МЕТОДЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ

Байчурин А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "АмГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом Канада пользуется все большей популярностью во всём мире. Об этом свидетельствуют постоянно увеличивающийся уровень иммиграции и иностранных инвестиций. Из чего можно сделать вывод, что уровень жизни в Канаде соответствует ведущим странам мира. Невзирая на последствия мирового экономического кризиса, экономика страны стабильна, квалифицированная рабочая сила имеет постоянный спрос у работодателей. Заработная плата одна из самых высоких в мире. Канада по уровню доходов населения в мире занимает шестое место, после США, Люксембурга, Швейцарии, Германии и Японии. Неудивительно, что Канадой интересуются всё больше и больше.

Актуальность данной темы, безусловно, определяется высокой степенью активности Канады в сфере культуры. Канада занимает далеко не последнее место в международном регулировании культурных аспектов, связанных, прежде всего, с контролем за экспортом и импортом, контрафакцией и инвестированием в канадский культурный бизнес. Культурный вопрос является жизненно важным для существования Канады как нации. Во-первых, Канада является молодой нацией и основная её задача – поиск своего собственного места среди ведущих стран мира. Во-вторых, Канада с самого своего образования, как государства, испытывала огромное влияние на все сферы жизни своего мощно развитого соседа с Юга. В этом ключе, цель канадцев создать такую систему регулирования культурного сектора, которая не только не позволит канадской культуре остаться в тени США и раствориться в общем потоке глобализации, но и на весь мир заявит о своей индивидуальности. Также данная тема является весьма актуальной, по причине того, что Канада – многокультурная страна, а это зачастую является одним из определяющих факторов при выборе методов политики в целом, так как политика не может быть эффективной, если в ней не учтены нужды меньшинств. В этой связи опыт проведения успешной культурной политики в подобной стране, безусловно, будет полезен для других многокультурных стран, в том числе и для России.

С начала истории государственного управления культурным сектором канадское правительство разрабатывало сложную систему регулирования государственных инвестиций в культурную сферу и, одновременно демократичности политики, руководствуясь опытом других стран, нуждами государства и требованиями культурной общественности. Правительство Канады создало самобытную систему управления культурной сферой, причем весьма эффективную. Поэтому стоит уделить особое внимание этой теме, так как она является важной и интересной с научно-политической точки зрения.

Изначально поддержка национальной культуры правительством Канады ограничивалась субсидиями от государства. В то время, когда не было острой необходимости охранять культурное своеобразие канадцев, и были более важные проблемы, этого было вполне достаточно. Но с течением времени, в условиях глобализации и большого влияния культуры США на весь мир, поддержка культурной сферы правительством стала более серьёзной и разнообразной. Для достижения целей культурной политики канадская администрация использует следующие методы:

  • Финансовое стимулирование творческого сектора;

  • Поддержка «канадского содержания» в культурной продукции;

  • Налоговые меры;

  • Контроль за количеством иностранных инвестиций;

  • Меры по защите авторских прав1.

Правительство Канады осознаёт необходимость предоставления населению широкого спектра культурных образцов как канадского, так и зарубежного производства. Однако для Канады гораздо дешевле приобрести культурную продукцию, чем произвести свою. Например, чтобы произвести один час телевизионного времени в Канаде, необходимо, как минимум, один миллион долларов (здесь и далее канадские доллары) и 993 тысячи американских долларов, художественный фильм может стоить намного дороже. Причина этому – то, что в Канаде нет крупных производителей в теле-индустрии. Поэтому, одним из важнейших инструментов политики Канады в сфере теле- и радиовещания становится Си-Би-Си. С помощью этой корпорации канадское правительство оказывает финансовую поддержку канадским производителям. Каждый год канадский парламент выделяет один миллиард долларов2. Финансовое стимулирование теле- и радиовещания стало более активным, благодаря Канадскому Телевизионному Фонду, который почти полностью финансирует эту сферу культурной деятельности.

Население Канады пользуется двумя языками, которые законодательно являются официальными не только в Канаде, но и в других странах, так как английский и французский языки являются одними из самых популярных в мире. Это значит, что канадский культурный рынок открыт для иностранной продукции. Хотя правительство не считает жизненно необходимым ограничивать поступление иностранной продукции, оно считает важным наличие у канадцев свободного доступа к национальным культурным образцам, а также наличие места на рынке для канадских производителей. Для этого правительство прибегает к контролю за канадским содержанием во всех сферах творческой индустрии. Например, для запуска радиопрограммы, она должна содержать не менее 30 % канадских программ. В 1995 г. это требование увеличилось до 35 %. Си-Би-Си телевидение должно содержать не менее 60 % программ и фильмов, соответствующих требованиям «канадского содержания». На радио, чтобы подать заявку на вещание какой-либо музыкальной композиции, необходимо соответствовать требованиям канадского содержания, в которые входят: национальность композитора, исполнителя, автора слов и место производства. Если хотя бы два критерия канадские, то песня отвечает требованиям канадского содержания3.

Для поддержки деятельности культурных агентств, правительство Канады использует сбалансированную систему налогообложения. Когда США предоставили Канаде кабельное телевидение, доходы от рекламы сместились в сторону США. Чтобы защитить этот источник доходов канадское правительство выпустило ряд законодательных актов, контролирующих поток доходов от рекламы в телестанции США. Например, Закон о Налогах на Доход, который увеличивал налоги за использование вещания Канады для рекламы со стороны США и уменьшал налоги за канадскую рекламу в США. Аналогичное законодательство было проведено в сферах журнальной и газетной индустрии4.

Канадское правительство контролирует иностранные инвестиции и иностранную собственность на территории Канады посредствам Закона об Инвестициях. Он направлен на ограничение иностранного бизнеса в Канаде, но, в то же время, канадское правительство считает иностранную деятельность в сфере культуры необходимой для пополнения бюджета страны и культурных организаций. И проводит, соответственно, сбалансированную политику, чтобы не потерять иностранных инвесторов. Например, в 1988 г. правительство Канады запретило иностранным компаниям брать контроль над канадскими компаниями и позволило им покупать иностранные компании, только если они согласятся инвестировать часть расходов на развитие канадской культуры5.

Канада, как и другие страны, проводит политику по защите авторских прав. Поправка 1997 г. к Закону о защите авторских прав включает обеспечение смежных прав, которые расширяют защиту авторства в звукозаписывающей сфере. Кроме того, каждый раз, когда авторское произведение используется на публике или в теле- и радиовещании, все, от автора до исполнителя получают гонорар6.

Таким образом, правительство Канады создало систему регулирования культурного сектора, благодаря которой канадцам стали доступны культурные образцы всего мира, и, одновременно, позволяя канадскому народу сохранять интерес и получить широкий доступ к национальной культуре. Этим определяется результативность методов политики Канады в сфере культуры.

Что же касается внешней политики Канады в сфере культуры, следует отметить, что ключевую роль в формировании этой политики играет Департамент Канадского Наследия, а также некоторые другие организации, созданные как бы в помощь правительству и управляемые по принципу «вытянутой руки». Эти организации занимаются сбором и опубликованием информации по культурному сектору, разработкой концептуальных основ политики Канады, поиску наиболее выгодных в экономическом плане путей и способов сотрудничества. Это позволяет канадскому правительству создавать эффективное законодательство в сфере управления культурным сектором и вовремя подстраиваться под постоянно меняющиеся мировые тенденции.

В 2007 г. вышел в свет проект ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Это международная экономическая организация развитых стран, созданная в 1948г. с целью координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. Основной целью проекта 2007г. был сбор информации по регулированию культурного сектора различных стран. В этом документе в качестве «наблюдаемых» фигурируют четыре страны: Канада, Австралия, Франция и Великобритания. Суммировав данные ОЭСР, целесообразным являлось провести работу по созданию диаграмм, которые помогут в понимании масштабов деятельности Канады в культурной сфере. При изучении данных из документа ОЭСР было выяснено, что Канада лидирует по некоторым аспектам. Например, в 2003 г. на финансирование теле- и радиовещания Канада потратила 2,3 млрд.7 долларов, а Австралия, Франция и Великобритания – 979 млн., 1,9 млрд. и 2,2 млрд. долларов соответственно8.

График 1 – финансирование правительством культурного сектора в Канаде и других странах за 2003 г.

В миллионах долларов

График 2 – экспорт и импорт культурных ценностей Канады и других стран за 2003 г..

В миллиардах долларов

Из графика 1 и графика 2 видно, что Канада, если и не занимает лидирующих положений по финансированию культурного сектора, то в ключе экспорта и импорта культурной продукции Канаде нет равных, помимо США, безусловно. Таким образом, вполне естественным является то, что, в последнее время, Канада известна в моровом сообществе как активный защитник национальной культурной самобытности, разнообразного культурного наследия стран в эпоху глобализации. Об этом также свидетельствует уровень её сотрудничества с международными организациями и ведущими странами мира. Канада подписала множество международных договоров и соглашений по вопросам культуры и торговли культурными ценностями, а также является участником и инициатором международных организаций, один из главных аспектов деятельности которых, приходится на культуру.

В 2007 г. канадская масс медиа организация «Media Awareness Network» опубликовала доклад, в котором коротко оговариваются основные международные договоры в сфере культуры, в которых участвует Канада. В ходе изучения этого доклада, было выяснено, что Канадское правительство делит договоры на две группы: международные договоры по защите авторских прав и международные торговые договоры. В первую группу входят: Бернская конвенция по защите литературных деятелей и артистов, Римская конвенция по защите прав артистов, производителей фонограмм и вещательных корпораций, Договор Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности по защите авторских прав. Ко второй группе относятся: Договор о свободной торговле между США и Канадой 1988 г., с некоторыми последующими оговорками и поправками; НАФТА; ГАТТ; Договор Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию9. Посредствам этих договоров, Канада вносит свою лепту в регулирование международного культурного сектора.

Что касается деятельности Канады в рамках международных культурных организаций, то самым ярким примером является то, что по итогам Межправительственной конференции по культурной политике в целях развития, организованной ЮНЕСКО и проходившей в Стокгольме с 30 марта по 2 апреля 1998 г., по инициативе Канады была создана Международная сеть по культурной политике. Эта организация, объединяющая страны на уровне министров культуры и экспертных групп, была создана по проекту Канады и имеет следующие цели своей деятельности:

 расширение обмена опытом и информацией и укрепление культурного сотрудничества, как на национальном, так и международном уровне;

 привлечение внимания к проблемам культурного разнообразия и идентичности и их связи с социально-экономическим развитием во всём современном мире;

 координация приоритетов культурной политики на национальном уровне и направлений международного сотрудничества;

 повышение интереса к проблемам культуры и выдвижение их в повестку дня переговоров на разных уровнях10.

Говоря о методах внешней культурной политики Канады, безусловно, стоит отметить, что основными являются: дипломатическое построение дружественных отношений с другими странами и межправительственными организациями в целях сотрудничества в сфере защиты и распространения культурных ценностей. В этой связи Канада занимает активную позицию, о чём свидетельствует уровень экспорта и импорта культурных ценностей, количество международных договоров Канады с другими государствами в целях сотрудничества и активное участие Канады в Международных культурных организациях.

Сравнивая методы внешней и внутренней политики, следует отметить, что правительство Канады придерживается некоторых общих принципов. Среди них: ориентация на канадскую идентичность и продвижение культурной продукции с канадским содержанием, активное участие в международных с целью создания международной правовой базы, регулирующей культурную сферу, а также демократичность и разнообразие11.

Что же касается эффективности канадской культурной политики, то эффективной политикой считается политика, которая приводит к желаемому результату, к достижению намеченной цели. Целью культурной политики Канады является обеспечение благоприятной среды, для развития культурной индустрии. Канадская администрация, опираясь на свой собственный опыт и опыт других стран, грамотно разработала систему принципов и задач и, как показывает время, добилась своей цели. Сегодня канадцам предложен широкий спектр культурных образцов национального и зарубежного производства. Творческая часть населения с радостью осуществляет производство новых культурных продуктов, так как государство активно проводит политику поощрения творческой деятельности (в основном за счет системы грантов Совета Канады). За период 2006 – 2007 гг. правительство Канады выделило 359 миллионов долларов на гранты в различных отраслях культурной сферы12.

В своём докладе 2009 г. под названием «Значение Культуры» министр канадского наследия Джеймс Мур сообщил некоторые статистические данные по культурной индустрии. В 2007 г. вклад культурной индустрии в экономику страны составил 46 миллиардов долларов, что превосходит доход от страховой индустрии более чем в два раза; в культурном секторе занято более 650 тыс. канадцев. Создавая различные фонды поддержки национальной культуры, правительство каждый год вкладывает в культурную индустрию более 3 миллиардов13.

Деятельность Министерства Канадского Наследия не ограничивается ежегодными вкладами в фонды культуры. Сегодня существует большое количество разноплановых программ по поддержке культурной индустрии. Программы разрабатываются по пяти основным направлениям: периодические издания, книгопечатание, фильмы и телевидение, интерактивные цифровые системы, музыка. Например, Закон об иностранной рекламе, который ограничивает иностранную рекламную деятельность, помогая канадским изданиям конкурировать с менее дорогостоящими зарубежными компаниями. Далее – Программа по поддержке Периодических Изданий. С помощью фондов периодических изданий канадское правительство оплачивает часть затрат на распространение и доставку журналов и газет. В 2007 г. эта сумма составила 60 миллионов долларов, или 55 % от затрат на распространение и доставку14. В 2000 г. был основан Канадский Фонд Периодики. За семь лет деятельности фонда было проведено 28 проектов по развитию, рекламированию и продаже периодических изданий. Восемнадцать из этих проектов были направлены на приспособление индустрии к новым технологиям15.

Канадская индустрия телевидения и кинематографии так же не осталась в стороне. Благодаря политике канадского правительства в 2007 г. канадцы выпустили 80 полнометражных фильмов, заработав на этом 324 млн. дол. В этом же году было показано почти 8 тыс. часов телевизионных шоу и программ, принеся своим владельцам доход в 1.8 млрд. дол16.

Эффективные законодательные меры на протяжении всей истории культурной политики Канады способствовали мощному развитию культурной индустрии. Сегодня культурные образцы канадского производства пользуются большим спросом не только в самой Канаде, но и во многих других странах мира. Канадское население получило широкий доступ к канадской и зарубежной культуре, а творческое население имеет стимул создавать всё больше новой продукции. И, конечно же, политика протекционизма национальной культурной продукции в виде контроля за уровнем канадского содержания, как и раньше, является очень важным вопросом на повестке дня в правительстве Канады.

1 Canadian Culture in a Global World / The Cultural Industries Sectoral Advisory Group on International Trade, Ottawa, February 1999 // Foreign Affairs and International Trade Canada: офиц. сайт. – 2011. ­ URL: http://www.international.gc.ca/trade-agreements-accords-commerciaux/fo/canculture.aspx.

2 Canadian Culture in a Global World / New Strategies for Culture and Trade.

3 Canadian Culture in a Global World / New Strategies for Culture and Trade.

4 Canada's Cultural Policies // Media Awareness Network: офиц. сайт. – 2010. ­ URL: http://www.media-awareness.ca/english/issues/cultural_policies/canada_cultural_policies.cfm. ­

5 Canadian Culture in a Global World / New Strategies for Culture and Trade.

6 Canadian Culture in a Global World / New Strategies for Culture and Trade.

7 International Measurement of the Economic and Social Importance of Culture. National Accounts and Financial Statistics. С. 99.

8 International Measurement of the Economic and Social Importance of Culture. National Accounts and Financial Statistics. С. 113.

9 International Agreements and Canadian Identity. http://www.media-awareness.ca/english/issues/cultural_policies/international_agreements.cfm

10 Щукина Т. А. Международные инициативы Канады в области культурной политики / Т.А. Щукина // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2002. – № 2 с. 70.

11 Canadian Culture in a Global World. New Strategies for Culture.

12 The Business of Culture : Annual Report 2006-2007 // Department of Canadian Heritage: офиц. сайт. – 2010. ­ URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/org/sectr/ac-ca/pblctns/rprt06-07-eng.cfm.

13 Culture Matters: Speeches 2009 / James Moore [Электронный ресурс] // Department of Canadian Heritage: офиц. сайт. – 2010. ­ URL: http://www.pch.gc.ca/pc-ch/minstr/moore/disc-spch/prsntn-eng.cfm.

14 The Business of Culture / Canada’s Cultural Industries. Annual Report 2006-07. P. 12.

15 The Business of Culture / Canada’s Cultural Industries. Annual Report 2006-07. P. 13.

16 The Business of Culture / Canada’s Cultural Industries. Annual Report 2006-07. P. 21.

Просмотров работы: 2631