте. Так как воображение помогает освободиться от инерции мышления, раздвигает горизонты видения, усиливает интеллектуальные и творческие возможности, которые умножаются, если человек научился пользоваться своей фантазией. И как показывает практика именно ТРИЗ (теория изобретательских задач) является тем удивительным способом не только развивать и вести, за собой воображение, но и давать ребенку свободно самовыражаться. ТРИЗ - это не сборник отдельных приемов, действий, а метод, посредством, которого можно решить многие задачи, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005

  2. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004

  3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006

  4. Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.-1993. - №2. С.15-19.

  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. Пособие для преподавателей и воспитателей. - М., 2005

Просмотров работы: 10433